Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2010 в 13:08, контрольная работа
Проблема данного исследования заключается в определении межличностных отношений.
Цель данной методики состоит в выявлении взаимоотношений в группе.
Предметом исследования является определение межличностных отношений.
Гипотеза исследования: предполагается, что в зависимости от личностных особенностей людей определяется степень взаимодействия в коллективе.
В соответствии с целью исследования и выдвинутой гипотезой определяем основные задачи:
1. Произвести выборку респондентов для данного исследования.
2. Составить анкету и провести опрос.
3. Проанализировать данные и на их основании дать рекомендации.
Взаимоотношения
в группе дошкольников
Проблема данного исследования заключается в определении межличностных отношений.
Цель данной методики состоит в выявлении взаимоотношений в группе.
Предметом исследования является определение межличностных отношений.
Гипотеза исследования: предполагается, что в зависимости от личностных особенностей людей определяется степень взаимодействия в коллективе.
В соответствии с целью
1. Произвести
выборку респондентов для
2. Составить анкету и провести опрос.
3. Проанализировать данные и на их основании дать рекомендации.
Выборка была произведена среди
сотрудников одного коллектива.
Была
дана следующая инструкция:
Уважаемые коллеги, мы решили проверить насколько наш коллектив дружный и сплоченный, для этого каждый из вас ответит на два вопроса.
Отвечать надо искренне, так как от этого зависит успех проведенного нами исследования.
Были
заданы следующие вопросы:
1. Кому из нашего
коллектива Вы поручили бы ответственное
задание?
2. Кого из
нашего коллектива Вы бы пригласил на
свой день рождения?
Анализ
данных
Результаты
исследования мы оформили в следующую
таблицу.
Кто выбирает | Кого выбирают | Потребность в общении | ||||||||||||
Респонденты | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | Кп+ | Кп- | Ипо | |
1 | * | + | - | + | + | - | 3 | 2 | 0,11 | |||||
2 | + | * | + | - | + | 3 | 1 | 0,22 | ||||||
3 | + | * | + | + | + | - | 4 | 1 | 0,33 | |||||
4 | + | * | + | - | 2 | 1 | 0,11 | |||||||
5 | + | + | * | + | - | + | + | 5 | 1 | 0,44 | ||||
6 | + | + | * | 2 | 0 | 0,22 | ||||||||
7 | - | + | + | - | * | + | + | 4 | 2 | 0,22 | ||||
8 | + | + | + | + | - | * | + | 5 | 1 | 0,44 | ||||
9 | + | + | * | 2 | 0 | 0,22 | ||||||||
10 | + | + | + | - | * | 3 | 1 | 0,22 | ||||||
Социометри- ческий статус | Кп+ | 3 | 4 | 4 | 4 | 6 | 4 | 1 | 2 | 2 | 3 | |||
Кп- | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 2 | 2 | 2 | 1 | ||||
Ист | 0,33 | 0,33 | 0,44 | 0,33 | 0,55 | 0,44 | 0,11 | 0 | 0 | 0,22 |
Взаимные выборы были обнаружены только у семи респондентов: 2, 3, 4, 5, 8, 9, 10.
Рассчитаем индекс психологической совместимости:
Ипсм 2 = 1-0 / 10-1 = 0,11
Ипсм 3 = 1/9 = 0,11
Ипсм 4 = 1/9 = 0,11
Ипсм 5 = 2/9 = 0,22
Ипсм 8 = 1/9 = 0,11
Ипсм 9 = 1/9 = 0,11
Ипсм
10 = 1/9 = 0,11
Рассчитаем индекс психологической сплоченности группы:
Ипсг = 8 / 0,5*10*(10-1) = 8/45 = 0,18
Взаимных
отрицательных выборов
Таким образом, на основе расчетов социометрических индексов можно сделать выводы о том, что:
- наибольшей потребностью в общении обладают респонденты 5 и 8, которые сделали наибольшее количество положительных выборов.
Наиболее высокий статус имеет респондент под номером 5, следовательно, можно предположить, что он является негласным лидером. Отвергнутых обнаружено не было, все, кроме лидера, относятся к категории предпочитаемых.
Таким
образом, можно сделать вывод, что коллектив
достаточно дружный и сплоченный, если
возникают конфликтные ситуации, они быстро
разрешаются. В процессе индивидуальной
работы возможно повысить индекс психологической
сплоченности группы.
Занятия
для сплоченности коллектива
1. Без маски.
Цель
упражнения: - снятие эмоциональной
и поведенческой
"Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня..."
"Чего
мне иногда по-настоящему
"Иногда люди не понимают меня, потому что я ..."
"Верю, что я ..."
"Мне бывает стыдно, когда я ..."
"Особенно меня раздражает, что я ..." и т.п."
2. Карусель.
Цель упражнения: - формирование навыков быстрого реагирования при вступлении в контакты; - развитие эмпатии и рефлексии в процессе обучения. В упражнении осуществляется серия встреч, причем каждый раз с новым человеком. Задание: легко войти в контакт, поддержать разговор и проститься. Члены группы встают по принципу "карусели", т. е. лицом друг к другу и образуют два круга: внутренний неподвижный и внешний подвижный. Примеры ситуаций:
_ Перед вами человек, которого вы хорошо знаете, но довольно долго не видели. Вы рады этой встрече...
_
Перед вами незнакомый человек.
_ После длительной разлуки вы встречаете любимого (любимую), вы очень рады встрече...
Время на установление контакта и проведение беседы 3-4 минуты. Затем ведущий дает сигнал, и участники тренинга сдвигаются к следующему участнику.
3. Качества.
Цель упражнения: способствовать выработке у участников более объективной самооценки. Каждый должен написать 10 положительных и 10 отрицательных своих качеств, затем проранжировать их. Следует обратить внимание на первые и последние качества.
На какой я ступеньке?
Цель упражнения: помочь участникам выстраивать адекватную самооценку Участникам раздается бланк с нарисованной на ней лесенкой из 10 ступеней.
Дается инструкция: "Нарисуйте себя на той ступеньке, на которой, как вы считаете, сейчас находитесь".
После того, как все нарисовали, ведущий сообщает ключ к этой методике:
- 5-7ступенька - самооценка адекватна
Проективный рисунок "Я такой, какой я есть".
Цель упражнения: способствовать выработке у участников более объективной самооценки.
Участники
рисуют себя так, чтобы никто не видел.
После этого рисунки собираются и смешиваются.
Производится обмен впечатлениями по
каждому рисунку.
Упражнения
для развития коммуникативных навыков
Упражнение 1: «Комплимент»
Инструкция: из группы выбираются два человека. Остальные – зрители. Один из выбранных – «Тот, кто дарит комплимент» (по желанию), другой – заказывает ему свой портрет. После выполнения задания участники могут поменяться местами. «Тот кто дарит комплимент внимательно смотрит на своего партнера (1-2 минуты). Затем отворачивается и говорит ему комплименты. При этом перед каждым комплиментом говорит фразу: «Я сейчас тебя не вижу, но отлично помню…..» и продолжает эту фразу каким-либо комплиментом.
Ведущий
не только следит за тем, чтобы упражнение
проходило в доброжелательной обстановке,
но активно стремиться помочь, акцентуируя
внимание на определенных аспектах. Например:
«А как характер твоего партнера выражен
через его одежду или украшения?»
Упражнение 2. «Психологическая совместимость»
Для упражнения понадобятся: ластик и ведро.
Инструкция:
Участники тренинга разбиваются на пары.
Участники в паре становятся друг напротив
друга. Вытягивают навстречу друг другу
ладони (один – правую, другой - левую),
между ладонями помещается ластик. На
свет «один – два - три» участники бросают
ластик в ведро. Дается три попытки. Задача
участников скоординировать свои действия
и попасть в ведро.
Упражнение 3. «Интервью»
Инструкция: участники разделяются на пары, повернуться лицом друг к другу и по очереди за одну минуту узнать как можно больше друг о друге. Задача участника – рассказать от своего имени все, что он запомнил о своем партнере.
После рассказа о своем собеседнике от своего имени остальные участники тренинга могут задавать вопросы.
Последующее осуждение предполагает ответы на вопросы: