Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 11:08, реферат
Типы выборки.
Опрос прекращается:
2.2. Стихийная выборка.
Исследователь
при применении данного метода
в некоторой степени
Сферы применения стихийной
2.3. Многоступенчатая и одноступенчатая выборки.
Выборка делится на
Процедура будет строиться
Многоступенчатая выборка
Но нужно учитывать, что чем больше ступеней в выборке, тем больше будет ошибка репрезентативности, возрастёт вероятность погрешностей, что приведёт к искажению результатов исследования41.
Список литературы:
Гипотезы. Роль гипотезы в научном исследовании. Требования к построению гипотез. Виды гипотез. Проверка гипотез.
Определив проблему, социолог, прежде всего, пытается объяснить ее на основе имеющихся знаний и прежнего опыта. Точнее говоря, социолог пытается объяснить старыми знаниями и опытом то, что еще не полностью, но познано. Но для полного решения проблемы этого недостаточно. Тогда на основе имеющихся знаний -- некоторые допущения, которые, по его мнению, полностью охватывают и объясняют явление, т. е. формирует гипотезы. Гипотезы в социологическом исследовании - научное предположение о структуре социальных объектов, о характере и сущности связей между социальными явлениями.
Основная функция гипотезы состоит в получении новых научных высказываниях, которые совершенствуют или обогащают имеющиеся знания. Отличается научная гипотеза тем, что новые высказывания можно назвать научными гипотезами в том случае, если они, во-первых, составляют научный вывод из доказанных положений (например, законов статистики или практически полученных данных наблюдения и т. п.); во-вторых, представляют высказывания, полученные путем научных заключений, с целью объяснения соответствующего явления; в-третьих, абстрагированы из эмпирических данных и подтверждены практикой либо соответствующей теорией, научная гипотеза и в том ее сила, может быть сформулирована только в результате предварительного анализа изучаемого объекта.
Роль гипотезы в социологии, как и в любом научном исследовании, чрезвычайно велика. Социологи часто повторяют выражение Дмитрия Менделеева, который говорил, что лучше держаться такой гипотезы, которая со временем окажется ложной, чем никакой. Роль гипотезы состоит, во-первых, в том, что опыт науки, общественной практики, опыт исследователя (включая интуицию) служит своего рода «спусковым механизмом»: для перехода к важным эмпирическим процедурам, призванным в конечном итоге дать новое знание об объекте. Известный социолог Макс Р. Коэн, как-то шутя, заметил: гипотезы возникают у людей, которые думают.
В современных условиях процесс постановки гипотез не удалось формализовать, да и трудно поверить в решение такой задачи. Опираясь на опыт анализа большого количества проведенных социологических и других научных исследований, можно назвать некоторые источники гипотез. Во-вторых, обыденное сознание; которое, как известно, возникает в процессе повседневной жизни людей и включает знания и навыки, складывающиеся в процессе трудовой деятельности, обычаи, непосредственно житейские нравственные нормы и т. п. Иногда возникает вопрос: стоит ли проводить исследование, если утверждаемое в гипотезе и без того известно? Да, стоит, потому что обыденное сознание не может дать обоснованный ответ на многие вопросы. Другим источником построения гипотез может быть аналогия. Метод давно известен в науке. Сущность его состоит в том, что знание, полученное из рассмотрения какого-либо объекта, переносится на другой, менее изученный, менее доступный. Необходимо помнить, что заключения, полученные по аналогии, носят чаще всего правдоподобный характер.
Гипотезы теснейшим образом связаны с проблемами исследования. Они исходят из проблем и дают вероятные объяснения.
Будучи одинаковыми по логической структуре, гипотезы тем не менее различаются по своему содержанию и выполняемым функциям. Выделяют несколько видов гипотез по следующим основаниям:
Общая гипотеза - это вид гипотезы, объясняющей причину явления или группы явлений в целом.
Частная гипотеза - это разновидность гипотезы, объясняющая какую-либо отдельную сторону или отдельное свойство явления или события.
Так, например, гипотеза о происхождении жизни на Земле -это общая гипотеза, а гипотеза о генезисе сознания человека - частная.
При этом необходимо иметь в виду, что деление гипотезы на общую и частную имеет смысл, когда мы соотносим одну гипотезу с другой. Это деление не является абсолютным, гипотеза может быть частной по отношению к одной гипотезе и общей по отношению к другим гипотезам.
Разновидностью частной гипотезы является версия. Версия (лат. versio - оборот, видоизменение; франц. version - перевод, истолкование) - одно из нескольких возможных, отличительное от других объяснение или толкование какого-либо факта, явления, события. Примером могут служить различные версии о личности "Железной маски" - узнике Бастилии. Версии могут возникать при чтении какого-либо текста, когда отсутствует его общепринятое понятие. Так, например, в литературоведении широко распространены версии былин. Часто используется гипотеза в судебно-следственной практике при объяснении отдельных фактов или совокупности обстоятельств.
Кроме общих и частных гипотез различают еще научные и рабочие гипотезы.
Научная - это гипотеза, объясняющая закономерности развития явлений природы, общества и мышления. Чтобы быть научной, гипотеза должна отвечать следующим требованиям: а) она должна быть единственным аналогом данного процесса, явления; б) она должна давать объяснение как можно большему числу связанных с этим явлением обстоятельств; в) она должна быть способной предсказывать новые явления, не входящие в число тех, на основе которых она строилась. Так, например, научная гипотеза А. Эйнштейна в области относительности предметов, явлений и их связи с пространством и временем превратилась в стройную научную теорию, инициирующую ряд направлений в физике.
Рабочая гипотеза - это временное предположение или допущение, которым пользуются при построении гипотезы. Рабочая гипотеза выдвигается, как правило, на первых этапах исследования. Она непосредственно не ставит задачу выяснить действительные причины исследуемых явлений, а служит лишь условным допущением, позволяющим сгруппировать и систематизировать результаты наблюдений и дать согласующееся с наблюдениями описание явлений. Рабочие гипотезы, в частности, с успехом применяются в социологии. Особенно они важны, например, на первых этапах конкретных исследований в области общественного мнения, выяснения приоритетности тех или иных политических деятелей, анализе межличностных отношений в микрогруппах и т.д.
В современной социологической теории разработаны основные нормативные требования к процедурам выдвижения, обоснования и проверки: во-первых, соответствие исходным методологическим принципам философии и социологии; соответствие научным положениям, выводам, истинность которых подтверждена научно установленными фактами. В случае выдвижения гипотезы, опровергающей (уточняющей) установленные теоретические положения, необходима экспериментальная проверка гипотезы и установление ее логических связей с опровергаемыми положениями; во-вторых, обязательность теоретической интерпретации понятий, составляющих гипотезу; гипотеза должна быть проверяемой имеющимися в распоряжении исследовательскими средствами.
Формулирование гипотезы должно предполагать способ ее проверки; внутренняя непротиворечивость и логическая обоснованность гипотезы. Ее построение должно соответствовать логическим правилам, в-третьих, эмпирическая обоснованность, обязательность эмпирической и операционной интерпретации гипотез; на этапе выдвижения гипотез исследователь осуществляет: сбор исходных данных, теоретических и эмпирических сведений об объекте, проблеме исследования для выдвижения гипотез; выдвижение исходных предположений о характере связей объекта, факторах проблемной ситуации, способах решения проблем, задач на основе принципиальных теоретических положений, имеющихся фактических данных, интуитивных предположений; в-четвертых, уточнение содержания предположений средствами теоретической и эмпирической интерпретации понятий, составляющих предположение; уточнение логической формы предположений, соотнесение объема и содержания понятий, составляющих предположение.
На этапе обоснования
гипотез исследователь
-- классификацию
выдвинутых предположений,
-- выделение основной гипотезы. Уточнение теоретического содержания основной гипотезы средствами теоретической интерпретации; уточнение связей основной гипотезы с другими выдвинутыми предположениями; выведения следствия из основной гипотезы, выражающих аспекты основной гипотезы и поддающиеся эмпирической интерпретации. Теоретическое обоснование гипотез-следствий. Выдвижение альтернативных предположений по отношению к гипотезам-следствиям;
-- установление
критериев и показателей