Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 20:42, курсовая работа
Цель работы - рассмотреть теоретические и практические аспекты социального проектирования .
Задачи работы:
1) определить сущность;
2) охарактеризовать методы;
3) обозначить проблемы.
Введение
1. Сущность социального прогнозирования и социального проектирования
1.1. Возникновение
1.2. Этапы проектирования
1.3. Управление проектами
2. Методы социального проектирования
2.1 Метод мозгового штурма
2.2 Метод экспертизы
2.3 Характеристика проекта
2.4. Риски. Упраление рисками.
3. Внедрение биогазовой установки на территории животноводческого комплекса
3.1. Паспорт проекта
3.2. Финансовое обеспечение проекта
3.3. Рецензирование
Заключение
Список использованной литературы
ГОУ ВПО МО «АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»
ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ
КАФЕДРА «ОБЩЕГО МЕНЕДЖМЕНТА»
Создание социального проекта на тему: «Внедрение биогазовой установки на территории животноводческого комплекса в Зарайском районе».
Содержание :
Введение
1. Сущность социального прогнозирования
и социального проектирования
1.1. Возникновение
1.2. Этапы проектирования
1.3. Управление проектами
2. Методы социального проектирования
2.1 Метод мозгового штурма
2.2 Метод экспертизы
2.3 Характеристика проекта
2.4.
Риски. Упраление рисками.
3. Внедрение биогазовой установки на территории
животноводческого комплекса
3.1. Паспорт проекта
3.2. Финансовое обеспечение проекта
3.3. Рецензирование
Заключение
Список использованной литературы
Приложение1.
Приложение2.
Введение
Социальная жизнь настолько сложна и многообразна, что порой необходимы механизмы для ее структурирования и регулирования, позволяющие успешно решать возникающие проблемы и привлекать все необходимые для этого ресурсы. Одним из таких успешных механизмов является социальное проектирование.
Важную роль в деятельности
социальных сфер играют технологии социального
проектирования, задачи которых состоят
в выработке организационных
моделей решений социальных проблем,
координация механизмов и их реализации.
Сочетание определенности и гибкости
такие технологии, применяются для
развития социальной сферы, так как
могут обеспечить ее долгосрочные перспективы
развития и функциональную насыщенность.
На современном этапе организация деятельности
социальных сфер происходит под влиянием
существующих социальных проблем в обществе.
В основном это проблемы социально-экономической
и политической нестабильности в современной
России. В связи с происходящими переменами
в обществе к социальному проектированию
все больше и больше возрастает внимание,
и, на сегодняшний день, эта тема является
актуальной, так как все больше осознается
эффективность проектных технологий в
управлении социальной жизнью.
При осуществлении того или
иного проекта необходимо знать
четко стратегию его
Определение ближайших и дальнесрочных программ требуют инновационных действий и широкого современного мышления, основанного на интеграции наук. Деятельность социальных служб должна быть прогнозируемой и проектируемой на этапе становления, внедрения и развития. Прогнозирование занимает здесь особо важное место как высокотехнологичный метод научного анализа и предвидения.
Так как социальное проектирование
- это разработка социальных программ,
социальных предложений и проектов,
обработка методики, техники и
технологии конкретных форм социальной
работы.
Цель работы - рассмотреть теоретические
и практические аспекты социального проектирования
.
Задачи работы:
1) определить сущность;
2) охарактеризовать методы;
3) обозначить проблемы.
Объект работы - система реализации социального
проектирования.
Предмет исследования – частные вопросы
системы социального проектирования.
В современных условиях умение предвидеть,
прогнозировать и спроектировать будущее,
а, следовательно, и влиять на социальные
процессы становится также одним из самых
ценных качеств молодого специалиста.
1. Сущность социального проектирования
1.1. Возникновение
Социальное проектирование — термин,
который стал употребляться относительно
недавно — с 70–80-х годов прошлого века.
Хотя, как отмечает автор одной из ранних
работ по методологии социального проектирования,
В.М. Розин, первую попытку разработки
глобального социального проекта осуществил
еще Платон, разработав учение об идеальном
государстве. После революции 1917 года
Россия становится огромным полем глобальных
социальных экспериментов. Предметом
проектирования становится общество в
целом, включая человека — каждого гражданина
этого общества. Задача формирования нового
человека входила в программные документы
КПСС. Эта установка настолько глубоко
проникла в сознание многих руководителей,
что в 1991 году, уже после августовского
путча, на одном из региональных совещаний
крупный чиновник системы образования
вполне серьезно утверждал, что «задача
системы образования — проектирование
ребенка нового типа».
Социальное проектирование как отрасль
социологической науки появилось в XX веке,
когда стало очевидным, что игнорирование
социальных аспектов развития чревато
серьезными издержками в функционировании
современных обществ.
На первых этапах своего становления оно
было производным от научного и технического
проектирования. Исторически научно обоснованные
методы проектирования впервые стали
применяться в архитектуре и машиностроении.
Все большее распространение получает
проектирование при решении проблем расселения,
а также при совершенствовании систем
управления.
Что касается социального проектирования,
то его исходные принципы разрабатывались
Я. Дитрихом, Т. Тиори, Д. Фра-ем, П. Хиллош,
Ф. Ханикой и другими исследователями.
Проектирование происходит от лат. "projectus"
- брошенный вперед; это - процесс создания
прототипа, прообраза предполагаемого
или возможного объекта или состояния.
Это специфическая деятельность, результатом
которой является научно-теоретически
и практически обоснованное определение
вариантов прогнозируемого и планового
развития новых процессов и явлений.
Социальное проектирование – это сконструированное
инициатором проекта социальное новвоведение,
целью которого является создание, модернизация
или поддержание в изменившейся среде
материальной или духовной ценности, которое
имеет пространственно- временные и ресурсные
границы и воздействие которого на людей
признается положительным по своему социальному
значению
Под социальным нововведением понимается разновидность управленческого решения, замысел которого предусматривает целенаправленное изменение того или иного процесса,а реализация состоит в осуществлении этого замысла. Инициатором проекта может быть как отдельный человек, так и организация или сообщество.1
1.2. Этапы проектирования
Этапы проектирования — система приемов,
методов, правил, процедур, операций создания
социального проекта. Наиболее общепринятой
является следующая схема социального
проектирования: уяснение проблемы (проблемная
ситуация) — социальный заказ —паспорт
проекта — цели проекта — задачи проекта
—прогноз— проект.
1. Уяснение проблемы. Предметная проблемная
ситуация (организационная, социальная)
— некое социальное противоречие, требующее
организации целенаправленных действий
для его устранения или выбора одной из
возможных альтернатив социального развития.
2. Социальный заказ. Заказ выступает в
качестве определенной социальной установки
на разработку конкретных мероприятий
по реализации материальных и духовных
потребностей людей, разрешений противоречий,
поиска компромисса. Социальный заказ
формируется на осознании необходимости
решения возникшей социальной проблемы,
без чего невозможно дальнейшее эффективное
функционирование и развитие общности,
успешное продвижение вперед.
3. Паспорт проекта— план мероприятий,
по осуществлению проекта
4. Цели. Цель является
поводом для начала любой
- отображение потребности (мотив);
- отображение путей и способов ее удовлетворения
(планирование, программирование действий);
- отображение конечных результатов, последствий
(прямых и побочных, желаемых и нежелаемых).
Обоснование цели должно начинаться с
определения действия, которое следует
предпринять; в каждой из установленных
целей нужно выделить самый важный результат;
указать сроки предполагаемого достижения
цели; определить затраты на достижение
цели и отдельно на материалы и оборудование;
установить контрольные критерии, которые
могут свидетельствовать о том, что цель
достигнута, обеспечить уверенность в
том, что деятельность, направленная на
достижение цели, контролируется тем,
кто эти цели установил. Перед каждой системой
выдвигаются сразу несколько целей. Одну
из них важно конструировать в качестве
главной, обобщающей, на достижение которой
и направлено функционирование всей системы.
5. После определения целей, опираясь на
них, важно установить главные задачи,
стоящие перед социальной системой. Задача
— это формулировка индивидуальной или
общественной потребности, ожидающей
своего удовлетворения.
Задачи проектирования формируются на
основе тщательного изучения состояния
системы, ее материальных, трудовых, финансовых
ресурсов, норм и нормативов, удовлетворения
определенных социальных потребностей.
Чтобы задачи «работали», они должны быть
выражены конкретно, при помощи определенных
индикаторов: а) частные задачи не должны
быть растворены в общих; б) их нельзя чрезмерно
детализировать, сковывать инициативу
субъекта социального проектирования.
6. Прогнозирование — один из важнейших
этапов проектной деятельности. Прогнозирование
в широком смысле - предвидение, вообще
получение любой информации о будущем.
В узком смысле — специальное научное
исследование, предметом которого выступают
перспективы развития явлений.
1.3. Управление проектами
1. Планирование:
Определение желаемых
результатов проекта. Т.е.
Разработка стратегии
выполнения и графика
Расчет количества
необходимых ресурсов. Грубо говоря,
всё, что понадобится для
2. Организация: распределение ролей и обязанностей внутри проектной команды.
Если один человек в
проектной команде
3. Управление: включение в проектирование этого вида деятельности, поможет сделать работу в проекте качественнее, эффективнее:
Руководство работами и контроль результатов (назначение ответственных и отчеты о проделанных работах).
Решение возникающих проблем. Если в ходе реализации проекта возникают проблемы, которые не были предусмотрены в рисках, они требуют самого быстрого разрешения. Т.к. если их не разрешить они могут отрицательно повлиять на ход реализации проекта, и в худшем случае поставленная цель не будет достигнута. Хотя не так всё страшно. Все проблемы предусмотреть всё равно сложно, но если уж они возникли, нужно постараться их решить.
Обмен информацией с заинтересованными лицами (в зависимости от проблемы, на решение которой направлен проект)
Социальное проектирование
дает возможность оценить
Субъектом социального проектирования
(т.е. тем, кто осуществляет проектирование)
являются различные носители управленческой
деятельности, как отдельные личности,
так и организации, трудовые коллективы,
социальные институты и т. п., ставящие
своей целью организованное, целенаправленное
преобразование социальной действительности.
Необходимая черта субъекта проектирования
- его социальная активность, непосредственное
участие в процессе проектирования.
Объектом социального проектирования (т.е. где или на ком осуществляется процесс проектирования) называют системы, процессы организации социальных связей, взаимодействий, включенных в проектную деятельность, подвергающиеся воздействиям субъектов проектирования и выступающие основанием для этого воздействия.
Основная цель социального
проектирования как специфической
управленческой деятельности - создание
с помощью информационного
Социальный проект должен
содержать систему общих
1) наличие таких характеристик, которые
у проектируемого объекта без четкого
проекта не возникают;
2) наличие параметров, способных обеспечить
реализацию социального заказа;
3)наличие характеристик, поддающихся
внедрению в течение определенного промежутка
времени.
2. Методы социального проектирования
2.1. Метод мозгового штурма.
Степень формализации в методах прогнозирования
в зависимости от объекта исследования
может быть различной; способы получения
прогнозной информации многозначны, к
ним следует отнести: методы ассоциативного
моделирования, морфологический анализ,
вероятностное моделирование, анкетирование,
метод интервью, методы коллективной генерации
идей, методы историко-логического анализа,
написания сценариев и т.д. Наиболее распространенными
методами социального прогнозирования
являются методы экстраполяции, моделирования
и экспертизы.
. Методика мозгового
штурма — связана с генерацией идей, с
их равноправной конкуренцией, с возможностью
сопоставления. Она осуществляется посредством
коммуникативного взаимодействия, в котором
обсуждаются различные проекты, осуществляются
оценки, экспертиза фактов, полемика мнений.2
Технология мозговой атаки может быть представлена следующим образом: