Влияние интернета на социализацию молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 22:29, курсовая работа

Описание работы

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ ИНТЕРНЕТАНА ПРОЦЕСС СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ
Понятие и основные характеристики процесса социализации
1.2 Интернет как социальное явление
1.3 Влияние Интернета на процесс социализации

Работа содержит 1 файл

курсач.docx

— 69.27 Кб (Скачать)
  1. навязчивое желание проверить e-mail;
  2. постоянное желание следующего выхода в Интернет;
  3. жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени в Интернете;
  4. жалобы окружающих на то, что человек тратит слишком много денег на Интернет.

     Интернет  — это непрерывно уточняемая модель совокупного духовного и материализованного информационного потенциала общества, и в этом своем качестве она представляет собой мощный информационный базис для самых разнообразных видов и направлений человеческой деятельности.

     Познавательная  деятельность в Интернете представляет собой поиск информации, как по ключевым словам, так и через переход от одной гипертекстовой ссылки к другой — такое «хождение» по ссылкам получило название навигации. Как правило, каждый, кто помещает на своей web-страничке какую-либо информацию, ссылается на другие страницы в Интернете. Таким образом, у пользователя, даже если он искал какую-то конкретную информацию, есть возможность переходить от одной ссылки к другой практически бесконечно. Более эффективный поиск информации предполагает использование возможностей широко представленных в Интернете специальных поисковых систем (например: Yandex, Rambler, Yahoo, Google и др.). При этом в Интернете можно найти информацию совершенно разного рода и качества: от монографий, научных статей, периодических изданий и художественных произведений до домашних страничек школьников и домохозяек. К настоящему времени большое распространение на просторах «всемирной паутины» получили всевозможные познавательные и образовательные ресурсы: интернет-энциклопедии и справочники, обучающие курсы, электронные библиотеки, сетевые картинные и фотогалереи и др.

     Один  из способов использования информационных возможностей компьютеров и ресурсов Интернета для целенаправленного  развития человека — получающие сегодня  все более широкое распространение  организованные формы дистанционного образования. Организация таких  форм образования заключается в  пересылке заказчику информационных материалов на электронных носителях  либо в создании и размещении на страницах Интернета определенным образом структурированных учебных  материалов, ориентирующих учащихся в информационном пространстве базы знаний, а управление осуществляется посредством алгоритмов учебной  деятельности, представленных в форме инструкций по работе с этими материалами.

     Преимущества  дистанционных форм образования  перед традиционными заключаются, прежде всего, в возможности пользователя самостоятельно определять собственную образовательную траекторию, в частности путем выбора изучаемых курсов.

     В этих условиях существенно расширяются  возможности жизненного и, в особенности, профессионального, самоопределения  личности. Так, например, известен случай, когда два молодых человека из Лонг-Айленда (США), Бен Коен и Джерри Гринфилд, за 5 долларов прошли курс дистанционного обучения искусству производства мороженого, что позволило им впоследствии основать собственную империю по производству этого популярного продукта.

     Компьютер и Интернет предоставляют широкий  спектр возможностей для творческой самореализации человека в процессе создания и редактирования изображений, моделирования трехмерных объектов и ландшафтов, создания аудио- и видеоконтента, компьютерной анимации, разработки авторских  мультимедийных навигационных, справочных и обучающих систем, web-дизайна  и многого другого.

     Возможность демонстрации результатов творчества и получения как прямой, так  и косвенной оценочной реакции (отзывов о продукте, просьб поделиться опытом его создания, дать консультацию), обеспечивают необходимые условия  для самопрезентации и самоутверждения  человека.

     Анонимная демонстрация продукта творчества позволяет  смягчить последствия его негативной оценки, а различные способы манипулирования  идентичностью (как, например, приписывание продукта сомнительного качества вымышленному автору) позволяют стать практически  неуязвимым для критики и осуждения  со стороны пользователей Сети.

     Все это привлекательно особенно для  подростков, существенно ограниченных в доступных, безопасных для личности, разрешенных обществом взрослых и свободных от контроля с его стороны способах самовыражения, самореализации и самоутверждения.

     Следует отметить, однако, что в условиях отсутствия внешнего контроля творческая деятельность может приобретать  асоциальный характер. Примером может  служить гипертрофированное (далеко выходящее за пределы профессиональной необходимости) увлечение поиском  и применением знаний об организации  работы Интернета как конгломерата взаимосвязанных компьютерных сетей; закономерностях хранения, сортировки, индексирования, пересылки информационных массивов и их защиты от несанкционированного доступа и использования; о реализации поисковых механизмов и процедур; функционировании обеспечивающих такую  работу информационных протоколов, телекоммуникационных устройств и программ и т.п. Оно  характеризует личностную трансформацию, известную как хакерство. Наиболее характерными действиями хакеров принято  считать разработку и распространение  компьютерных вирусов, взлом и выведение  из строя электронных систем защиты информационных массивов или совершение краж (информации, денежных средств  и т.п.) с помощью компьютерных сетей.

     Говоря  о влиянии Интернета на социализацию людей, можно отметить, что оно  распространяется не только на непосредственных и регулярных пользователей Сети, но косвенным образом и на людей  из их ближайшего окружения, которые  сами не пользуются услугами Интернета.

     В заключение можно сказать, что Интернет играет существенную роль в социализации пользователей. Однако она может  быть двойственной — и позитивной, и негативной. Позитивный характер роли Интернета в социализации человека связан с колоссальными и нарастающими ресурсами Сети, способными обеспечить большую степень свободы пользователя и обладающих огромным потенциалом  его развития, духовно-ценностной ориентации и самореализации. Рассмотрение Интернета как мегафактора социализации в современном мире вполне правомерно и продуктивно. В целом Интернет может рассматриваться как феномен культуры, обладающий семиотическими и психологическими особенностями. Ресурсы Интернета представляют собой новые культурные средства, опосредствующие жизнедеятельность современного человека и способные оказать влияние на формирование не только высших психических функций, но и личности. 

Вывод по главе 1 

     В главе 1 были рассмотрены понятие  процесса социализации, основные концепции  к пониманию этого явления, а  также основные характеристики социализации: факторы, агенты, средства и механизмы. Было определено, что Интернет относится  к мегафакторам социализации. Была рассмотрена история возникновения  Интернета и его социальная сущность. Также были изучены виды и способы  коммуникации в Интернете, возможности  Интернета как источника получения  информации и средства самообразования  и творческой самореализации.Можно  говорить о теоретическом подтверждении  гипотезы: Интернет может влиять на процесс социализации двояко: и позитивно, и негативно. 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Дать  однозначную оценку влиянию Интернета, как и любого другого фактора, на социализацию молодых людей на данный момент сложно. Однако это связано  и с тем, что Интернет является мало изученным в науке явлением. Гипотеза данной работы состояла в  том, что Интернет влияет на социализацию и позитивно, и негативно. По итогам изучения и анализа литературы, а  также проведенной диагностической  работы можно утверждать, что гипотеза подтверждена, однако выявлено, что  негативное влияние имеет место  в меньшей степени, чем позитивное.

     В методологической части работы была поставлена цель — изучить влияние  Интернета на социализацию молодежи,и  сформулированы следующие задачи:

  1. на основе анализа современной научной литературы рассмотреть понятие и основные характеристики процесса социализации;
  2. рассмотреть Интернет как социальное явление;
  3. выделить аспекты социализации, подверженные влиянию Интернета;
  4. провести констатирующий срез на базе исследования для выявления показателей социализации, на которые оказывает влияние Интернет;
  5. разработать методические рекомендации по разработке и содержанию сайта учреждения молодежной политики.

     Задачи  под номерами 1, 2, 3 были решены, что  подтверждается материалами, описанными в параграфах 1.1, 1.2 и 1.3 соответственно.

     Задача  под номером 4 была решена в ходе проведения диагностической работы, результаты которой представлены в  параграфе 2.1. Задача под номером 5 также была решена, методические рекомендации были разработаны и представлены в параграфе 2.2. Таким образом, цель исследования достигнута, все поставленные задачи решены.

Размещено на Allbest.ru

Информация о работе Влияние интернета на социализацию молодежи