Автор: Виктория Ситдикова, 10 Июня 2010 в 22:25, реферат
В подготовке иностранных специалистов в Российской Федерации после распада СССР произошли определенные изменения. Они касались мотивов приезда на учебу в России иностранных студентов, источников информации о российских вузах, степени удовлетворенности качеством получаемого образования, перспектив трудоустройства с российским дипломом.
Вопрос №1 – рисунок №1.
Вопрос №2 – рисунок №2.
В вопросе №4 следовало указать, изучали ли студенты русский язык до приезда в Россию. 67% ответили положительно, 33% - отрицательно.
На вопрос №5 о том, каким образом студент совершенствует русский язык, 22% ответили – в общении с друзьями, 8% - Интернет, 3% - репетиторство.
Вопрос №6 – рисунок №3.
На вопрос №7, работает ли студент, 58% ответили положительно, 42% – отрицательно.
На вопрос №9, о том, получает ли студент ежемесячную помощь от родителей, 62% ответили – да, 38% – нет.
На вопрос №11, хотел бы студент вернуться домой, не окончив учебы, 78% ответили – нет, 8% – да, 14% – затруднились ответить.
На вопрос знает ли студент русские традиции и обычаи, 63% ответили – да, 47% – нет.
На
вопрос хотел бы студент остаться в
России, 55% – да, 25% – нет, 20% затруднились
ответить.
Вывод
Подведя итоги нашего анкетирования, можем сделать вывод, что большинство иностранных студентов приезжают в Россию, потому что они не удовлетворены высшим образованием своей страны. Мы выяснили, что ожидания большинства иностранных студентов оправдываются, а также, что основными трудностями в первое время обучения являются коммуникативные трудности и проблемы с жильем.
В ходе исследования выяснили, что большинство иностранных студентов являются гражданами бывших стран СНГ и Азии.
При выборе профессии иностранные студенты руководствуются перспективой трудоустройства с российским дипломом, так как российское образование является качественным и доступным.
По данным анкетирования, большинство иностранных студентов, обучающихся в МПГУ, – это аспиранты и стажеры.
В ходе нашей дискуссии выяснили, что причина, по которой российские высшие учебные заведения предпочитают принимать в аспирантуру или на научно-педагогическую стажировку своих иностранных выпускников заключается в том, что уровень их академической подготовки в целом выше, чем у их соотечественников, окончивших национальные университеты на родине или получивших образование в других зарубежных вузах.
А также в российские ВУЗы поступают преимущественно дети бывших граждан СССР, ныне проживающих в экономически развитых странах. Эту категорию иностранцев отличает от большинства иностранных студентов хорошее знание русского языка, что немаловажно для успешной учебы в российском ВУЗе. По нашему мнению, поток этих студентов будет усиливаться, в том числе и потому, что обучение в России дешевле, чем в экономически развитых странах. Кроме того, в российских вузах традиционно лучше подготовка по фундаментальным дисциплинам, а профессию можно «доучить», возвратившись в свои страны, что в итоге обойдется значительно дешевле.
В
результате проведенного нами социологического
исследования, включая метод фокус-группы,
поставленная нами цель была достигнута.
Рисунок 1. Состав иностранных студентов, обучающихся в МПГУ.
Рисунок 2. Уровень образования, прибывших на учебу в МПГУ иностранных граждан.
Рисунок 3. Основные трудности, испытываемые иностранными студентами в первую очередь.
Расшифровка
и представление
в печатном виде аудиокассет
с записью фокус-групп
Проведя
наше исследование с помощью метода
фокус-группы, мы познакомились с
такими иностранными студентами, как:
Участник №1
Ая
Сейидова, из Туркмении, 20 лет, учится на
факультете СПМ в МОСПИ при
МПГУ, 2 курс. Выбрала Россию, так
как считает, что Россия близка по
духу. А также большинство
Участник №2
Гюльджан
Йигит, из Турции, 24 года, учится на факультете
иностранных языков, аспирантура. В
Россию приехала 8 месяцев назад, чтобы
усовершенствовать свой русский
язык. Про ВУЗ узнала через Министерство
Образования Турции. Проживает в
общежитии, в первое время испытала
коммуникативные и материальные трудности.
Особенно остро испытывает трудности
с языком, считает, что необходимы дополнительные
курсы. Выбрала Россию, так как русский
язык является популярным в ее стране.
Участник №3
Мария
Калласиди, из Кипра, 23 года, учится на
факультете СиЗЕФ, на 2 курсе, выбрала Россию,
а именно МПГУ, потому что на Кипре особенно
ценятся российские педагогические дипломы,
приехала на полную форму обучения. Про
ВУЗ узнала от друзей. Проживает в общежитии.
В первые годы обучения испытала коммуникативные
и жилищные трудности. Довольна выбором
своей специальности и вузом.
Участник №4
Мохаммед
Файтарон, из Сирии, 25 лет, учится на дефектологическом
факультете, приехал в Россию потому,
что любит эту страну. Выбирая
факультет, руководствовался тем, что
нравиться помогать людям, а также легко
входит в контакт с людьми, у которых дефектологические
наклонности. Проживает в общаге. В первые
годы обучения столкнулся с такими трудностями,
как непонимание языка, культуры и традиций.
Считает, что МПГУ занимает первое место
в различных областях науки, в частности
в его области.
Участник №5
Суанда
Инал-Ипа, из Абхазии, 19 лет, учится на психолого-педагогическом
факультете, на втором курсе. В Россию
приехала так, как считала ее своей второй
родиной, никогда не испытывала трудности
с коммуникабельностью. При выборе специальности,
руководствовалась тем фактом, что психология
и педагогика являются перспективными
и престижными в ее стране. Проживает у
родственников, испытывает небольшие
материальные трудности.
Участник №6
Ариф Йылдырым, из Турции, 23 года, учится на филологическом факультете, магистратура, повышает уровень знаний русского языка, в Россию приехал по обмену, так как окончил отделение русского языка и литературы в своей стране. Проживает в общежитии, испытывает сложности с русским языком. В целом рад, что приехал в Москву. Про ВУЗ узнал через Министерство Образования Турции.
Московский Педагогический Государственный Университет
Факультет
Социологии, Экономики и Права
Социологическое исследование
на тему
«Востребованность
российского образования среди
студентов-иностранцев»
Москва, 2008
Информация о работе Востребованность российского образование среди студентов-иностранцев