Влияние хип-хоп культуры на общее развитие культур

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 20:12, курсовая работа

Описание работы

Цели исследования:Анализ форм и содержания хип-хоп субкультуры с последующим выявлением их структуры и взаимодействия с современным обществом и ее влияние на доминирующую культуру.
Задачи:
-Уточнить понятие молодежной субкультуры.
-Исследовать историю появления и развития молодежных субкультуры хип-хопа в российском обществе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...….….….3
ГЛАВА 1 ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СУБКУЛЬТУРЫ В СОЦИОЛОГИИ…..….5
1.1.Возникновение субкультуры...………………………………. …….5
1.2. Элементы молодежной субкультуры…………………..…………..8
1.4. Хип-хоп культура в России………………………...……………...17
ГЛАВА 2 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ ХИП-ХОП КУЛЬТУРЫ НА СОВРЕМЕННЫЙ СОЦИУМ 21
2.1. Положительные и негативные проявления хип-хоп
культуры ………………………………………………………………….……..21
2.2. Оценка влияния хип-хоп культуры на доминирующую
культуру…………………………………………………….…….….....24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..………30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……….………………………………………………31
ПРИЛОЖЕНИЯ:
1.Диаграмма 1.Оценка влияния хип-хоп культуры на доминирующую культуру………………………………………………………………………….33
2.Диаграмма 2. Уровни развития хип-хоп культуры в России и за рубежом………...………………34
3. Схема 1. Составляющие субкультуры………………………………………35

Работа содержит 1 файл

Kursovaya_po_sotsiologii.docx

— 95.72 Кб (Скачать)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...….….….3

ГЛАВА 1 ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СУБКУЛЬТУРЫ В СОЦИОЛОГИИ…..….5

              1.1.Возникновение субкультуры...………………………………. …….5

             1.2. Элементы молодежной субкультуры…………………..…………..8

             1.4. Хип-хоп культура в России………………………...……………...17

.

ГЛАВА 2 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ  ХИП-ХОП КУЛЬТУРЫ НА СОВРЕМЕННЫЙ СОЦИУМ ………………..……...……....21

              2.1. Положительные и негативные проявления хип-хоп

 культуры ………………………………………………………………….……..21

          2.2. Оценка влияния хип-хоп культуры на доминирующую

культуру…………………………………………………….…….….....24

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..………30

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……….………………………………………………31

ПРИЛОЖЕНИЯ:

1.Диаграмма 1.Оценка влияния хип-хоп культуры на доминирующую культуру………………………………………………………………………….33

2.Диаграмма 2. Уровни развития хип-хоп культуры в России и за рубежом………...……………………………………………………………..…34

3. Схема 1. Составляющие субкультуры………………………………………35

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Обилие молодежных субкультур является проявлением плюрализма современного общества. Потребность современной  молодежи в самовыражении так  велика, что субкультурные сообщества развиваются даже вопреки запретам. Современные субкультуры России (в основном заимствованные у Запада) проявляют активное сопротивление современному обществу. Современное же общество идет по дороге глобализации. Люди противятся глобализации, не хотят потерять свои национальные преимущества, но, тем не менее, активно внедряются в систему молодежных субкультур.

При обилии вещей, таких как  Интернет и СМИ, заметно упрощающих нашу жизнь, у каждого человека появляется необходимость  в идентификации  себя в обществе уже сто стороны  духовной. И эту возможность для  молодежи представляют молодежные субкультуры, дающие возможность либо отождествить себя с ними, либо противопоставить. В моей работе я бы хотела проанализировать влияние именно хип-хоп субкультуры.

Изучение  молодежных субкультур составляет важное направление социологии молодежи. С 60-х годов ХХ в. к этой проблематике обратились ведущие социологи разных стран мира; в отечественной же социологии анализ молодежных субкультурных феноменов до конца 80-х годов велся в весьма узких рамках. В известной мере это объяснялось тем, что указанные феномены в силу утвердившихся научных парадигм воспринимались как социальная патология.

Представляется  важным изучение структурно - функционального аспекта  субкультур. Структура – это то, из каких ценностей и норм, ролей  и позиций, состоит субкультура, то есть именно из изучения структуры  мы можем сделать выводы о влиянии  субкультуры на человека. Тогда как  функция – это та смысловая нагрузка субкультуры, которую она несет в общество, то есть это влияние человека на общество.

Объект  исследования:Молодежные  субкультуры.

Предмет исследования: Влияние хип-хоп культуры на современное общество.

Цели  исследования:Анализ  форм и содержания хип-хоп субкультуры с последующим выявлением их структуры и взаимодействия с современным обществом и ее влияние на доминирующую культуру.

Задачи:

-Уточнить понятие молодежной субкультуры.

-Исследовать историю появления и развития молодежных субкультуры хип-хопа в российском обществе.

-Выявить и проанализировать структуру и функции молодежной субкультуры, ее влияние на доминирующую культуру.

    Степень разработанности темы:

Среди работ зарубежных авторов  были исследованы труды П. Бергера[1], Э. Гидденса[2].Среди исследований отечественных ученых – П. Сорокина[3], М.Н. Руткевича[4], К.Б. Соколовым[5], В социологическом - выполненные М. Брэйком[6], Ю.Н. Давыдовым[7]

 

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СУБКУЛЬТУРЫ В СОЦИОЛОГИИ

  1.1 Возникновение субкультуры.

 В широком смысле  под субкультурой понимается  частичная культурная подсистема  «официальной» культуры, определяющая  стиль жизни, ценностную иерархию  и менталитет ее носителей.  То есть субкультура – это  подкультура или культура в культуре.

В более узком смысле субкультура  – система ценностей, установок, способов поведения и жизненных  стилей определенной социальной группы, отличающаяся от господствующей в обществе культуры, хотя и связанная с ней.

  Разные исследователи использовали понятие "субкультура" в разных конотациях. Например, Брейк определял субкультуру через понятие "нормы" и "стиля жизни", то есть субкультура по Брейку это нормы, отделенные от общепринятой системы ценностей и способствующие поддержанию и развитию коллективного стиля жизни, также отделенного от традиционного стиля, принятого в данном обществе.[1]8

Итак, прежде всего субкультура -  это социальная группа, то есть конкретные люди, объединенные чем-то в некое сообщество. Эта группа выделена из социума набором общих  признаков, то есть для признания  группы людей субкультурой необходимо доказать общность их отличия, более  того они должны сами это отличие  осознавать, а в некоторых случаях  подчеркивать. Отличия, которые выделяют сообщество в субкультуру лежат, прежде всего, в социально-культурной, а не в социально-экономической  плоскости, хотя, конечно, они (эти плоскости) взаимосвязаны и часто пересекаются. Поэтому, обобщая, можно сказать, что  эти субкультурные отличия вызваны общим для данной конкретной группы способом конструирования реальности. Таким образом, мы приходим к представлению о том, что субкультура - это социальная группа, обладающая отличным от остального социума (и других субкультур в том числе) способом конструирования реальности и осознающая свое отличие как внутреннее сходство.

Понятие, наиболее отражающее содержание молодежных субкультур, была дано И.С. Коном: «Молодежная  субкультура  — социальная группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения  и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств».[1]

В рамках подходов социологии культуры молодежная субкультура определяется как явление периферии, а в  случае если это контркультура (нацеленная на антиповедение), то она может быть расположена на границе пространства культуры или за ее чертой. Молодежной субкультуре свойственен динамизм, агрессия, свои специфические нормы, зачастую альтернативный образ жизни.[2]9

Подходы западных социологов к выделению причин возникновения  молодежных субкультур различны. Так Р. Левенталь говорил о том, что «старшее поколение все меньше может помочь младшему при выработке норм поведения, соответствующих новым жизненным проблемам. Стремления молодежи не удовлетворяются ни в прагматично ориентированных семьях, ни в традиционных учреждениях и организациях, которые охраняют устаревшие ценности и нормы. Чаще всего субкультурные проявления молодежи выражаются в разных формах асоциального поведения отдельных групп молодых людей, которые шокируют общество своим внешним видом, манерами, интересами, выбором стиля жизни и пр. Речь идет о так называемом «шок-протесте»[1]10.

 По Парсону, причина протеста молодежи и ее противостояния миру взрослых – это “нетерпение” детей занять место отцов в социальной структуре. Однако дело кончается вхождением нового поколения в ту же структуру и, следовательно, ее воспроизводством[2]11.

 

 У М. Мид иная точка зрения: молодежь приходит, взрослея, уже не в тот мир, к которому ее готовили в процессе социализации. Опыт старших не годится. Молодых готовили к занятию одних позиций в социальной структуре, а структура уже другая, прежних позиций в ней нет. Здесь и начинается бурный рост молодежных сообществ, отталкивающих от себя мир взрослых, их ненужный опыт. Результат пребывания в лоне контркультуры здесь уже другой: не встраивание в прежнюю структуру, а строительство новой.[3]

 Так или иначе, анализ  субкультур западными учеными  основывается на опыте деятельности  неформальной молодежи в условиях  развитой демократии и стабильной  экономики, а также на бихевиористских концепциях (т.е. изучение ведется по линии выявления девиантного поведения). По моему мнению, субкультура это скорее духовная потребность молодежи. В современном мире, выходя во взрослую жизнь, молодежь не может выразить себя, не может утвердиться в этом мире, и единственный выход, который они видят это стать приверженцем какой-либо субкультуры.

 

 

1.2 Элементы молодежной субкультуры

Для начала надо понять,что  такое сама культура. Культура – совокупность достижений человечества в производственном, общественном и умственном отношении.

А в широком смысле под субкультурой понимается частичная культурная подсистема "официальной" культуры, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет ее носителей. Хотя ни один толковый словарь не дает описание этого термина.

В работах занимающихся изучением  сходных феноменов можно встретить  следующее определение субкультуры. Субкультура - система ценностей, моделей  поведения, жизненного стиля какой-либо социальной группы, представляющая собой  самостоятельное целостное образование  в рамках доминирующей культуры.

Для обозначения социально-культурных установок, противостоящих фундаментальным  принципам "базовой" культуры, используется термин "контркультура".

Йингер трактует контркультуру  как комплекс, набор или конфигурацию «норм и ценностей группы, резко  противоречащим нормам и ценностям, господствующим в обществе, «частью  которого» эта группа является».

Под неформальными объединениями  принято понимать социальные объединения  различных категорий людей, отличительной  особенностью которых является спонтанно  складывающаяся система внутренних социальных связей, норм, действий, являющаяся продуктом не институциональной  организации, а результатом самодеятельности.

Хотя понятия субкультура и  неформальные молодежные объединения  несколько различаются, но в нашем  исследовании они будут употребляться  как синонимы.

Время возникновения молодежной неформальной культуры в нашей стране – вопрос достаточно неоднозначный. Собственно, к первым проявлениям неформальной культуры, как культуры отличной от общепринятой, у нас в стране, можно отнести стиляг. Однако же нельзя сказать, что тогда, в 50-х –60-х годах в нашей стране зародилась неформальная культура. Отчасти это являлось неформальным движением, отчасти просто модным увлечением. Однако жесткая позиция государства в отношении инакомыслия в те годы привела к тому, что после некоторого времени полу подпольного существования стиляги довольно быстро исчезли.

Второй всплеск контр культурной активности пришелся на 70-е годы. Движение семидесятников было глубже, шире и  продолжительней по времени. На них  не оказывалось столь серьезного давления, как на стиляг, но неприятности с государственными органами на идейной  почве у них все же были. Именно тогда в нашей стране стали  появляться первые рок группы, хиппи, и полу подпольные «тусовки». Именно эта волна подготовила почву  для следующего этапа.

Буквально взрыв контр культурной активности пришелся на начало перестройки. В 87-89 годах уже можно было насчитать  не меньше десятка различных неформальных движений. А в 89-90 об этом заговорили не только в периодической прессе, а и в научной. Проблема молодежной контр- и субкультуры была поднята  как социальная проблема. И именно к середине 80-х годов следует  приписывать зарождение в нашей  стране молодежной контр культуры как  таковой, со свойственной ей непримиримостью  и эпатажем.

Уже к середине 90-х годов  контр культурная активность молодежи пошла на спад. Сократилось число  неформальных движений, некоторые исчезли, остальные перемешались.

В соответствии с  этим, субкультуру мы понимаем как  часть культуры, или как часть  программы — ее подпрограмму. Программа  реализуется именно благодаря своим подпрограммам. Однако субкультура может выступать не только как средство реализации большой программы, но и как определенная альтернатива или антитезис большой программы, целостная и вполне самодостаточная программа, которая может существовать как внутри программы, так и самая по себе, как своеобразный запасной вариант развития социокультурно. 
 
 В определенной степени культуру также можно понимать как своеобразную картину мира. В нашей работе мы понимаем культуру как сверхбиологическую программу жизнедеятельности. С когнитивной точки зрения, вслед за М. Соколовым, культуру можно понимать как совокупность ментальных структур, присущих большинству общества, а субкультуру — как один из возможных культурных выборов: "каждая субкультура включает набор правил, позволяющих принимать решение по поводу всего, что может быть выбрано — подходит это для них или нет, а если ни и если нет ни одного удовлетворительного варианта — изобретать что-то свое. Возможно, система принципов, па которым осуществляется отбор, — это самая важная характеристика субкультуры" [1]12. Он высказывает предположение о том, что "принципы, организующие развитие субкультуры, могут рассматриваться как “сценарий” или “скрипт” — когнитивная структура, организующая поведение в некоторых типах ситуаций" [2]. Развитие субкультуры, соответственно, определяется программой, регулирующей отношения с нормами культуры, часть которых интериоризуется, а часть отвергается. Также имеет место четкое размежевание культуры и субкультуры. По мнению М. Соколова, оно заключается в степени произвольности выбора таких программ. "Собственно, говорить о выборе культуры невозможно: приобщение к ней начинается без согласия ребенка. Но приобщение к одной из субкультур во всех случаях подразумевает принятие, осуществляемое сознательно.[3] 
 
 Все это, на наш взгляд, свидетельствует о том, что одних только категорий — каковыми являются картина мира и набор норм — недостаточно. Нужно искать еще и дополнительные параметры и уже на основе их целостности осуществлять комплексный анализ.  
 
 Именно поэтому российский социолог Д. Алисов [1]13, изучая городскую культуру (субкультуру), выделяет следующие параметры. Он считает, что городская культура "состоит из таких элементов культуры города, как нормы и ценности данной городской общины, социальная психология городского сообщества, образ жизни и менталитет горожан, социальная коммуникация и социальное проектирование и т.п." [2]. В свою очередь, "основными составляющими культуры города являются субкультуры высшего порядка: городская культура (собственно городская культура), традиционная культура (собственное сельская культура) и гибридная (квазиурбанистическая, или квазигородская)" [3]. В процессе исследования Алисов приходит к выводу, что современная городская культура "имеет сложную полиаморфную структуру, состоящую из множества взаимодействующих субкультур, и имеет в основе своего развития тенденции к дифференциации и усложнению внутреннейструктуры"[4] 
 
 Следует и тот момент, что каждый человек принадлежит к какой-то субкультуре, хотя субкультуры большинства людей не имеют ни самоназвания, ни системы символов, обозначающих их границы. Правдоподобное предположение состоит в том, что самоидентификация и символика проявляются лишь вместе с необходимостью быстро и эффективно отличить своих от чужих. Исходя из этого, можно выдвинуть гипотезы относительно связи организационных факторов и проведения символических границ. Эмпирические данные в целом подтверждают это предположение, так, есть очевидная связь между субъективной важностью субкультурной самоидентификации и степенью, с которой группа распылена в большей по размерам популяции. Необходимы четкие критерии и показатели, с помощью которых эти субкультуры можно выявлять, описывать. 
 
 Поэтому, по моему мнению, составляющими субкультуры и одновременно признаками ее оказываются: знание (картина мира в узком смысле); ценности; стиль и образ жизни; социальные институты как системы норм; процедурное знание (навыки, умения, способы осуществления, методы); потребности и склонности человека в любом обществе(см.схему 1).  
 Составляющие и признаки молодежной субкультуры (на примере хип-хоп культуры)  
 Критерием наличия и сформированности субкультуры является совокупность указанных выше параметров. Творцом и носителем субкультуры здесь оказывается социальная группа, имеющая определенные культурные признаки, которые отличают ее от других общностей. Социальную группу тут следует понимать прежде всего в широком смысле. То есть как большую общность людей, главным признаком которой является прежде всего культура, а не место в системе общественных отношений.  
 
 Расшифруем предложенную схему подробнее: Знание (картина мира в узком смысле). Под этим понятием имеется в виду вся совокупность знаний и представлений индивида об окружающей действительности, отталкиваясь от которых, индивид выстраивает целостный образ социального мира и своего места в нем. На основе созданного образа происходит ориентация в жизненном пространстве. Здесь следует определить, каким образом происходит работа с социальной информацией и какие элементы социального мира при этом выделяются, а также механизмы, обслуживающие процесс построения данного образа.  
 
 Ценности мы будем понимать как компонент социальной системы, наделенный особым значением в индивидуальном или общественном сознании. Ценностью может быть любой объект (материальный или идеальный) — как реальный, так и воображаемый — в том случае, если таковой объект служит фокусом стремлений, желаний групп или отдельных лиц. В любой системе ценностей можно выделить:

Информация о работе Влияние хип-хоп культуры на общее развитие культур