Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2011 в 12:24, контрольная работа
1.Заполнить рисунок 1.1 – Объект социологии.
2.Выделить предмет социологии и дать ему краткую характеристику
3.
Онтологическая сторона не
Социальные факты, по Дюркгейму, обладают двумя характерными признаками: внешним существованием по отношению к индивидам и принудительной силой по отношению к ним. Общество в его интерпретации выступает как независимая от индивидов, вне- и надындивидуальная реальность. Оно - объект всех религиозных и гражданских культов. Оно представляет собой более богатую и более реальность, чем индивид, оно доминирует над ним и создает его, являясь источником всех высших ценностей.
Дюркгейм признает, что генетически общество возникает в результате взаимодействия индивидов; но, раз возникнув, оно начинает жить по своим собственным законам.
Методологический аспект тесно связан с его онтологическим аспектом и симметричен ему.
1. Поскольку общество - часть природы, постольку наука об обществе - социология - подобна наукам о природе в отношении методологии. Ее познавательной целью провозглашается исследование устойчивых причинно-следственных связей и закономерностей. Дюркгейм настаивает на применении в социологии объективных методов, аналогичных методам естественных наук.
2. Из признания специфики социальной реальности вытекает самостоятельность социологии как науки, ее несводимость ни к какой другой из наук, специфика ее методологии и понятийного аппарата. Отсюда же и методологический принцип, согласно которому социальные факты должны объясняться другими социальными фактами.
3.
Дюркгейм выходит за рамки этого методологического
принципа. Поскольку в соответствии с
его теорией общество оказывается доминирующей,
высшей реальностью, постольку происходит
социологизация как объясняемых, так и
объясняющих фактов. Социологический
способ объяснения провозглашается единственно
верным, исключающим другие способы или
включающим их в себя. Социология в результате
выступает не только как специфическая
наука о социальных фактах, но и как своего
рода наука наук, призванная обновить
и социологизировать самые различные
отрасли знания: философию, гносеологию,
логику, этику, историю, экономику и др.
12. Заполните
таблицу 1.7, обозначив основное
содержание органической и
Таблица 1.7 – Механическая и органическая солидарность Э. Дюркгейма.
Механическая солидарность | Органическая солидарность |
Механическая солидарность встречается, согласно Дюркгейму, в неразвитых первобытных обществах. В таких обществах практически отсутствуют разделение труда и все люди исполняют сходные функции, при этом поведение людей жестко регулируется коллективными представлениями, обычаями, традициями, религиозными идеями. | Органическая солидарность получает наибольшее развитие в условиях индустриального общества. Согласно Дюркгейму, преобладание органической солидарности связано с расширением общественного разделения труда, в результате чего люди начинают специализироваться на различных видах деятельности, а взаимосвязь между этими людьми устанавливается главным образом за счет экономического обмена. При этом влияние коллективных представлений на человеческое поведение значительно ослабевает. |
Согласно
Дюркгейму, механическая и органическая
солидарности представляют собой две
противоположных теоретические модели
и в любом человеческом обществе присутствуют,
хотя и в разных сочетаниях, элементы как
механической, так и органической солидарности.
Как уже в первобытном обществе возникают
простейшие элементы разделения труда,
а в развитом индустриальном обществе
сохраняются определенные коллективные
представления.
13.Назвать
основные типы социальных
Таблица 1.8 – Типы социальных действий по М. Веберу.
Типы социальных действий | Характеристика социальных действий | Примеры |
Целерациональное — | Когда предметы или люди трактуются как средства для достижения собственных рациональных целей. Субъект точно представляет цель и выбирает оптимальный вариант ее достижения. Это чистая модель формально-инструментальной жизненной ориентации, такие действия чаще всего встречаются в сфере экономической практики. | Продвижение товаров на рынок. |
Ценностно-рациональное | Определяется осознанной верой в ценность определённого действия независимо от его успеха, совершается во имя какой-либо ценности, причем ее достижение оказывается важнее побочных последствий. | Капитан последним покидает тонущий корабль. |
Традиционное | Определяется традицией или привычкой. Индивид просто воспроизводит тот шаблон социальной активности, который использовался в подобных ситуациях ранее им или окружающими. | Обрядование. |
Аффективное — | Будучи кратковременным
эмоциональным состоянием, аффективное
поведение не ориентировано на поведение других или сознательный выбор цели. Состояние растерянности перед неожиданным событием, душевный подъем и энтузиазм, раздражение на окружающих, подавленное состояние и меланхолия – все это аффективные формы поведения. |
Битьё посуды , пощёчина,суицид. |
14. Выделить
основные учения
М. Вебер утверждал, что в процессе развития мировой цивилизации имеет место усиление рационалистических начал в жизни общества. Изучение рациональности как ведущей тенденции западноевропейского капитализма явилось главной темой его основной работы "Протестантская этика и дух капитализма". В этой работе он показал, что возникновение капитализма в Европе имело не только социально-исторические предпосылки, но и духовные истоки, среди которых важнейшая роль принадлежала протестантской религиозной этике, внушающей человеку ценности бережливого и рачительного труда.
Большой вклад внес М. Вебер в развитие политической социологии, выделив три типа господства: харизматический, основывающийся на аффективном действии и слепой вере в вождя; традиционный и бюрократический, которые соответствуют трем типам социального действия: аффективному, традиционному и целерациональному.
М. Вебер заложил
основы современной теории социальной
стратификации, которая является попыткой
преодолеть ограниченность марксистской
концепции экономической стратификации.
Он полагал, что не только экономический
фактор в виде собственности, но и политический
фактор (власть) и статус (престиж) могут
рассматриваться в качестве критериев
социальной стратификации, вследствие
чего она становится многомерной.