Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 19:30, реферат
Каждое современное общество должно обладать сложной внутренней структурой. Причиной внутренней сложности общества следует считать многообразие обычаев, верований, интересов и установок, в соответствии с которыми люди образуют группы в обществе. Кроме того, люди, составляющие человеческое общество, занимают определённое место в социальных структурах, где позиции и социальные статусы имеют свойство группироваться.
Введение………………………………………………………………………….….3
1.Сущность социального неравенства и его причины……………………………………………………………………...………5
2. Классовая система современных обществ………………………….………………………...........................................8
2.1 Социальные классы …………………………………………......................8
2.2 Стратификация современного российского общества……………………11
2.3 Значение социальных классов……………………………………………...14
3. Современные виды неравенства………………………………………….........16
Заключение…………………………………………………………………………21
Список использованных источников…………………………………………......23
Министерство образования и науки РТ
Альметьевский
государственный нефтяной институт
Кафедра
гуманитарного образования и социологии
Контрольная работа
(РЕФЕРАТ)
На тему : «Взаимоотношения личности и государства по Платону и Аристотелю »
по
курсу: «Социология»
Выполнила: студентка грВ
Альметьевск, 2007г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1.Сущность социального
неравенства и его причины……………………………………………………………
2. Классовая
система современных обществ………
2.1 Социальные
классы …………………………………………..............
2.2 Стратификация современного российского общества……………………11
2.3 Значение социальных классов……………………………………………...14
3. Современные
виды неравенства……………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных
источников…………………………………………....
ВВЕДЕНИЕ
Каждое современное общество должно обладать сложной внутренней структурой. Причиной внутренней сложности общества следует считать многообразие обычаев, верований, интересов и установок, в соответствии с которыми люди образуют группы в обществе. Кроме того, люди, составляющие человеческое общество, занимают определённое место в социальных структурах, где позиции и социальные статусы имеют свойство группироваться. Например, такая группировка может осуществляться по национальному, имущественному и других признаках. Следовательно, общество представляет собой неоднородное образование. Каждый член человеческого общества, входя в различные группы, находится сразу в нескольких социальных пространствах, которые тесно связаны друг с другом.
Изучение неоднородности общества осуществляется с помощью двух главных базовых характеристик — гетерогенности и неравенства.
Гетерогенность представляет собой совокупность показателей, которые показывают степень разнородности общества, подчёркивают богатство оттенков этого общества. Это означает, что по этим показателям нельзя сказать, выше или ниже находится индивид, занимающий социальную позицию в группе, по отношению к индивиду, занимающему позицию в другой группе. Другими словами, гетерогенность говорит нам только о различиях в позициях индивидов, но не об их ранге.
Второй
базовой характеристикой
Показатели,
характеризующие неравенство, должны
обязательно отслеживаться и
оцениваться в каждом обществе. Это
необходимо сделать по той причине, что
степень неравенства может превышать
некоторые допустимые пределы. Увеличение
степени социального неравенства связано
с протекающими в обществе неравноценными
социальными обменами. Изначальное неравенство
людей по физическим данным, по энергетике,
целеустремлённости, уровню мотивации
позволяет одним группам вступать в неравные
обмены с другими группами. Превышение
допустимой степени неравенства приводит
к большому различию в уровне жизни отдельных
статусных групп общества, которое может
расцениваться как дискриминация, ущемление
некоторых групп населения. Это обстоятельство
часто приводит к возникновению социальной
напряженности в обществе, служит благоприятной
почвой для возникновения, развития и
распространения социальных конфликтов.
В связи с этим каждое общество должно
вырабатывать систему регуляторов для
снижения степени социального неравенства.
Глава 1.Сущность социального неравенства и его причины.
Разнообразие отношений, ролей, позиций приводят к различиям между людьми в каждом конкретном обществе. Проблема сводится к тому, чтобы каким - то образом упорядочить эти отношения между категориями людей, различающихся во многих аспектах.
Что же такое неравенство? В самом общем виде неравенство означает, что люди живут в условиях, при которых они имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам материального и духовного потребления. Для описания системы неравенства между группами людей в социологии широко применяют понятие “социальной стратификации”.
При рассмотрении проблемы социального неравенства вполне оправдано исходить из теории социально - экономической неоднородности труда. Выполняя качественно неравные виды труда, в разной степени удовлетворяя общественные потребности, люди иногда оказываются, заняты экономически неоднородным трудом, ибо такие виды труда имеют разную оценку их общественной полезности.
Именно социально - экономическая неоднородность труда не только следствие, но и причина присвоения одними людьми власти, собственности, престижа и отсутствия всех этих знаков продвинутости в общественной иерархии у других. Каждая из групп вырабатывает свои ценности и нормы и опираются на них, и если они размещаются по иерархическому принципу, то они являются социальными слоями.
В социальной стратификации имеет место тенденция наследования позиций. Действие принципа наследования позиций приводит к тому, что далеко не все способные и образованные индивиды имеют равные шансы занять властные, обладающие высокими принципами и хорошо оплачиваемые позиции. Здесь действуют два механизма селекции: неравный доступ к подлинно качественному образованию; неодинаковые возможности получения позиций в равной степени подготовленными индивидами.
Социальная стратификация обладает традиционным характером. Поскольку при исторической подвижности формы - ее сущность, то есть неравенство положения разных групп людей, сохраняется на протяжении всей истории цивилизации. Даже в примитивных обществах возраст и пол в сочетании с физической силой был важным критерием стратификации.
Учитывая неудовлетворенность членов общества существующей системой распределения власти, собственности и условий индивидуального развития, все же нужно иметь в виду универсальность неравенства людей.
Стратификация, как и любая другая наука, имеет свои формы. До сих пор мы говорили о неравенстве без учета его формы. Между тем от формы зависит и интенсивность стратификации. Теоретические возможности здесь колеблются от такой крайности, когда любому статусу приписывается одинаковое количество и того и другого и третьего. Крайних форм стратификации не было ни в одном историческом объекте.
Сопоставим ситуацию, когда в обществе многочисленны социальные слои, социальная дистанция между которыми невелика, уровень мобильности высок, низшие слои составляют меньшинство членов общества, быстрый технологический рост постоянно повышает “ планку” содержательного труда на нижних ярусах производственных позиций, социальная защищенность слабых, помимо прочего, гарантирует сильным и продвинутым спокойствие и реализацию потенций. Трудно отрицать, что такое общество, такое межслоевое взаимодействие скорее по-своему идеальная модель, чем обыденная реальность.[6]
Большинство
современных обществ далеки от этой
модели. Или присущи концентрация
власти и ресурсов у численно небольшой
элиты. Концентрация у элиты таких статусных
атрибутов как власть, собственность и
образование препятствует социальному
взаимодействию между элитой и другими
стратами, приводит к чрезмерной социальной
дистанции между нею и большинством, Это
означает, что средний класс немногочислен
и верх лишен связи с остальными группами.
Очевидно, что такой социальный порядок
способствует разрушительным конфликтам.
Глава 2. Классовая система современных обществ.
2.1. Социальные классы.
Социологи расходятся во взглядах на источники социальной стратификации, но они едины в том, что социальное неравенство является структурным аспектом современной жизни. Говоря о структуризации социального неравенства, социологи имеют в виду не только то, что индивиды и социальные группы различаются по привилегиям, которые они имеют, престижу, который они получают, и власти, которой они обладают; структуризация означает, что неравенство институциализируется. Неравенство образуется не случайным образом, а в соответствии с повторяющимися, относительно последовательными и устойчивыми моделями; оно обычно передается из поколения в поколение, для чего индивиды и группы, имеющие преимущества, как правило, находят соответствующие способы.
Класс — это большая социальная группа, отличающаяся от других по критериям доступа к общественному богатству (распределению благ в обществе), власти, социальному престижу, обладающая одинаковым социально-экономическим статусом. Термин «класс» был введен в научный оборот в начале XIX в., заменив такие термины, как «ранг» и «порядок», использовавшиеся для описания основных иерархических групп в обществе.[7]
Истоки теории социального класса можно найти в трудах таких политических философов, как Томас Гоббс, Джон Локк и Жан Жак Руссо, которые обсуждали вопросы социального неравенства и расслоения, а также французских и английских мыслителей конца XVIII — начала XIX в., выдвинувших идею о том, что неполитические общественные элементы — экономическая система и семья — в значительной мере определяют форму политической жизни в обществе. Эту идею развивал французский социальный мыслитель Анри Сен-Симон, утверждавший, что государственная форма правления соответствует характеру системы экономического производства. В трудах последователей Сен-Симона впервые возникла теория пролетариата, или городского рабочего класса, как главной политической силы современного общества, ставшая краеугольным камнем марксистской теории.
Какие только типологии классов не придумывали социологи 20 века. В одной 7, в другой 6, в третьей 5 и т. д. Первую типологию классов США предложил в 40-е годы 20 века американский социолог Ллойд Уорнер. Она включала 6 классов. Кроме этой предлагались и другие схемы, например: верхний-высший, верхний-низший, верхний-средний, средний-средний, низший-средний, рабочий, низшие классы. Или: высший класс, верхний средний, средний и нижний средний класс, верхний рабочий и нижний рабочий класс, андеркласс. Вариантов множество, но важно уяснить себе 2 принципиальных положения:
— основных класса, как бы их ни называли, только три: богатые, зажиточные, бедные;
— неосновные классы возникают за счёт добавления страт или слоев, лежащих внутри одного из основных классов.
С тех пор как Л. Уорнер разработал свою концепцию классов, прошло более полувека. Сегодня она пополнилась ещё одним слоем и в окончательном виде представляет семипунктовую шкалу.
Верхний-высший класс включает «аристократов по крови», которые 200 лет назад эмигрировали в Америку и в течение многих поколений скопили несметные богатства. Их отличает особый образ жизни, великосветские манеры, безупречный вкус и поведение.
Информация о работе Взаимоотношения личности и государства по Платону и Аристотелю