Второе высшее образование в МЭИ

Автор: i***********@yandex.ru, 24 Ноября 2011 в 17:54, контрольная работа

Описание работы

Постановка проблемы. В нашей стране студентам предоставляется возможность получения второго высшего образования. Большинство ВУЗов предлагают различные обучающие программы, курсы и занятия для получения знаний и навыков по дополнительным специальностям. Существуют различные формы получения второго высшего образования: параллельно обучению основной специальности, в свободное время, либо последовательно, одно за другим.

Работа содержит 1 файл

Соц. исследование №2.doc

— 101.00 Кб (Скачать)

 Социологический опрос на тему: « Второе высшее образование в МЭИ». 

         Постановка проблемы. В нашей стране студентам предоставляется возможность получения второго высшего образования. Большинство ВУЗов предлагают различные обучающие программы, курсы и занятия для получения знаний и навыков по дополнительным специальностям. Существуют различные формы получения второго высшего образования: параллельно обучению основной специальности, в свободное время, либо последовательно, одно за другим.

         Человек, желающий получить второе высшее образование, может столкнуться с рядом проблем. Важнейшей из них является проблема востребованности таких специалистов, то есть, будет ли ему легко устроиться на достойную работу, имея на руках два диплома о высшем образовании, и будет ли он иметь привилегии по сравнению с другими на рынке труда. Также, не менее важной проблемой является возможность позволить себе получение второго высшего образования, так как в России, как известно, оно является платным. Поэтому не для любого желающего оно является доступным. Те же, кто уже обучаются, заплатив, желают получить качественное образование, что также является серьёзной проблемой современной России.  

         Рассматривая проблему получения второго высшего образования в целом, необходимо учитывать тенденцию, описывающую отношение к нему студентов. Количество учреждений, предлагающих услуги в этой сфере, увеличивается. Однако, учитывая демографическую ситуацию в стране за последние 10 лет, нет оснований предполагать, что общее число студентов, а соответственно, и число студентов, желающих иметь второе высшее образование, увеличится. Поэтому также существует необходимость выяснить, хотят ли студенты получать второе высшее образование?

       Постановка проблемы в МЭИ.  Московский Энергетический Институт предоставляет возможность получения второго высшего образования по различным направлениям: лингвистическое, экономическое, гуманитарное и т. д. В рамках данного института целесообразно провести исследование с целью выявления проблем дополнительного образования, таких как востребованность выпускников с двумя высшими образованиями в будущем и стоимость обучения.

       Цель исследования. Изучение данных проблем, определение мотивов получения второго высшего образования студентами МЭИ и их отношения к его значимости и перспективности. Также целью является выяснить, насколько доступно получение дополнительного образования.

        По результатам социологического  исследования, разработать предложения для повышения качества дополнительного образования, спрогнозировать уровень спроса на второе образование в целом, а также востребованность к конкретным его областям.

 

         

         Гипотезы исследования.

  1. Можно предположить, что доля студентов, получающих второе высшее образование, невелика в сравнении с общим количеством. Однако, количество студентов, желающих получить дополнительное образование, значительно выше. Эта разность преимущественно связана с финансовыми трудностями и нехваткой времени.
  2. Предположительно, наиболее популярной областью для получения второго высшего образования будет программирование, так как студенты технических специальностей часто заинтересованы в изучении этой научной области.
  3. Что касается второго высшего образования в МЭИ, можно уверенно предположить, что оно является достаточно качественным. МЭИ входит в десятку лучших университетов России и занимает четвёртое место среди технических ВУЗов Москвы. Преподавательский состав института состоит из высококвалифицированных специалистов, способных дать студентам необходимый уровень знаний.
  4. Многие студенты осознают значимость получения дополнительного образования, перспективы получения более широких возможностей после его окончания, в частности быстрый карьерный рост.

         Методический раздел.

       Цель. Проведение на факультете Энергомашиностроения и Механики в МЭИ социологического исследования с целью определения отношения студентов к получению второго высшего образования.

       Выборка. На факультете ЭнМИ на данный момент обучается приблизительно 700 человек. Для получения объективных данных необходимо опросить около 10 %  от числа обучающихся, то есть 50-100 человек. Это значит, что необходимо опрашивать по 10-20 студентов каждого курса.

      Обоснование  методики сбора информации. Для получения  данных исследования  применяется устное интервьюирование с записью вариантов ответов в кодировочный лист. Выбор данного метода обусловлен его популярностью, удобством и экономичностью и тем, что объекты исследования – мотивы, мнения студентов.

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вопросник для интервью. 

    Уважаемый студент! Данный социологический опрос проводится с целью определения отношения студентов к получению второго высшего образования. Просим Вас принять участие в этом опросе, ответив на следующие вопросы. Просьба выбранный вариант ответа обводить в кружок. 

  1. Хотели  бы Вы получать второе высшее образование?

          А – Да

          Б – Нет

            В – Я уже получаю

             Г – Я ещё не задумывался  (-лась) об этом

  

2) Если бы Вы решили получать дополнительное образование (уже получаете), то в какой научной области?

          А – Экономика

          Б – Юриспруденция

          В – Компьютерные технологии и программирование

          Г – Лингвистика

          Д – Психология 

          Е – Другое__________________________________________

          Ж – Я не собираюсь получать второе высшее образование 

3)Перечислите  причины, по которым Вы хотели  бы получить дополнительное образование? (возможно несколько вариантов)

          А – Желание получить знания «для себя»

          Б – Пригодится при работе  по основной специальности

          В – Открываются большие перспективы после окончания обучения

          Г – Другое___________________________________________

          Д – Я не собираюсь получать  второе высшее образование  

4)Есть ли у Вас возможность выделять время на получение второго высшего образования?

          А – Да

          Б – Нет 

5)Ваше материальное состояние позволяет оплачивать дополнительное образование в МЭИ?

          А – Да

          Б – Нет 

6)  По Вашему мнению, даёт ли получение дополнительного образования привилегии при трудоустройстве и дальнейшем карьерном росте?

          А – Да, с точки зрения наличия двух дипломов

          Б – Да, так как человек, получивший второе образование, становится специалистом более широкого профиля

          В – Нет 

7) Как Вы считаете, возможно ли получить качественное второе высшее      образование в Московском Энергетическом Институте?

          А – Да

          Б – Нет

          В – Затрудняюсь ответить 

8) Какие перспективы открываются перед студентом, получившим второе высшее образование? (возможно несколько вариантов)

           А – Никаких 

           Б – Лёгкое трудоустройство

           В – Быстрый карьерный рост

           Г – Высокая заработная плата

           Д – Другое______________________________________________

_____________________________________________________________ 

   9) Ваш  пол

              А – Мужской

              Б – Женский 

 

  10) На каком  курсе Вы обучаетесь?

              Я учусь на ______ курсе.      
 

Благодарим Вас  за участие в социологическом  опросе.  
 

Анализ  полученных результатов.

    1.  По результатам опроса, как и предполагалось, число студентов, желающих  получать второе образование, намного больше, чем тех, кто его уже получает(78% против 11%). Остальные студенты либо не желают, либо ещё не задумывались, однако, их процент невелик. Также выяснилось, что процент желающих получить дополнительное образование, не зависит от того, на каком курсе обучается студент. Результаты опроса полностью подтвердили первую гипотезу.

    2.  Как показали данные опроса, большинство студентов (30%) желает улучшить свои познания в области экономики. Как выяснилось из дополнительного вопроса, этих студентов не смущает тот факт, что вследствие большого числа кадров в этой области на рынке труда существует серьёзная конкуренция. Область компьютерных технологий и программирования также привлекает многих студентов (25%), другие варианты ответа стали менее популярны. Как и предполагалось во второй гипотезе, программирование и компьютерные технологии привлекают многих студентов ЭнМИ, но стал любопытен тот факт, что большая часть студентов хотела бы получать второе высшее образование в области экономики.

    3.  Наиболее популярным ответом на вопрос о мотивах получения второго образования стал третий вариант ответа («Открываются большие перспективы после окончания обучения»), набравший 45% голосов, а 30% студентов ставят целью второго высшего образования получение знаний «для себя» в интересующих их областях. Эти данные говорят о том, что студенты в большинстве случаев осознают перспективность второго образования и заинтересованы в его получении.

    4 - 5. Говоря о причинах расхождения данных о количестве студентов, получающих образование и желающих получить, можно выделить нехватку времени и средств. Половина студентов, желающих получить дополнительное образование, причиной невозможности его получения считает нехватку времени. Возможно, это связано со сложностью обучения по основной специальности либо с совмещением работы и учёбы. Около 60%  опрошенных не могут получать второе образование ввиду своего материального положения. Результаты опроса позволяют сделать вывод о том, что среди студентов, не получающих второе образование, очень мало нежелающих получать его по собственным убеждениям.   

    6. На вопрос о привилегиях дополнительного образования подавляющее большинство студентов (80%)  предположили, что человек, получивший второе  высшее образование, становится специалистом более широкого профиля. Необходимо отметить, что для многих студентов главной целью дополнительного образования является не получение диплома, а приобретения новых знаний и навыков, которые, по всей вероятности, будут востребованы в будущем.

    7. На вопрос о качестве образования в МЭИ мнения разделились. 45% опрошенных студентов считают, что на базе данного института невозможно приобрести необходимые знания при получении второго образования. Около 30% затруднились ответить на этот вопрос. Возможно, это связано с нехваткой информации, так как большинство студентов не сталкивались с организацией обучения по дополнительной специальности. И только 25% посчитали уровень второго образования в МЭИ достаточно качественным, что противоречит третьей гипотезе.

    8.  Как и ожидалось, студенты, в целом, видят перспективы получения второго высшего образования, проявляющиеся в быстром карьерном росте (40%), лёгком трудоустройстве (30%) и высокой заработной плате (25%). Некоторые студенты также отмечали, что второе образование поможет им в общении с людьми, повышает их самооценку.  
     
     

Рекомендации. Проведя анализ полученных данных, можно составить ряд рекомендаций для привлечения студентов к получению второго высшего образования.  

Информация о работе Второе высшее образование в МЭИ