Влияние личной уверенности в себе на выступление

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 14:58, реферат

Описание работы

Уверенность в себе это то, что может обрести любой человек, и часто это значительно проще, чем может показаться. Она не является тем, что вы получаете с первого дня жизни, это то, что вы разрабатываете через воспитание. Уверенность в себе зависит от окружающих вас людей, о того, как они поощряют вас. Ваш уровень уверенности в себе зависит от того, что происходит с вами в вашей жизни, что более важно, как вы интер

Работа содержит 1 файл

ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОЙ УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ НА ВЫСТУПЛЕНИЕ.docx

— 36.61 Кб (Скачать)

ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОЙ УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ НА ВЫСТУПЛЕНИЕ

     Уверенность в себе это то, что может обрести любой человек, и часто это значительно проще, чем может показаться. Она не является тем, что вы получаете с первого дня жизни, это то, что вы разрабатываете через воспитание. Уверенность в себе зависит от окружающих вас людей, о того, как они поощряют вас. Ваш уровень уверенности в себе зависит от того, что происходит с вами в вашей жизни, что более важно, как вы интерпретируете происходящие с вами события. Это оказывает непосредственное влияние на уровень самоуважения. Слово "уверенность" происходит от слова "вера".Уверенность – это то, что делает Человека сильным в прямом и переносном смысле слова. Уверенный человек способен преодолеть самые большие преграды на своем пути и справиться с трудностями жизни. Для достижения цели, прежде всего, необходима уверенность в успехе.Уверенность в себе проявляется в следующих моментах: чувство уверенности (внутреннее ощущение силы, права и правоты), уверенное поведение, демонстрирущее силу и характерное для людей с сильной позицией, решительность (уверенное принятие и определенность в решениях). Сильная уверенность - решимость. Слабая уверенность или отсутствие уверенности - неуверенность.

       Признаки уверенности - в основном поведенческие, а именно решительность (уверенная речь, определенность в формулировках) и уверенное поведение - уверенно себя держит, может настоять на своих законных правах. Поскольку уверенность для большинства - норма жизни, «увидеть» ее (эти признаки уверенности) иногда непросто. Уверенное поведение одного человека рядом с уверенным поведением другого выглядит просто как нормальное поведение. Уверенное поведение всегда легче разглядеть на контрасте, на фоне неуверенности. Основы проблематики при неуверенности в себе – "то, что я собираюсь сделать, никуда не будет годиться, и меня непременно за это накажут". 
Причем если имеется на выбор несколько вариантов будущего действия – неуверенный в себе человек уверен, простите за тавтологию: что бы он ни выбрал, непременно выбор будет неверным и "все пойдет не так".

       Неуверенный в себе человек обычно делает что-то под влиянием не мотива, а стимула. Мотив – это "я сделаю нечто, и мне будет лучше". А стимул – "если ты не сделаешь нечто, тебе будет хуже".Тогда человек делает только то, "что положено", не выходя ни на шаг за определенные заданием рамки. И всегда уточняет, как будет "правильно", особенно в тех случаях, когда правила однозначно не определены. Ему кажется, будто в данной области все же есть какие-то "секретные правила", которые все остальные знают, а он – нет: и потому за любой поступок ему непременно достается. Источник проблемы неуверенности в себе – в том, что такой человек в каждом окружающем видит оценщика. Причем с детства. И если проблема самооценки опять же в том, что у человека имеется, как правило, один актуальный внешний оценщик, который периодически как бы говорит "Я вижу, какой ты идиот", то при неуверенности в себе внешняя установка формируется иначе: "Все видят, какой ты идиот". Вариантов много: "Как ты вырядился, что люди скажут", "Как ты себя ведешь, все на тебя смотрят" и тому подобное. В результате для человека любой социум превращается из обычной безликой толпы в сонм строгих экзаменаторов.

       Боязнь публичных выступлений  тоже может быть связана с такой неуверенностью. Особенно если это боязнь не просто выступления перед незнакомой публикой, а непременного провала, осуждения: потому что сидит целая аудитория оценщиков, и всем им гарантированно не угодишь! Человек опасается того, что его не будут слушать, сорвут выступление, а потом непременно скажут: "Плохо он выступал, неправильно, и говорит не так и не о том". И если опять сравнивать "неуверенность в себе" с самооценкой, то у самооценки есть хотя бы свои определенные критерии: "Вот если бы я сделал так, я бы оценил себя выше: а поскольку я сделал этак, то я оцениваю себя ниже". А корни неуверенности в себе – в восприятии каждого окружающего как экзаменатора со своими отдельными критериями, что в итоге закономерно формирует страх и тревожность по поводу "Я никогда не смогу ИМ ВСЕМ угодить".

     Очень важно отличать проблематику неуверенности в себе от фобии. Неуверенный в себе человек чаще всего очень стесняется своей неуверенности. Потому что она, в отличие от тех же фобий, более социально осуждаема. На самом деле у человека фобии нет, а есть та самая "неуверенность в себе": которую он называет фобией только затем, чтобы к нему подходили не с осуждением, а с пониманием его проблемы. К сожалению, неуверенных в себе людей (или считающих себя таковыми) очень много в нашем нынешнем социуме: в котором до сих пор наличествует культ самоуверенного и выраженно импульсивного "человека, который не думает, а делает", этакого "рыцаря без страха и упрека". Уже приходилось приводить пример, что одним из основных наших неписаных правил дорожного движения до сих пор является "правило трех Д: дай дорогу дураку". Соответственно, если кто-то едет "как дурак" – неосмотрительно, самоуверенно и небезопасно - его первого пропустят. Во многом еще и поэтому довольно часто за просьбами "Доктор, сделайте меня уверенным в себе" скрывается просьба "сделайте меня импульсивным "поручиком Ржевским из анекдотов", который не тратит время на раздумья, а сразу делает, и при этом ему все равно, как его оценили и как о нем отозвались, а также – к чему его самоуверенность в итоге привела. Потому что привычка анализировать последствия своих поступков перед тем, как их совершить, привычка продумывать все возможные варианты, выбирая наиболее оптимальный, а то и своего рода дипломатический уход от обременяющих решений и действий почему-то часто приравнивается тоже к "неуверенности в себе": особенно там, где большинство живет по принципу "Что тут думать – трясти надо, а там посмотрим".

   Борьба. Необходимо получить ЗНАНИЯ о себе. Чтобы затем он мог не слепо верить (или не верить) в будущие результаты своих трудов, а объективно знать свои реальные возможности и, как часто говорят, "сильные и слабые стороны". В процессе получения этих знаний клиент с моей помощью разбирается в собственной личности, знакомится с ее свойствами, обучается применять их с выгодой и пользой для себя, находит скрытые потенциалы этой самой личности, которые до сих пор были ему самому не видны. Таким образом постепенно формируется обоснованное представление о том, что данный конкретный человек может, на что способен, чему ему желательно бы подучиться, а за какие задания лучше не браться вообще. Например, если просят перепрыгнуть пятиэтажный дом – сразу можно сказать "Я этим не занимаюсь".Кроме того, мы анализируем окружение человека, так называемый актуальный социум: определяем степень значимости того или иного внешнего оценщика, а также значимость клиента для такого оценщика. "Все меня считают плохим" – кто "все"? И какую роль в жизни этих людей играете вы сами? Почему они вдруг возьмутся вас оценивать? И как в том или ином случае их заинтересованность в оценивании влияет на степень объективности их оценок? Таким образом идет выработка психологической независимости, здорового прагматизма и скепсиса, умения адекватно воспринимать внешний мир и связывать свою внутреннюю модель мира с внешней.Негативное мышление. С психологической точки зрения наибольшее губительное воздействие стресса связано с негативным мышлением, при котором исполнитель гиперболизирует свои слабые стороны, недостатки, неудачи, а проблемы, стоящие перед ним, усугубляет умозрительными картинами провала. "В этой ситуации чем быстрее работает ваш разум, тем менее он эффективен, и тем более разрушительными становятся ваши мысли". Негативное мышление может привести к нарушению внимания и появлению телесной гиперчувствительности. В числе прочих неблагоприятных последствий негативного мышления находится, например, появление навязчивых, непреодолимых мыслей, никак не связанных с выступлением - например, о том, что необходимо поесть, отправиться на прогулку с друзьями и т.п. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ВЫСТУПЛЕНИЕ. И внешние и внутренние факторы могут влиять на выступление. Внешние факторы включают такие моменты, как погода, ландшафт, возможности передвижения, конкуренты, предшествующее выступление (особенно предыдущее выступление на подобном ландшафте), травма и восстановление после нее, личные взаимоотношения, важность соревнования и другие. Внутренние факторы - это уровень физической подготовки, психологические/умственные способности, также психологическое состояние, которое может зависеть от индивидуальных качеств, но особенно от настроения во время соревнований.

    Существуют две формы тревоги, которую может испытывать человек: соматическая тревога и когнитивная. Соматическая тревога обычно проявляется физиологическими признаками, например сухой рот, зевота, желание посетить туалет, тошнота и влажные ладони. Когнитивная тревога или волнение могут вызвать отрицательный эффект, рождая страх неудачи или плохого выступления, важнее то, что волнение можно направить в конструктивное русло и оказать позитивное влияние на выступление. Например, ориентировщик может беспокоиться, потому что потенциальный конкурент стартует через минуту после него. Вместо того чтобы думать об этом, ориентировщик может сконцентрироваться на агрессивном беге и точном ориентировании. Волнение перед выступлением, во время него - вероятно наиболее частое чувство всех ориентировщиков. Это близко связано с состоянием готовности или уровнем возбуждения и очень индивидуальная черта, которая в дальнейшем может быть развита или подавлена в зависимости от восприятия важности происходящего. Некоторые ориентировщики будто расцветают в соревновательных условиях и выступают отлично, а другие пасуют и терпят неудачу. естественно, что перевозбуждение или апатия будут влиять на выступление. Хотя апатия может означать неудачное выступление, перевозбуждение не ведет к успеху. Взаимодействие выступления и возбуждения лучше проиллюстрировано моделью катастрофы. Она показывает, что по мере роста возбуждения до оптимального уровня, результат в соревнованиях будет улучшаться, дальнейшее же увеличение возбуждения негативно скажется на выступлении. Выступление терпит крах, и простое сокращение уровня возбуждения не восстанавливает выступление до оптимального уровня. Однако, используя соответствующие корректирующие стратегии можно уменьшить возбуждение, что приведет к восстановлению уверенности и оптимизации уровня взаимодействия возбуждения и выступления. Важным моментом является то, что оптимальное взаимодействие выступления и возбуждения зависит от индивидуальности и реакции на конкретные соревнования или соревновательную ситуацию. В идеале необходимо построить программу подготовки, позволяющую ориентировщику научиться распознавать потенциальные проблемы прежде, чем они происходят и затем, используя психологические навыки, контролировать их. Существуют две основных формы расслабления - мысленное и физическое. Использование любого из них позволит ориентировщику лучше контролировать волнение, что повлияет и на результат. Это не означает полное расслабление, но достаточный уровень расслабления для уменьшения волнения. Этот уровень определяется индивидуально. Вообще, мысленные методы расслабления используются для управления когнитивным беспокойством, а физические методы для управления соматическим беспокойством. Мысленные методы расслабления направляют мысли в другое русло с помощью устной или визуальной информации, что позволяет ориентировщику найти более контролируемый подход к выступлению. Это требует определенного опыта и обычно сочетается с медленным, контролируемым дыханием. Используя хорошо освоенный способ (например, тихое повторение определенного слова) ориентировщик может отключиться от всех отвлекающих моментов и сосредоточиться на выступлении. Повторение определенного слова, сопровождаемое дыхательными упражнениями, Также дыхательные упражнения можно использовать без повторяющихся реплик, позволяет расслабиться уже после двух или трех дыхательных циклов.Хороший ориентировщик уверен в себе, думает и говорит позитивно о выступлении. Позитивное размышление и самовнушение - стратегия, которая помогает избавиться от отрицательных мыслей перед соревнованием, во время и после них. Например, вместо негативных размышлений о возбуждении и страхе спортсмена перед конкретными соревнованиями, эти моменты можно оценить положительно, как признак готовности к соревнованиям. Искусство состоит в том, чтобы энергию возбуждения направить временно практическое русло, например, разъясняя и уточняя детали выбранного маршрута. Самовнушение часто используется автоматически, чтобы собраться с силами, особенно в конце длинной, сложной дистанции или чтобы сосредоточиться в сложном ландшафте, требующего высокого уровня концентрации. Часто отрицательные мысли могут быть прерваны или остановлены определенным действием или словом. Тогда происходит сознательный переход к позитивному размышлению. Иногда это называют остановкой мысли. Она может произойти при помощи слова, например, "стоп", или при помощи физического сигнала, типа шлепка по бедру или щелчка пальцами. Это может быть визуальное образ, например вывеска на остановке. Другой способ, называемый противопоставлением, должен представить контраргумент или заявление в ответ на отрицательную мысль. Например, oриентировщик может бояться неудачи в сложном ландшафте из-за предыдущего слабого выступления. Этому можно противопоставить аргумент, что из-за того слабого выступления ориентировщик развил прекрасные навигационные навыки, которые позволят ему справиться со сложным ландшафтом. Это более позитивный подход! Позитивное размышление - метод реструктуризации чувства тревоги таким образом, чтобы ориентировщик воспринимал его в позитивном ключе. Не все признаки волнения имеют отрицательный эффект на выступление, однако все это индивидуально и зависит от ситуации. Одну и ту же ситуацию спортсмен может оценить по-разному в конкретных случаях! Хорошая идея - развить метод оценки ответных действий в различных соревновательных ситуациях и думать о них в позитивном русле, чтобы ситуация всегда была под контролем. Один из способов осуществления этого состоит в том, чтобы попрактиковаться в соревновательных условиях. Многие oриентировщики ставят некрупные местные и квалификационные соревнования в план тренировок. Они ставят конкретную цель на эти старты, что позволяет им овладевать и использовать различные навыки в соревновательных условиях. Результаты исследования в этой области подтверждают, что негативное самовнушение ведет к плохому выступлению или потере времени, а позитивное самовнушение к успеху и победе. Многие ориентировщики высокого класса используют разговор с самим собой как естественный элемент процесса принятия решения, например, "если я побегу так ..., тогда ...", и предлагают сценарий развития событий при выборе данного маршрута. Фактически, молодые ориентировщики группы элиты, которые использовали методы самовнушения в рамках Проекта развития навигационных навыков, сообщили, что самовнушение помогло им сосредоточиться на выступлении.Рассматриваются два аспекта воображения - зрительный и мысленный. Зрительное воображение - умственный процесс, посредством которого индивидуум создает мысленное изображение и видимое, и сенсорное определенного действия. Мысленное воображение или повторение больше относится к повторению или представлению определенной техники или последовательности действий. Образы могут создаваться с внутренней и внешней позиций. Внутренняя позиция дает образ с точки зрения самого ориентировщика, например, наблюдение ландшафта, как будто он сам находится на нем, внешняя перспектива - то, как будет oриентировщик видеть ландшафт в качестве стороннего наблюдателя. Обычно воображение используется, чтобы освежить в памяти или восстановить удачное или идеальное выступление, то есть создать положительный образ. Это часто используют вместе с методами расслабления. Например, во время тренировки, в отсутствии соревновательного стресса ориентировщик может запечатлеть, что он чувствует, когда чисто берет КП, и, вероятно, восстановит это чувство во время фактического выступления. Некоторые ориентировщики высокого класса сделали аудиозаписи собственного позитивного самовнушения, что помогает восстановить и укрепить в воображении отличное выступление по пути на работу и обратно. Таким образом, они становятся увереннее и думают позитивно о своем ориентировании. Существуют различные способы подключения воображения и мысленного повторения в программу подготовки. Например, если ориентировщик запоминает мысли и эмоции, которые он испытал на обычных соревнованиях, затем делит их на те, которые оказывают отрицательное влияние и те, которые оказывают положительный эффект на результат, то можно поработать над стратегией перехода отрицательных образов в позитивное русло (например, путем позитивного самовнушения или методом остановки мысли). Также, если ориентировщик, используя позитивные образы, оценивает себя выше других спортсменов, то это можно использовать для создания уверенности, что противники могут быть побеждены. Было предположено, что правильное использование методов воображения может оказать влияние на восстановление от травмы. Точно так же можно подготовиться к трудным моментам соревнования (например, предстартовая ситуация, первый контрольный пункт и последний контрольный пункт), воображая трудности и пути преодоления их. Аналогично, можно восстановить, успешное прохождение дистанции, так как восстанавливающие методы обычно результативны.Большая преданность спорту и высокий уровень мотивации ориентировщиков стали основой для развития ориентирования в Англии. По сравнению со многими другими странами в Англии совсем немного хороших технических районов для ориентирования. Преданные спорту ориентировщики должны иметь высокий уровень мотивации, так как, чтобы выступать на международном уровне, им приходится преодолевать большие расстояния в самой Англии и за ее пределами. Это означает, что oриетировщик может добираться до места соревнований несколько часов, выступить за 45-60 минут и не узнать официальный результат на протяжении часов или дней. В лучшем случае будет второй день соревнований, а затем длинный путь домой. Что же является мотивацией для ориентировщика? Мотивы могут иметь внутренний или внешний характер. Внутренние мотивы не имеют внешнего проявления и связаны с удовольствием, удовлетворением, чувством достижения и часто ассоциируются с процессом выполнения задачи. Внешние мотивы имеют внешние проявления, например, призы, победа/проигрыш, давления соперников или родителей и вообще связываются с результатами. Индивидуумы имеют высокий или низкий уровень внутренней и внешней мотивации. Для достижения успеха ориентировщики высокого класса обычно имеют высокий уровень и внутренней мотивации, в силу искусства этого спорта, и внешней мотивации, в силу их воли к победе. Победа приносит ощущение достижения, что само по себе сильно мотивирует. Однако, не каждый выигрывает, поэтому важно развивать внутренние мотивы, которые позволяют oриентировщику лучше контролировать процесс тренировки и выступления путем концентрации на совершенствовании навыков, а не на результате выступления. Установление цели - мощная методика развития внутренней мотивации. Однако, важно признать, что установление цели может иметь как отрицательный эффект, так и положительный эффект на мотивацию. Цели, признанные подходящими, специфичные, спорные, достижимые, измеримые и персональные, могут стать несоответствующими вследствие травмы или других изменений обстоятельств. Например, ориентировщик, возможно, установил определенный ряд целей для подготовки к этапам национальных отборочных стартов, затем травмировался за несколько недель до начала стартов и в результате не имеет шанса чего-то добиться, цель стала нереальной. Это, в свою очередь, скажется на уверенности в себе, затем на тренировке и выступлении. Эта ситуация не возникнет, или по крайней мере эффект может быть минимизирован, если цели тщательно структурированы.Цели должны быть конкретны. Было бы неправильно установить цели, типа "бежать как можно быстрее" или "взять все контрольные пункты", поскольку это общие цели. Конкретные цели, типа "выбрать вариант взятия КП" и "сконцентрироваться на деталях карты вокруг КП", более подходящие и могут контролироваться спортсменом. Цели должны быть высокими, но реально достижимыми. Если цели, которые вы поставили, слишком легки, тогда нет смысла их достигать, но если они слишком трудны, тогда шанс достигнуть их очень невелик. Важно помнить, что успех рождает уверенность, которая в свою очередь влияет на выступление. Это еще одна причина, почему для ориентировщика важно определять собственные цели под руководством тренера. Если ориентировщик устанавливает свои цели, то они будут приняты, а если тренер или кто-то еще диктует цели, тогда есть шанс отклонения и меньше шансов на успех. Какие цели будут подходящими и реальными? Краткосрочные цели на день, неделю или конкретные соревнования позволяют ориентировщику лучше сосредоточиться. Спортсмен приложит больше усилий и будет более упорным, если цель воспринята им реальной и достижимой. Успех укрепит уверенность. Поэтому лучше установить много краткосрочных целей, которые будут реальными и под контролем спортсмена. Это позволит определить среднесрочные цели, а потом и долгосрочную цель на два-три года вперед. Краткосрочные цели не должны быть ограничены рамками и должны включать все аспекты подготовки - физический, технический и психологический. Важным моментом является то, что ориентировщики должны установить свои собственные цели и не должны ставить цели, которые тренеры или родители видят желательными. Таким образом, спортсмен будет управлять своей подготовкой. Однако для ориентировщика важно обсудить цели с тренером или преподавателем, поскольку это поможет им наблюдать за их выполнением. Существует три вида целей - цели результата, цели выступления и цели процесса. Цели результата касаются победы или проигрыша и вне контроля спортсмена. Независимо от того, как хорошо подготовлен ориентировщик, результат соревнования в действительности зависит от других участников. Цели выступления касаются достижения определенных стандартов, например, передвижение со скоростью 6 минут на километр на определенном ландшафте. Это измеримо, но не зависит от выступления других участников. Цели процесса трудно измерить, они касаются технического опыта и способов подключения психологических навыков в выступление. Например, целью для конкретного выступления может быть концентрация и сосредоточение на внимательном ориентировании на первом и последнем перегоне, так как это наиболее проблематичные участки дистанции. Однако на самом деле ориентировщики ставят себе комбинацию трех типов целей на соревновании. Проблема в том, что ориентировщики, которые имеют высокую внешнюю мотивацию на соревнованиях, пока они побеждают или добиваются признания другим путем, с трудом справляются с проигрышем. С другой стороны, ориентировщики, имеющие внутреннюю мотивацию справляются с этим более эффективно, так как их цели касаются развития навыков. Можно иметь и внутреннюю, и внешнюю мотивацию. Например, во время тренировки мотивация может быть внутренней, а во время соревнований будут преобладать внешние мотивы. В зависимости от характера мотивации будут выбраны пути тренировки и подготовки к соревнованиям различных спортсменов. Ориентировщики профессионалы и любители, конечно же, будут иметь различные мотивы. Чтобы достичь успеха, соревнующийся ориентировщик должен иметь и внутренние, и внешние мотивы. Создание баланса между желанием победить и контролировать ситуацию с помощью мастерства и техники также важно, как развитие и использование соответствующих психологических навыков.Ориентирование связано с быстрым принятием решения, основанного на информации карты и физической подготовке. Обычно имеются несколько вариантов, которые нужно рассмотреть, и ориентировщик должен сделать выбор пути движения, основанный на его подготовке и техническом опыте. Правильный выбор маршрута зависит от способности сконцентрироваться и обратить внимание на соответствующие детали карты и окружающей среды. Количество информации, которая может быть поглощена, не безгранично, так что важно развить способность выборочно следить за моментами, которые могут повлиять на выступление.Концентрация - способность сосредоточиться на определенных деталях и не отвлекаться. Можно сконцентрироваться на отдельном физическом действии, на внутренних или на внешних факторах. Важно то, что ориентировщик должен концентрироваться на тех факторах, которые улучшают выступление. Концентрация на несоответствующих и находящихся вне контроля ориентировщика факторах может оказать только отрицательный эффект на результат. Например, концентрация на аккуратном беге или на точном ориентировании в районе сложного КП предпочтительнее, чем концентрация на направлении движения соперника или его маршруте. Есть простые упражнения, которые можно использовать для тренировки концентрации и внимания (например, "сетка концентрации", где надо запоминать последовательности чисел), однако, один из наиболее широко используемых методов - моделирование ситуации. Он воспроизводит обстановку соревнований на тренировке, со всеми стрессовыми и отвлекающими моментами. Как уже упоминалось, большинство профессионалов используют национальные или квалификационные соревнования, как составляющую тренировки. Таким образом, они могут работать над технической и психологической подготовкой одновременно. Однако можно воссоздать определенные аспекты соревнования на тренировке. Например, ориентировщики высокого класса выбирают район тренировки по признаку схожести ландшафта с районом предстоящих ответственных соревнований. Часто это означает, что они будут жить и тренироваться за границей. Почему бы в тренировке спортсменов, выступающих на уровне клубов, не использовать моделирование незадолго до главных стартов, включая ситуации, которые "проверят" концентрацию и внимание. Для тренера важно создать ситуацию, в которой спортсмен сможет использовать и улучшить технику, которая поможет справиться с задачей, когда сконцентрироваться трудно, например, на старте и в районе КП.И успех, и провал влияют на уровень уверенности в себе. Успех разовый и неоднократный положительно повлияет на уверенность в себе, единственная же неудача даст негативный эффект, а повторная усилит его. Важно знать, как индивидуум переживает успех и неудачу, часто это связано с типом установленных целей. Например, ориентировщики, имеющие цели результата и неоднократно терпящие неудачу при их достижении, вероятно, потеряют уверенность в своих силах и уйдут из ориентирования. Точно так же ориентировщики, установившие нереальные и слишком трудные цели, потерпят неудачу и потеряют уверенность в себе. Это одна из наиболее важных причин для выбора соответствующих целей. Восприятие ориентировщиком успеха и неудачи будет зависеть от обратной связи с выступлением, это взаимосвязь между тренировкой и соревнованием. На персональном уровне это отражается в виде результата, используемой техники и способности психологически справиться. Проблематично, когда индивидуум совершенно уверен в себе и делает большой акцент на сравнениях с другими. Однако если ориентировщик использует обратную связь конструктивно, расширяя программу подготовки, тогда это укрепляет уверенность в себе. Неуверенный в себе индивидуум легко отвлекается, что ограничивает способность сконцентрировать и сосредоточиться на выступлении. Такие спортсмены склонны делать невольные ошибки. Может случиться, что уверенному в себе и своих способностях спортсмену не хватит уверенности в определенной ситуации. Например, если ориентировщик допустил серьезную ошибку или потерпел неудачу на прошлых соревнованиях в определенном ландшафте, ему может недоставать уверенности на соревнованиях в подобном ландшафте. В этой ситуации важно установить соответствующие цели и выработать позитивные стратегии, укрепляющие уверенность в себе. Этого можно достичь, моделируя определенные ситуации во время тренировки, что позволит ориентировщику добиться успеха. Проще это сделать, когда ориентировщик только приобретает навыки. Профессиональный спортсмен часто использует технику реструктурирования, первоначально овладев ею на тренировке, для выработки стратегий решения проблем. Использование эталонов для подражания играет важную роль в развитии уверенности в себе. Часто менее опытный спортсмен почувствует уверенность в себе при наблюдении хорошего выступления конкурента. Это особенно существенно в ориентировании, где много возможностей встретить соперника на дистанции. Однако необходимо подчеркнуть, что уверенность, полученная через опосредованный опыт более эффективна в группе равных по силе соперников. Используемый аргумент, "если они могут сделать это, то и я смогу", помогает развить позитивное самомнение и, следовательно, уверенность.

Информация о работе Влияние личной уверенности в себе на выступление