Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 20:02, курсовая работа
Возрастная структура населения играет активную роль в демографических процессах. Возрастная структура накапливает в себе и хранит запас демографической инерции, потенциал роста населения, в силу которого движение населения продолжается долгое время после того, как движущей силы этого движения уже иссякли или изменили свое направление на противоположное. Поэтому влияние возрастной структуры всегда учитывается при анализе динамики демографических процессов.
1. Введение………………………………………………………………….2
2. Возрастная структура населения………………………………………3
2.1. Возраст как универсальная независимая переменная…………...3
2.2. Возрастная структура населения………………………………….4
2.3. Возрастная аккумуляция…………………………………………..7
2.4. Старение населения………………………………………………..10
2.5. Возрастно-половая пирамида…………………………………….13
3. Пенсионное дело в России…………………………………………….19
4. Заключение……………………………………………………………..25
5. Список использованных источников………………………………...27
Пенсионному фонду России, который сейчас выплачивает пенсии не хватает средств. Проблема дефицита уже является хронической , но сейчас, как отмечает президент фонда ВТБ Управление активами», ситуация становится критической.
Ставка налога на фонд заработной платы, отчисляемого в адрес ПФ, возрастет с 20 до 26%. По сути, главный резерв повышения доходов пенсионной системы будет исчерпан, показатель налоговой нагрузки на фонд оплаты труда у нас окажется одним из самых высоких среди государств, имеющих пенсионную систему (график3).
Накопительная пенсионная система
Страна | Фонд или банк — держатель средств | Время возникновения | Активы (млрд долларов) | Активы на одного гражданина (тыс. долларов) |
Япония | GPIF | 1988 | 936 | 7,4 |
Норвегия | NGIM | 1990–1996 | 391 | 83,9 |
Нидерланды | ABP, PFZW | 1922, 1969 | 436 | 26,1 |
Канада | CPP, пенсионные фонды Онтарио и Квебека | 1965–1997 | 490 | 14,7 |
Ирландия | NPRF | 2001 | 30 | 7,3 |
Россия | ВЭБ | 2002 | 15,5 | 0,1 |
Источники: Всемирный банк, «Эксперт»
«Финансовое положение Пенсионного фонда будет ухудшаться, причем особенно быстро в ближайшие десять лет, — уверена Оксана Синявская. — Отчасти это связано с увеличением накопительной составляющей в пенсионных отчислениях, но главная причина в демографии».
В момент становления пенсионной системы в 1950−е годы доля пожилых людей в стране составляла менее 10%. С тех пор, из-за увеличившейся продолжительности жизни и сузившегося воспроизводства населения, этот показатель сильно вырос. Как известно, низкая рождаемость приводит к формированию перевернутой возрастной пирамиды — с расширенным верхом (пенсионеры) и суженной серединой (трудящиеся, которые должны их обеспечивать). К концу 1980−х число людей пенсионного возраста превысило пятую часть от всего населения; при этом отношение числа пенсионеров к числу граждан в трудоспособном возрасте выросло до 1:3, а отношение числа получающих пенсии к работающим достигло 1:2.
По расчетам НИСП, средний возраст назначения пенсии составляет примерно 54 года для мужчин (на шесть лет меньше общеустановленного) и 52 года у женщин (на три года меньше). Выходит, что соотношение получателей пенсий и работающих у нас составляет не 1:3, как следовало бы из возрастной структуры, а 1:2. Плательщиков же единого социального налога (ЕСН) и вовсе лишь на 40% больше, чем получателей пенсий. Для сравнения: в 1970−е на одного пенсионера приходилось четверо работников.
Старение населения, рост доли пенсионеров и увеличение продолжительности их жизни — это общемировая тенденция, которая заставляет задуматься над будущим пенсионных систем чиновников из всех развитых стран. Любая пенсионная система в критической степени зависит от демографических параметров. В распределительной системе слишком малое число трудящихся не может обеспечить многочисленных пенсионеров, в накопительной слишком короткий по сравнению с пенсией трудовой стаж не позволяет накопить на достойный доход в старости.
Помимо повышения пенсионного возраста существуют и иные способы увеличения трудового стажа, которые стимулируют более позднее обращение за пенсией. Тем, кому пенсия назначается раньше срока, ее начисляют с дисконтом, а те, кто соглашается выйти на пенсию позже, напротив, получают надбавку. В России активно обсуждается идея сокращения списков вредных производств и переноса дополнительного финансового бремени на работодателей. Но эффект эти меры могут дать весьма ограниченный.
Повышение
планки пенсионного возраста позволяет
решить вопрос дисбаланса кардинально.
Неудивительно, что за последнее десятилетие
эту меру взяли на вооружение едва ли не все
стареющие промышленно развитые страны.
Пенсионные реформы с увеличением возраста
плательщиков уже прошли или намечены
почти везде (таблицу
2)
Таблица 2
Пенсионный возраст в России — один из самых низких
Страна | Женщины | Мужчины | План* |
Япония | 70 | 70 | |
США | 65,5 | 65,5 | 67 |
Германия | 65 | 65 | 67 (2012–2029) |
Эстония | 63 | 63 | |
Венгрия | 62 | 62 | 63 |
Италия | 60 | 65 | |
Великобритания | 60 | 65 | 68 (до 2045) |
Польша | 60 | 65 | |
Франция | 60 | 60 | |
Казахстан | 58 | 63 | |
Россия | 55 | 60 |
Из республик бывшего СССР пенсионный возраст уже повысили страны Балтии, Молдавия, Казахстан, Грузия. Неудивительно, что большинство из опрошенных нами экспертов склонны считать: несмотря на многочисленные обещания, наши власти на подобную меру тоже пойдут.
В ближайшие несколько лет власти свое обещание не повышать пенсионный возраст, скорее всего, сдержат, то есть у нынешних самых старших поколений неожиданностей не будет. А вот в несколько более отдаленной перспективе решение должно быть принято.
Повышение пенсионного возраста ни в коем случае не должно рассматриваться лишь как способ экономии государственных средств. Если власти и бизнес хотят получить от работников побольше, им следует принять на себя некоторые обязательства и решить некоторые проблемы. Одной из наших проблем является низкая конкурентоспособность пожилого поколения на рынке труда. Поэтому пересмотр пенсионного возраста стоит сочетать с программами повышения квалификации и переподготовки, с мероприятиями, направленными на увеличение числа рабочих мест с гибкой и неполной занятостью.
Наконец,
в случае повышения пенсионного возраста
имеет смысл потребовать законодательно
зафиксировать обязательства властей
по удержанию пенсии на достойном по отношению
к прожиточному минимуму и зарплате уровне.
Все-таки нельзя забывать, что главная
цель реформы — вовлечение в активную экономическую
деятельность все большего числа наших
граждан, а главная задача пенсионной системы
не минимизация затрат бизнеса и бюджета
и не абсолютная самодостаточность, а обеспечение
достойной старости.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Постарение
населения является естественным процессом,
обусловленным уменьшением
Третья проблема - самая главная- повышение рождаемости в стране.
На
мой взгляд, сегодня проблема стареющего
населения решается в глобальном
масштабе. Наглядный пример в России -
повышение детских пособий по уходу за
ребенком, повышение единовременного
пособия при рождении ребенка, повышение
прожиточного минимума, плата за рождение
второго ребенка - своеобразные стимулы
для создания семей с 2-мя и более детьми.
2008 год в России объявлен годом семьи и
ведутся активные работы на политическом
уровне по пресечению главной проблемы
старения в России- снижения рождаемости
детей. На сегодняшний день само население
мало задумывается о проблеме, которая
уже наступила. И если не сбить темпы смертности,
то в ближайшем будущем можно говорить
не о старении населения в России, а вымирания
русского народа, как нации.
Список
использованных источников
Российская половозрастная пирамида. № 215 – 216 от 26 сентября - 9 октября 2005.
2004.
справочник. Госкомстат СССР, НИИ статистики, Музей статистики. М, 1988.
Госкомстат России. М, 1998. 222с.
Информация о работе Возрастная структура населения и пенсионное дело