Влияние телевидения на процесс социализации молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 18:41, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время телевидение, видеотехника, кино, радио, компьютеры, пресса оказывают мощное воздействие на дух и психику человека. Они во многом определяют поведение, личность и мышление людей.
Это воздействие так велико, что средства массовой информации всерьёз называют его четвёртой властью.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава I. «Влияние телевидения на процесс социализации молодежи»…...6
1. Понятие «Социализации»…………………………………………….. . 6
2. Социальные институты и их роль в жизни общества………………..11
3. Влияние телевидения и СМИ на процесс социализации………….....16
Глава II. Социологическое исследование «Изучение субъективной оценки роли телевидения в формировании взглядов на жизнь»...………………... 19
Заключение……………………………………………………………………21
Список литературы…………………………………………………………...22
Приложение…………………………………………………………………...23

Работа содержит 1 файл

социология.doc

— 268.00 Кб (Скачать)

Когнитивные последствия: третий класс последствий когнитивные эффекты (т.е. такие последствия, которые изменяют наши знания и мышление). Наиболее ярким примером здесь будет усвоение новой информации во время просмотра телевидения. Например, телевидение «навязывает повестку дня» очень простым способом: отдавая предпочтение одним событиям перед другими при освещении новостей.

Физиологические последствия: четвертый класс эффектов масс-медиа, которые, вероятно, измеряют реже, но которым начинают уделять все большее внимание, - это физиологические изменения в нашем организме, вызванные воздействием телевидения. К примеру, просмотр фильма ужасов или захватывающего спортивного матча вызывает такие физические изменения, как учащение дыхания и сердцебиения. Даже такой обыденный материал, как телевизионная реклама, может привести к изменениям в частоте сердцебиения и ориентировочном рефлексе и к блокированию альфа - волн, испускаемых мозгом.

Далее необходимо подчеркнуть, что СМИ могут оказывать значительное влияние на общество, но это влияние проявляется лишь в определенных условиях. Люди воспринимают одно и то же сообщение по-разному и реагируют на него различным образом. Например, после просмотра телевизионной программы с элементами насилия зрители не повалят на улицу и не начнут причинять увечья окружающим, но такая программа может подкрепить насильственные тенденции, уже существующие у небольшой части зрителей, и слегка притупить чувствительность у многих других.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Социологическое исследование «Изучение субъективной оценки роли телевидения в формировании взглядов на жизнь»

 

Для социологического исследования «Изучение субъективной оценки роли телевидения в формировании взглядов на жизнь» мною был выбран метод анкетирования – письменный опрос 10 человек – 5 мужчин и 5 женщин (от 25 до 35 лет).  Данной группе людей задавались вопросы, в ходе которых они должны были оценить роль телевидения в их жизни. В анкете (приложение 1) содержалось одиннадцать вопросов, но мы рассмотрим только шесть основных:

    1. Из каких средств массовой информации Вы в основном получаете информацию?
    2. Как часто  Вы смотрите телевизор?
    3. Какие передачи Вы предпочитаете смотреть?
    4. Считаете ли Вы, что по телевизору показывают много жестоких фильмов и передач?
    5. Как Вы относитесь к рекламе на телевидении?
    6. Является ли для Вас просмотр телевизора отдыхом?

Были получены следующие результаты:

    • 6 человек получают информацию по телевидению, 3 человека – из интернета, 1 человек – из газет и журналов;
    • 8 человек из 10 смотрят телевизор каждый день по несколько часов, 2 человека – один час в день;
    • 7 человек предпочитают смотреть развлекательные передачи и фильмы, 2 человека – развлекательные и спортивные передачи, 1 человек – научные передачи и фильмы;
    • о том, что по телевизору показывают много жестоких фильмов и передач, мнения разделились поровну: 5 человек (все женщины) ответили «да», 5- «нет»;
    • к рекламе 7 человек относятся по-разному, 2 человека – отрицательно, 1 человек – затруднился ответить;
    • 2 человека отдыхают, всегда смотря телевизор, 5 человек предпочитают такой отдых иногда, 3 человека предпочитают отдыхать по-другому.

В результате проведенной  работы были сделаны следующие выводы:

    1. Телевидение играет важную роль в жизни людей, занимая большую часть их свободного времени.
    2. Телевидение является основным источником получения информации.
    3. 90% опрошенных предпочитают развлекательные телепередачи, 80% - фильмы, из чего можно сделать вывод, что телевидение, в основном, является развлечением и средством отдыха для молодежи.
    4. По мнению женской половины опрошенных, нужно показывать меньше передач со сценами насилия и жестокости.

 

Заключение

 

 

Научные исследования подтверждают отрицательное  влияние телевидения на увеличение уровня преступности. В частности исследованиями  В.И.Ролинского установлено, что уровень преступности в любой стране возрастает через 10-15 лет после появления в ней телевидения с элементами насилия и агрессии. Другой известный эксперт в области информационного пространства Борис Потятиник наводит факты многократного роста подростковой преступности, который  происходил параллельно с наступлением телевидения.

Телевизор разрушает личность, духовно порабощает, ослабляет внимание и волю и приводит как бы в наркотическое состояние. Это можно отнести как к отдельному человеку, так и в целом к обществу. По мнению доктора психологических наук В.Лебедева, «телевидение и пресса может сделать так, что в транс впадет вся страна».

Современный человек  не допускает даже мысли, чтобы вообще не смотреть телевизор. Он боится "отстать  от жизни", не быть "в курсе" всех событий, уменьшить свой "кругозор". Однако, несмотря на то, что атеист или человек внецерковный смотрит телевизор каждый день, он вроде бы "в курсе", у него, как принято считать, "широкий кругозор", но он не знает истинных причин происходящих событий, сути происходящего и каков будет результат происходящего.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

    1. С. А. Зелинский. Манипулирование личностью и массами. - СПб.: Издательско-Торговый Дом «СКИФИЯ», 2007.
    2. А.Н. Фортунатов. Проблемы истории: философский и культурологический подход. Курс лекций. - Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2007.
    3. Матвеева Л.В. Психология телевизионной коммуникации. / Л.В. Матвеева, Т.Я. Аникеева, Ю.В.Мочалова. - М.: РИП-холдинг, 2002.
    4. Ковалева И.А. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория / И.А.Ковалева //Социологические исследования.- 2003.-№ 1.
    5. Трубицына Л.В. Средства массовой информации и психологическая травма; Сост. Е.Е. Пронина // Проблемы медиапсихологии. - М.: РИП Холдинг, 2002 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

АНКЕТА

 

1. Из каких средств массовой информации Вы в основном получаете информацию?

¨ а) телевидение

¨ б) интернет

¨ в) газеты и журналы

¨ г) другие источники

 

2. Как часто  Вы  смотрите телевизор?

¨ а) каждый день по несколько часов

¨ б) один час в день

¨ в) три раза в неделю

¨ г) вообще не смотрю телевизор

 

3. Какие передачи Вы  предпочитаете смотреть?

¨ а) фильмы

¨ б) спортивные

¨ в) научные

¨ г) развлекательные

¨ д) другие

 

4. Считаете ли Вы, что по телевизору показывают много жестоких фильмов и передач?

¨ а) да

¨ б) нет

¨ в) затрудняюсь ответить

 

5. Как Вы относитесь к рекламе на телевидении?

¨ а) положительно, с удовольствием ее смотрю

¨ б) отрицательно, она мешает и отвлекает от просмотра телепередач

¨ в) по-разному, смотря какая реклама

¨ г) затрудняюсь ответить

 

6. Является ли для Вас просмотр телевизора отдыхом?

¨ а) да, я только так и отдыхаю

¨ б) нет, предпочитаю отдыхать по-другому

¨ в) иногда

 

7. Ф.И.О. (по желанию)________________________________________________________

 

8.  Ваш пол:      ¨ мужской   ¨  женский

 

9.  Ваш возраст ____________

                 

10. Ваше образование:  ¨ среднее    ¨ среднее специальное    ¨ высшее

 

11.  Уровень дохода:      ¨ низкий   ¨  средний   ¨  высокий           

 


Информация о работе Влияние телевидения на процесс социализации молодежи