Выборочный метод

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 11:08, реферат

Описание работы

Типы выборки.

Работа содержит 1 файл

Задание к семинару Нежинской Марии СО-82.doc

— 124.50 Кб (Скачать)

     Опрос прекращается:                           

  1. когда имена в списке начинают повторяться;
  2. в случае информационного насыщения;
  3. как только опрос перестаёт приносить новую информацию37.
 

2.2. Стихийная выборка.

     Исследователь  при применении данного метода  в некоторой степени контролирует  выборку (например, публикуя анкету  в журнале, он обращается только  к читателям этого журнала), но  решение о включении в выборку принимает сам респондент. То есть, её размер заранее часто не известен, а определяется конкретным условием - активностью респондентов. Значит, нельзя и заранее определить структуру массива респондентов, которые заполнят и вернут анкеты. Поэтому этот метод не претендует на репрезентативность выборки, а выводы исследования очень часто распространяются только на опрошенную совокупность.

     Сферы применения стихийной выборки:

  1. анкеты, публикуемые в газетах и журналах;
  2. почтовые опросы38;
  3. опросы покупателей в залах супермаркетов;
  4. опрос пассажиров на остановках и в общественном транспорте39.

2.3. Многоступенчатая  и одноступенчатая  выборки.

     Выборка делится на одноступенчатую  и многоступенчатую по количеству  ступеней в отборе. Одноступенчатая выборка предполагает, что из генеральной совокупности сразу осуществляется отбор респондентов для опроса. Процедура же многоступенчатой выборки включает несколько ступеней, при этом на каждой из них единица отбора меняется. «Различают единицы отбора первой ступени (первичные единицы), единицы отбора вторичной ступени (вторичные единицы) и так далее. Объекты самой нижней ступени, с которых ведется непосредственный сбор информации, называются единицами наблюдения»40. Например, задача исследования – изучение свободного времени студентов всей страны.

     Процедура будет строиться следующим  образом:

  1. отбор регионов;
  2. отбор города в них, где есть вузы;
  3. отбор учебных заведений, в которых будет проводиться исследование;
  4. выбор академических групп;
  5. отбор студентов.

     Многоступенчатая выборка осуществляется  не в локальных масштабах, а  в региональных, общенациональных, международных. Использовать одноступенчатую выборку в таких масштабах нерационально, да и очень дорого обойдётся такое исследование. Многоступенчатая выборка в этом плане экономична и упрощает подход  к выбору объекта.

     Но нужно учитывать, что чем  больше ступеней в выборке, тем больше будет ошибка репрезентативности, возрастёт вероятность погрешностей, что приведёт к искажению результатов исследования41.

      
 
 
 
 
 

Список  литературы:

  1. Агабекян Р.Л. Математические методы в социологии. Анализ данных и логика вывода в эмпирическом исследовании: Учебное пособие для вузов /  Р.Л. Агабекян, М.М. Кириченко, С.В. Усатиков. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.
  2. Анурин В.Ф. Эмпирическая социология: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2003. – 288с.
  3. Бабосов Е.М. Прикладная социология: Учеб. пособие для студентов вузов. 2-е изд., стереотип. – Мн.: «ТетраСистемс», 2001.
  4. Большой толковый социологический словарь (Collins). Том 2 (П-Я): Пер. с англ. – М.: Вече, АСТ, 2001. – 528с.
  5. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. – 3-е изд. – М.: КДУ, 2003. – 296с., ил.
  6. Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Прикладная социология: Учебное пособие. – М.: Гардарики,2004. – 176 с.
  7. Кравченко А.И. Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов. – М.: ПЕРСЭ; Логос, 2000. – 640с.: ил. – (Современное образование).
  8. Основы прикладной социологии. Учебник для вузов. Колл. авторов. Под ред. Ф.Э. Шереги и М.К. Горшкова. М.: Интерпракс, 1996. – 184с.
  9. Рабочая книга социолога. Под ред. Рудкевича М.Н. – М., 1983.
  10. Сикевич З.В. Социологическое исследование: практическое руководство. – СПб.: Питер, 2005. – 320с.
  11. Шикун А.И. Социологический практикум: Учебное пособие. – Мн.: Амалфея, 2000. – 208с.
  12. Ядов В.А., В.Я. Беляев, В.Ф. Марарица, П.Н. Оконешников Общая социология: теория и прикладные исследования. – СПб, Санкт-Петербургское философское общество, 2001. – 440с.
 
 

Гипотезы. Роль гипотезы в научном  исследовании. Требования к построению гипотез. Виды гипотез. Проверка гипотез.

Определив проблему, социолог, прежде всего, пытается объяснить  ее на основе имеющихся знаний и прежнего опыта. Точнее говоря, социолог пытается объяснить старыми знаниями и опытом то, что еще не полностью, но познано. Но для полного решения проблемы этого недостаточно. Тогда на основе имеющихся знаний -- некоторые допущения, которые, по его мнению, полностью охватывают и объясняют явление, т. е. формирует гипотезы. Гипотезы в социологическом исследовании - научное предположение о структуре социальных объектов, о характере и сущности связей между социальными явлениями.

Основная функция гипотезы состоит в получении новых научных высказываниях, которые совершенствуют или обогащают имеющиеся знания. Отличается научная гипотеза тем, что новые высказывания можно назвать научными гипотезами в том случае, если они, во-первых, составляют научный вывод из доказанных положений (например, законов статистики или практически полученных данных наблюдения и т. п.); во-вторых, представляют высказывания, полученные путем научных заключений, с целью объяснения соответствующего явления; в-третьих, абстрагированы из эмпирических данных и подтверждены практикой либо соответствующей теорией, научная гипотеза и в том ее сила, может быть сформулирована только в результате предварительного анализа изучаемого объекта.

Роль  гипотезы в социологии, как и в любом научном исследовании, чрезвычайно велика. Социологи часто повторяют выражение Дмитрия Менделеева, который говорил, что лучше держаться такой гипотезы, которая со временем окажется ложной, чем никакой. Роль гипотезы состоит, во-первых, в том, что опыт науки, общественной практики, опыт исследователя (включая интуицию) служит своего рода «спусковым механизмом»: для перехода к важным эмпирическим процедурам, призванным в конечном итоге дать новое знание об объекте. Известный социолог Макс Р. Коэн, как-то шутя, заметил: гипотезы возникают у людей, которые думают.

В современных  условиях процесс постановки гипотез  не удалось формализовать, да и трудно поверить в решение такой задачи. Опираясь на опыт анализа большого количества проведенных социологических  и других научных исследований, можно назвать некоторые источники гипотез. Во-вторых, обыденное сознание; которое, как известно, возникает в процессе повседневной жизни людей и включает знания и навыки, складывающиеся в процессе трудовой деятельности, обычаи, непосредственно житейские нравственные нормы и т. п. Иногда возникает вопрос: стоит ли проводить исследование, если утверждаемое в гипотезе и без того известно? Да, стоит, потому что обыденное сознание не может дать обоснованный ответ на многие вопросы. Другим источником построения гипотез может быть аналогия. Метод давно известен в науке. Сущность его состоит в том, что знание, полученное из рассмотрения какого-либо объекта, переносится на другой, менее изученный, менее доступный. Необходимо помнить, что заключения, полученные по аналогии, носят чаще всего правдоподобный характер.

Гипотезы теснейшим  образом связаны с проблемами исследования. Они исходят из проблем  и дают вероятные объяснения.

Будучи  одинаковыми по логической структуре, гипотезы тем не менее различаются по своему содержанию и выполняемым функциям. Выделяют несколько видов гипотез по следующим основаниям:

Общая гипотеза - это вид гипотезы, объясняющей причину явления или группы явлений в целом.

Частная гипотеза - это разновидность гипотезы, объясняющая какую-либо отдельную сторону или отдельное свойство явления или события.

Так, например, гипотеза о происхождении жизни на Земле -это общая гипотеза, а гипотеза о генезисе сознания человека - частная.

При этом необходимо иметь в виду, что деление гипотезы на общую и частную имеет смысл, когда мы соотносим одну гипотезу с другой. Это деление не является абсолютным, гипотеза может быть частной по отношению к одной гипотезе и общей по отношению к другим гипотезам.

Разновидностью  частной гипотезы является версия. Версия (лат. versio - оборот, видоизменение; франц. version - перевод, истолкование) - одно из нескольких возможных, отличительное от других объяснение или толкование какого-либо факта, явления, события. Примером могут служить различные версии о личности "Железной маски" - узнике Бастилии. Версии могут возникать при чтении какого-либо текста, когда отсутствует его общепринятое понятие. Так, например, в литературоведении широко распространены версии былин. Часто используется гипотеза в судебно-следственной практике при объяснении отдельных фактов или совокупности обстоятельств.

Кроме общих  и частных гипотез различают  еще научные и рабочие гипотезы.

Научная - это гипотеза, объясняющая закономерности развития явлений природы, общества и мышления. Чтобы быть научной, гипотеза должна отвечать следующим требованиям: а) она должна быть единственным аналогом данного процесса, явления; б) она должна давать объяснение как можно большему числу связанных с этим явлением обстоятельств; в) она должна быть способной предсказывать новые явления, не входящие в число тех, на основе которых она строилась. Так, например, научная гипотеза А. Эйнштейна в области относительности предметов, явлений и их связи с пространством и временем превратилась в стройную научную теорию, инициирующую ряд направлений в физике.

Рабочая гипотеза - это временное предположение или допущение, которым пользуются при построении гипотезы. Рабочая гипотеза выдвигается, как правило, на первых этапах исследования. Она непосредственно не ставит задачу выяснить действительные причины исследуемых явлений, а служит лишь условным допущением, позволяющим сгруппировать и систематизировать результаты наблюдений и дать согласующееся с наблюдениями описание явлений. Рабочие гипотезы, в частности, с успехом применяются в социологии. Особенно они важны, например, на первых этапах конкретных исследований в области общественного мнения, выяснения приоритетности тех или иных политических деятелей, анализе межличностных отношений в микрогруппах и т.д.

В современной социологической теории разработаны основные нормативные требования к процедурам выдвижения, обоснования и проверки: во-первых, соответствие исходным методологическим принципам философии и социологии; соответствие научным положениям, выводам, истинность которых подтверждена научно установленными фактами. В случае выдвижения гипотезы, опровергающей (уточняющей) установленные теоретические положения, необходима экспериментальная проверка гипотезы и установление ее логических связей с опровергаемыми положениями; во-вторых, обязательность теоретической интерпретации понятий, составляющих гипотезу; гипотеза должна быть проверяемой имеющимися в распоряжении исследовательскими средствами.

Формулирование  гипотезы должно предполагать способ ее проверки; внутренняя непротиворечивость и логическая обоснованность гипотезы. Ее построение должно соответствовать логическим правилам, в-третьих, эмпирическая обоснованность, обязательность эмпирической и операционной интерпретации гипотез; на этапе выдвижения гипотез исследователь осуществляет: сбор исходных данных, теоретических и эмпирических сведений об объекте, проблеме исследования для выдвижения гипотез; выдвижение исходных предположений о характере связей объекта, факторах проблемной ситуации, способах решения проблем, задач на основе принципиальных теоретических положений, имеющихся фактических данных, интуитивных предположений; в-четвертых, уточнение содержания предположений средствами теоретической и эмпирической интерпретации понятий, составляющих предположение; уточнение логической формы предположений, соотнесение объема и содержания понятий, составляющих предположение.

На этапе обоснования  гипотез исследователь осуществляет:

-- классификацию  выдвинутых предположений, установление  логической связи между отдельными предположениями, выделение наиболее общих предположений, характеризующих существование и значимые аспекты проблемы, способы решения основных задач исследования;

-- выделение  основной гипотезы. Уточнение теоретического  содержания основной гипотезы  средствами теоретической интерпретации; уточнение связей основной гипотезы с другими выдвинутыми предположениями; выведения следствия из основной гипотезы, выражающих аспекты основной гипотезы и поддающиеся эмпирической интерпретации. Теоретическое обоснование гипотез-следствий. Выдвижение альтернативных предположений по отношению к гипотезам-следствиям;

-- установление  критериев и показателей эмпирической  и теоретической гипотез. Этап  проверки гипотез включает получение  фактических данных, расчет показателей, характеризующих выраженные в гипотезе-связи, их толкование, экспериментальную проверку гипотез; принятие или отклонение эмпирических гипотез в соответствии с установленными критериями; анализ побочных (не предполагаемых) данных. Выдвижение предположений о характере их связи с гипотезами-следствиями и гипотезами-основаниями; интерпретацию принятых эмпирических гипотез и логическое доказательство гипотез-оснований; построение выводов из доказанных гипотез по отношению к проблеме, предмету, задачам исследования. 

Информация о работе Выборочный метод