Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 00:28, реферат
Для полноценного развития личности человеку необходимо общение с другими людьми. В противном случае социальные нормы и ценностные ориентации, установленные в обществе, не будут восприняты или воспримутся искаженно. В демократическом обществе индивидуальные права священны. Группа позволяет человеку выстроить верную самооценку, ведь только с помощью взгляда со стороны можно правильно воспринять и оценить себя.
Введение………………………………………………………………………..3
1. Положительное влияние группы на личность………………………...4
2. Отрицательное влияние группы на личность…………………………9
Заключение……………………………………………………………………14
Список литературы……………
"Учителя" и "ученика" разделяла тонкая фанерная перегородка, так что "учитель" не мог видеть "ученика", но хорошо слышал все, что происходило за перегородкой. Во время эксперимента "ученик" сидел в кресле, привязанный к нему ремнями, а на его руках находились контакты от электрических проводов, идущих от пульта. Само кресло, кроме того, было крепко привинчено к полу. При возникновении тока в электрической цепи зажигалась лампочка и звучал электрический звонок. Перед началом эксперимента сам "учитель" садился в кресло "ученика" и для пробы получал удары электрическим током 15 В и 30 В. После того как он убеждался в том, что ток по цепи действительно идет и что удары электрическим током даже минимального напряжения достаточно чувствительны, начинался основной эксперимент.
Непосредственно
перед "учителем" находилась панель
с электрическими кнопками, градуированными
от 15 В до 450 В. Цифра 300 В была выделена
красным цветом, и рядом с ней
было написано слово "шок", что свидетельствовало
о том, что такое напряжение смертельно
опасно для человека и вызывает у него
состояние шока.
На самом деле "ученик" в ходе эксперимента
никаких ударов электрическим током не
получал. С помощью скрытого маневра экспериментатор
переключал ток на иную, замаскированную
сеть, в которой также были включены лампочка
и электрический звонок. В качестве же
"ученика" в эксперименте использовался
специально подготовленный человек - актер,
который умело имитировал поведение и
переживания лица, подвергаемого ударам
электрического тока разной силы (напряжения).
По мере того как "росло" напряжение
в сети, "ученик" должен был вести
себя все более беспокойно, а при напряжении
более 300 В прекращать подавать какие бы
то ни было признаки жизни: не отвечать
на вопросы; не производить никаких звуков.
До этого момента он должен был выражать
свой протест движениями, ворчанием, криками,
ударами ногами в перегородку и другими
естественными способами.
Как и следовало ожидать, многие добровольцы с самого начала отказывались участвовать в данном эксперименте, включавшем мучительную процедуру наказания током другого человека. Однако экспериментатор уговаривал их, используя всевозможные аргументы. То же самое он должен был делать и по ходу эксперимента, чтобы побудить "учителей" как можно дольше наносить удары электрическим током "ученикам". Экспериментатор мог использовать любые аргументы, кроме прямого принуждения, но не имел права открывать "ученику" подлинную цель исследования. Для убеждения "учителя" экспериментатор имел право пользоваться следующими, например, словами: "пожалуйста, продолжайте", "эксперимент получается и требует того, чтобы вы продолжали", "очень важно, чтобы вы продолжали, это абсолютно необходимо", "вы должны продолжать, у вас нет иного выхода", "я требую", "я приказываю, чтобы вы продолжали". Если и последнее не помогало, то эксперимент прекращался и отмечалось то напряжение, до которого дошел "ученик".
Результаты эксперимента, проведенного со многими американцами, оказались обескураживающими. Обнаружилось, что почти 65% всех испытуемых-"учителей" довели напряжение тока до максимальной величины 450 В. Ни один из них не прекратил эксперимент до того, как напряжение на приборе достигло 300 В, т.е. той критической точки, за которой у "ученика" должен был последовать шок.
Полученные
результаты С.Милгрэм объяснил следующим
образом: люди, живущие в обществе,
привыкают считать, что тот, кто
находится над ними, кому они должны
подчиняться, ответствен и лучше
знает ситуацию, чем они сами.
Факт чрезвычайного послушания испытуемых
в данном эксперименте объясняется следующими
причинами (обобщение ответов самих испытуемых,
выступивших в роли "учителя"):
1. Попадание в ловушку. Эксперимент был
задуман и начинался довольно невинно,
как рядовое исследование памяти, а затем
незаметно для самого испытуемого напряжение
в нем постепенно нарастало. Испытуемые,
начавшие повышать напряжение, не имели
естественной точки, барьера, подойдя
к которому следовало остановиться. По
ходу эксперимента экспериментатор не
вводил никаких новых требований, и испытуемые
просто продолжали делать то, что уже начали.
К тому времени, когда у них впервые возникало
желание выйти из эксперимента, они в своих
действиях уже заходили слишком далеко,
были как бы уже в ловушке, из которой не
было выхода назад. Поэтому, обескураженные,
они уже дальше продолжали действовать
механически ("терять было нечего").
2. Этикет ситуации. В своеобразной психологической
ловушке испытуемые оказались еще и потому,
что с самого начала согласились, причем
добровольно, участвовать в эксперименте
и подчиняться требованиям экспериментатора.
Для человека, давшего добровольное согласие
что-либо делать другому лицу, трудно и
неловко отказаться от обещанного. Такой
отказ должен был бы означать выражение
сомнения в порядочности и компетентности
экспериментатора, прямое обвинение его
в издевательстве над человеком ("учеником").
3. Надзор. Очевидным
фактом, оказавшим влияние на
поведение испытуемых в
4. Авторитет
и идеология, прикрывающая
Заключение
Влияние группы не заканчивается на оценке личности, с ее помощью можно изменить себя - убрать негативные качества, развить позитивные. Группа реагирует на изменение личности, и человек может с помощью обратной связи получать информацию о правильности направления своего развития.
Группа - это не однородная масса, в ней присутствуют люди различного уровня развития, обладающие различными знаниями, умениями, навыками. Общаясь с группой, человек получает возможность общаться с теми, у кого он может учиться чему-либо. Общение с теми, кто более развит, заставляет подтянуться к более высокой планке, устанавливает более высокий стандарт, чем тот, что есть у одиночки, и человек в группе стремится к лучшему - ведь он знает, что лучшее существует, одиночка же об этом и не подозревает.
Разнообразие
групп, в которых участвует человек
за свою жизнь, дает разнообразие возможностей
и направлений в развитии. Более
того, другие члены групп являются не только
примером для подражания или источником
обучения, но и стимулом для дальнейшего
развития, ликвидации комплексов детства
и полноценного формирования убеждений.
Ценность некоторых групп состоит именно
в том, что они дают необходимые положительные
эмоции, положительную обратную связь,
которая стимулирует дальнейшее развитие
человека в выбранном направлении.
Список литературы
1. Борисова А.А.
Восприятие эмоционального
2. Немов Р.С.
Практическая психология: Познание
себя. Влияние на людей: Пособие
для учащихся. - М.: Гуманит. изд.
центр ВЛАДОС, 2004.
3. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007.
4. Филиппов А.В. Производительная социология, психология и педагогика. - М., 2004.
Информация о работе Влияние группового давления на поведение человека