Взаимоотношения в группе дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2010 в 13:08, контрольная работа

Описание работы

Проблема данного исследования заключается в определении межличностных отношений.

Цель данной методики состоит в выявлении взаимоотношений в группе.

Предметом исследования является определение межличностных отношений.

Гипотеза исследования: предполагается, что в зависимости от личностных особенностей людей определяется степень взаимодействия в коллективе.

В соответствии с целью исследования и выдвинутой гипотезой определяем основные задачи:

1. Произвести выборку респондентов для данного исследования.

2. Составить анкету и провести опрос.

3. Проанализировать данные и на их основании дать рекомендации.

Работа содержит 1 файл

Контрольная Социометрия 3.doc

— 76.50 Кб (Скачать)

Взаимоотношения в группе дошкольников 

        Проблема данного исследования заключается в определении межличностных отношений.

         Цель данной методики состоит в выявлении взаимоотношений в группе.

        Предметом исследования является определение межличностных отношений.

          Гипотеза исследования: предполагается, что в зависимости от личностных особенностей людей определяется степень взаимодействия в коллективе.

        В соответствии с целью исследования  и выдвинутой гипотезой определяем  основные задачи:

1. Произвести  выборку респондентов для данного  исследования.

2. Составить  анкету и провести опрос.

3. Проанализировать  данные и на их основании  дать рекомендации.

         Выборка была произведена среди сотрудников одного коллектива. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Была дана следующая инструкция: 

     Уважаемые коллеги, мы решили проверить насколько наш коллектив дружный и сплоченный, для этого каждый из вас ответит на два вопроса.

     Отвечать  надо искренне, так как от этого  зависит успех проведенного нами исследования.

Были заданы следующие вопросы: 

1. Кому из нашего коллектива Вы поручили бы ответственное задание? 

2. Кого из  нашего коллектива Вы бы пригласил на свой день рождения? 
 
 

Анализ  данных 

Результаты  исследования мы оформили в следующую  таблицу. 
 

Кто выбирает Кого  выбирают Потребность в общении
Респонденты 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Кп+ Кп- Ипо
1 *   + - + +     -   3 2 0,11
2 + *     +       - + 3 1 0,22
3   + * +   +   +   - 4 1 0,33
4 +     * +   -       2 1 0,11
5     + + *   + - + + 5 1 0,44
6   +     + *         2 0 0,22
7   - + + -   * + +   4 2 0,22
8 +   +   + + - *   + 5 1 0,44
9   +     +       *   2 0 0,22
10   +   +   +   -   * 3 1 0,22
Социометри- ческий статус Кп+ 3 4 4 4 6 4 1 2 2 3      
Кп- 0 1 0 1 1 0 2 2 2 1      
Ист 0,33 0,33 0,44 0,33 0,55 0,44 0,11 0 0 0,22      
 
 

      Взаимные  выборы были обнаружены только у семи респондентов: 2, 3, 4, 5, 8, 9, 10.

      Рассчитаем  индекс психологической совместимости:

      Ипсм 2 = 1-0 / 10-1 = 0,11

      Ипсм 3 = 1/9 = 0,11

      Ипсм 4 = 1/9 = 0,11

      Ипсм 5 = 2/9 = 0,22

      Ипсм 8 = 1/9 = 0,11

      Ипсм 9 = 1/9 = 0,11

      Ипсм 10 = 1/9 = 0,11 

      Рассчитаем  индекс психологической сплоченности группы:

      Ипсг = 8 / 0,5*10*(10-1) = 8/45 = 0,18

      Взаимных  отрицательных выборов обнаружено не было. 

      Таким образом, на основе расчетов социометрических индексов можно сделать выводы о  том, что:

      - наибольшей потребностью в общении обладают респонденты 5 и 8, которые сделали наибольшее количество положительных выборов.

      Наиболее  высокий статус имеет респондент под номером 5, следовательно, можно предположить, что он является негласным лидером. Отвергнутых обнаружено не было, все, кроме лидера, относятся к категории предпочитаемых.

      Таким образом, можно сделать вывод, что коллектив достаточно дружный и сплоченный, если возникают конфликтные ситуации, они быстро разрешаются. В процессе индивидуальной работы возможно повысить индекс психологической сплоченности группы. 
 
 
 
 
 

     Занятия для сплоченности коллектива 

     1. Без маски.

     Цель  упражнения: - снятие эмоциональной  и поведенческой закрепощенности; - формирование навыков искренних  высказываний для анализа сущности "я". Каждому участнику дается карточка с написанной фразой, не имеющей окончания. Без всякой предварительной подготовки он должен продолжить и завершить фразу. Высказывание должно быть искренним. Если остальные члены группы почувствуют фальшь, участнику придется брать еще одну карточку. Примерное содержание карточек:

     "Особенно  мне нравится, когда люди, окружающие  меня..."

     "Чего  мне иногда по-настоящему хочется,  так это ..."

     "Иногда  люди не понимают меня, потому  что я ..."

     "Верю, что я ..."

     "Мне  бывает стыдно, когда я ..."

     "Особенно  меня раздражает, что я ..." и  т.п."

     2. Карусель.

     Цель  упражнения: - формирование навыков  быстрого реагирования при вступлении в контакты; - развитие эмпатии и  рефлексии в процессе обучения. В  упражнении осуществляется серия встреч, причем каждый раз с новым человеком. Задание: легко войти в контакт, поддержать разговор и проститься. Члены группы встают по принципу "карусели", т. е. лицом друг к другу и образуют два круга: внутренний неподвижный и внешний подвижный. Примеры ситуаций:

     _ Перед вами человек, которого  вы хорошо знаете, но довольно  долго не видели. Вы рады этой встрече...

     _ Перед вами незнакомый человек.  Познакомьтесь с ним... _ Перед  вами маленький ребенок, он  чего-то испугался. Подойдите  к нему и успокойте его.

     _ После длительной разлуки вы  встречаете любимого (любимую), вы  очень рады встрече...

     Время на установление контакта и проведение беседы 3-4 минуты. Затем ведущий дает сигнал, и участники тренинга сдвигаются к следующему участнику.

     3. Качества.

     Цель  упражнения: способствовать выработке  у участников более объективной  самооценки. Каждый должен написать 10 положительных и 10 отрицательных своих качеств, затем проранжировать их. Следует обратить внимание на первые и последние качества.

     На  какой я ступеньке?

     Цель  упражнения: помочь участникам выстраивать  адекватную самооценку Участникам раздается бланк с нарисованной на ней лесенкой из 10 ступеней.

     Дается  инструкция: "Нарисуйте себя на той  ступеньке, на которой, как вы считаете, сейчас находитесь".

     После того, как все нарисовали, ведущий  сообщает ключ к этой методике:

  • 1-4 ступенька - самооценка занижена

     - 5-7ступенька - самооценка адекватна

  • 8-10 ступенька - самооценка завышена

     Проективный рисунок "Я такой, какой я есть".

     Цель  упражнения: способствовать выработке  у участников более объективной  самооценки.

     Участники рисуют себя так, чтобы никто не видел. После этого рисунки собираются и смешиваются. Производится обмен впечатлениями по каждому рисунку. 
 
 
 
 
 
 

     Упражнения  для развития коммуникативных навыков 

     Упражнение  1: «Комплимент»

     Инструкция: из группы выбираются два человека. Остальные – зрители. Один из выбранных – «Тот, кто дарит комплимент» (по желанию), другой – заказывает ему свой портрет. После выполнения задания участники могут поменяться местами. «Тот кто дарит комплимент внимательно смотрит на своего партнера (1-2 минуты). Затем отворачивается и говорит ему комплименты. При этом перед каждым комплиментом говорит фразу: «Я сейчас тебя не вижу, но отлично помню…..» и продолжает эту фразу каким-либо комплиментом.

     Ведущий не только следит за тем, чтобы упражнение проходило в доброжелательной обстановке, но активно стремиться помочь, акцентуируя внимание на определенных аспектах. Например: «А как характер твоего партнера выражен через его одежду или украшения?» 

     Упражнение  2. «Психологическая совместимость»

     Для упражнения понадобятся: ластик и ведро.

     Инструкция: Участники тренинга разбиваются на пары. Участники в паре становятся друг напротив друга. Вытягивают навстречу друг другу ладони (один – правую, другой - левую), между ладонями помещается ластик. На свет «один – два - три» участники бросают ластик в ведро. Дается три попытки. Задача участников скоординировать свои действия и попасть в ведро. 

     Упражнение 3. «Интервью»

     Инструкция: участники разделяются на пары, повернуться лицом друг к другу и по очереди за одну минуту узнать как можно больше друг о друге. Задача участника – рассказать от своего имени все, что он запомнил о своем партнере.

     После рассказа о своем собеседнике  от своего имени остальные участники  тренинга могут задавать вопросы.

     Последующее осуждение предполагает ответы на вопросы:

  • Когда вам было комфортнее, когда слушал о себе или говорил за другого?
  • Согласны ли вы с представлением о вас другого человека?

Информация о работе Взаимоотношения в группе дошкольников