Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2011 в 10:41, практическая работа
Целью данного социологического исследования является изучение отношения молодежи к нецензурной лексике и причины появления бранных слов в речи непосредственно самих молодых людей.
Санкт-Петербургский Государственный Университет
Факультет
журналистики
СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ НА ТЕМУ:
ВЗГЛЯД
МОЛОДЕЖИ НА НЕЦЕНЗУРНУЮ
ЛЕКСИКУ
Студентки 3 курса
Вечернего отделения
Ходжаховой
Натальи
Санкт-Петербург
2009
Нецензурная лексика как «запретный плод» сладок. Может быть, именно поэтому вкусить его тянет еще морально не устоявшуюся социальную структуру – молодежь.
Молодежь можно выделить, как социальную группу, которая гораздо чаще употребляет нецензурную лексику, нежели остальные группы. В большинстве случаев молодые люди даже не задумываются над тем, что можно и что нельзя, так как на сегодняшний день мат воспринимается как нечто обыденное. Его даже стали называть «сленгом сегодняшней молодежи», то есть, он, так или иначе, легализовал свое положение. Использование брани – это, прежде всего, веяние действующей моды, уличной моды; но, так или иначе, человек сам решает для себя – материться или нет. Поэтому в данном социологическом исследовании будут рассматриваться первопричины появления мата в жизни нашего подрастающего поколения и отношение последнего к нецензурной лексике.
Целью
данного социологического исследования
является изучение отношения молодежи
к нецензурной лексике и причины появления
бранных слов в речи непосредственно самих
молодых людей.
В
данном социологическом опросе предполагается
опросить 25 человек, которые попадают
под единую категорию – молодежь (возрастная
категория – 18 – 30 лет). Следовало опросить
лиц с полным высшим, неполным высшим,
средне-специальным, средним образованиями,
без образования, имеющих/не имеющих постоянную
работу.
В данном исследовании используются следующие обобщающие термины:
Социальная группа – любая совокупность людей, имеющая какой-либо общий социально значимый признак, в данном случае им может являться пол, возраст, образование, профессия респондента.
Главным термином данного социологического опроса является понятие нецензурной лексики (так же использовались синонимы мат, брань). В толковых словарях «нецензурная лексика» определялась как мат, брань, а мат – нецензурной лексикой и бранью. То есть, точной дефиниции эти понятия не имеют. В данной работе попытаемся дать свое определение (под которым будут использоваться эти термины в работе): нецензурная лексика (мат, брань) – табуированная лексика, не входящая в общепринятый нормативный литературный язык.
Опросный
метод – формализованная анкета
Анкета
из 12 вопросов с закрытыми вопросами.
Данное социологическое исследование покажет двоякое отношение сегодняшней молодежи к нецензурной лексике, так как мат используется далеко не во всех жизненных ситуациях. Возможно, в нормальном состоянии (при отсутствии внешних раздражителей) у человека нет повода к употреблению мата, а при эмоциональном стрессе – большинство людей без него не обходится. Интересна так же обратная связь – не всем нравится, когда брань употребляется по отношению к ним. Кроме того, опрос должен показать – хотят ли молодые люди что-либо исправить в своей речи, хотя бы частично убрать из своего лексикона мат. В целом, опрос должен показать общее отношение респондентов (а именно молодежи) к употреблению нецензурной лексики.
Анкета «Нецензурная лексика»
Мы предлагаем Вам ответить на несколько вопросов. Отметьте тот вариант, с которым Вы наиболее согласны, если же таковой отсутствует, отметьте пункт «Другое».
Сначала
заполните некоторую
информацию о себе:
Ваш пол
Год Вашего рождения
Место рождения
Ваше образование
Ваша профессия
Семейное
положение
а) часто
б) иногда
в) редко
г) другое
а) 0-5 лет
б) 5-15 лет
в) 15-…
г) другое
а) семья
б) друзья
в) СМИ
г) другое
а) дети
б) взрослые
в) пенсионеры
г) другое
а) да
б) иногда
в) нет
6. Употребляете ли Вы нецензурную лексику в состоянии эмоционального стресса?
а) да
б) нет
в) частично
а) да
б) нет
в) частично
а) да
б) нет
в) не знаю
г) другое
9. Считаете ли Вы, что мат в наше время стал неотъемлемой частью речи людей?
а) да
б) нет
в) частично
г) другое
10.
Считаете ли Вы, что
большинство молодежи
действует по принципу
– «чем больше мата
– тем взрослее я»?
а) да
б) нет
в) не знаю
г) другое
11.
Как Вы относитесь к
нецензурной лексике
в художественной литературе?
а) не приемлю
б) приветствую
в) равнодушен
г) другое
12.
Пытаетесь ли Вы свести
к нулю (или хотя бы уменьшить)
количество матерных
слов в своей речи?
а) да
б) нет
в) частично
г) другое
Кол-во | % | ||
1 | Как часто Вы используете в своей речи нецензурную лексику? | ||
а | часто | 3 | 12 |
б | иногда | 13 | 52 |
в | редко | 6 | 24 |
г | другое | 3 | 12 |
2 | В каком возрасте Вы впервые (по Вашим наблюдениям) осознанно употребили свое первое нецензурное слово? | ||
а | 0-5 лет | ||
б | 5-15 лет | 15 | 60 |
в | 15-… | 6 | 24 |
г | другое | 4 | 16 |
3 | От кого Вы узнали большую часть нецензурной лексики? | ||
а | семья | ||
б | друзья | 15 | 60 |
в | СМИ | 2 | 8 |
г | другое | 8 | 32 |
4 | В отношении кого (какого класса людей) Вы чаще всего используете нецензурную лексику? | ||
а | дети | ||
б | взрослые | 10 | 40 |
в | пенсионеры | 1 | 4 |
г | другое | 14 | 56 |
5 | Нравится ли Вам, когда употребляют нецензурную лексику по отношению к Вам? | ||
а | да | ||
б | иногда | 3 | 12 |
в | нет | 22 | 88 |
6 | Употребляете ли Вы нецензурную лексику в состоянии эмоционального стресса? | ||
а | да | 15 | 60 |
б | нет | 3 | 12 |
в | частично | 7 | 28 |
7 | Считаете ли Вы матом слова, которые общепринято считать нецензурными? | ||
а | да | 11 | 44 |
б | нет | 6 | 24 |
в | частично | 8 | 32 |
8 | Считаете ли Вы, что нецензурную лексику молодежь употребляет чаще, нежели взрослые люди? | ||
а | да | 10 | 40 |
б | нет | 10 | 40 |
в | не знаю | 5 | 20 |
г | другое | ||
9 | Считаете ли Вы, что мат в наше время стал неотъемлемой частью речи людей? | ||
а | да | 5 | 20 |
б | нет | 5 | 20 |
в | частично | 15 | 60 |
г | другое | ||
10 | Считаете ли Вы, что большинство молодежи действует по принципу – «чем больше мата – тем взрослее я»? | ||
а | да | 13 | 52 |
б | нет | 7 | 28 |
в | частично | 4 | 16 |
г | другое | 1 | 4 |
11 | Как Вы относитесь к нецензурной лексике в художественной литературе? | ||
а | не приемлю | 10 | 40 |
б | приветствую | 1 | 4 |
в | равнодушен | 11 | 44 |
г | другое | 3 | 12 |
12 | Пытаетесь ли Вы свести к нулю (или хотя бы уменьшить) количество матерных слов в своей речи? | ||
а | да | 19 | 76 |
б | нет | 2 | 8 |
в | частично | 3 | 12 |
г | другое | 1 | 4 |
№ | Ваш
пол |
Год
рождения |
Место рождения | Ваше образование | Ваша
профессия | |
пункт | область | |||||
1 | Ж | 1989 | Горький | Нижегородская | неполное высшее | безработная |
2 | Ж | 1988 | Псков | Псковская | неполное высшее | продавец |
3 | Ж | 1989 | Брест | Брестская | неполное высшее | безработная |
4 | Ж | 1988 | Ленинград | Ленинградская | неполное высшее | безработная |
5 | Ж | 1989 | Ленинград | Ленинградская | неполное высшее | лаборант |
6 | Ж | 1989 | Ленинград | Ленинградская | неполное высшее | безработная |
7 | Ж | 1987 | Ленинград | Ленинградская | неполное высшее | бухгалтер |
8 | Ж | 1989 | Елизово | Камчатская | неполное высшее | журналист |
9 | Ж | 1988 | Ленинград | Ленинградская | неполное высшее | менеджер |
10 | Ж | 1985 | Ленинград | Ленинградская | неполное высшее | филолог |
11 | Ж | 1987 | Ленинград | Ленинградская | среднее | ______ |
12 | Ж | 1989 | Дубна | Московская | неполное высшее | реставратор |
13 | М | 1981 | Ленинград | Ленинградская | средне-специальное | автослесарь |
14 | М | 1988 | Ленинград | Ленинградская | высшее | преподаватель |
15 | М | 1988 | Ленинград | Ленинградская | средне-специальное | охранник |
16 | М | 1989 | Нижний Тагил | Свердловская | неполное высшее | _______ |
17 | М | 1981 | Ленинград | Ленинградская | неполное высшее | инженер |
18 | М | 1983 | Ленинград | Ленинградская | высшее | охранник |
19 | М | 1985 | Ленинград | Ленинградская | неполное высшее | преподаватель |
20 | М | 1985 | Ленинград | Ленинградская | средне-специальное | преподаватель |
21 | М | 1989 | Ленинград | Ленинградская | среднее | безработный |
22 | М | 1985 | Ленинград | Ленинградская | средне-специальное | СКМС |
23 | М | 1987 | Ленинград | Ленинградская | среднее | продавец |
24 | М | 1989 | Ленинград | Ленинградская | неполное высшее | ______ |
25 | М | 1979 | Ленинград | Ленинградская | неполное высшее | художник |