Влияние географической среды на этногенез

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 12:46, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение закономерностей влияния географической среды на этногенез.
Задачи:
Изучить исторические факты влияния географической среды на этногенез;
Изучить влияние ландшафта на этногенез;
Рассмотреть перемещение различных народов при изменении географической среды;

Содержание

Введение
1. Этнос – явление природы
1.1. Влияние природных условий на ход этнической истории
1.2. Влияние характера ландшафта на этногенез
2. Развитие общества и изменение ландшафта
2.1. На берегах морей и закраинах ледников
2.2. Индейцы, народы Сибири и их ландшафты
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

ккр антропология.docx

— 38.53 Кб (Скачать)

2. Развитие  общества и изменение ландшафта

     Поскольку речь идет о "поведении" особей, входящих в разные этносы, то самое простое  – обратить внимание на то, как они  воздействуют на те или иные природные  ландшафты, в которые их забрасывает  историческая судьба. Иными словами, нам надлежит проследить характер и  вариации антропогенного фактора ландшафтообразования с учетом уже отмеченного нами деления человечества на этнические коллективы. 

     2.1. На берегах морей и закраинках  ледников

     Роль  моря, в зависимости от характера  береговой линии и уровня цивилизации  береговых жителей, может быть двоякой. Море – ограничивающий элемент ландшафта, когда оно не освоено и непроходимо. Таков был Атлантический океан  для американских индейцев, Индийский  океан – для негров и аборигенов Австралии и даже Каспий – для  печенегов. Зато когда из моря начинают черпать пищу и осваивать навигацию, море превращается в составляющий элемент  месторазвития. Так эллины использовали Эгейское море, викинги – Северное, арабы – Красное, а русские  поморы – Белое. К XIX в. почти все  моря и океаны вошли в состав Ойкумены, но надо учитывать, что это характерно не для всех эпох. На протяжении исторического  периода можно зафиксировать  два этнокультурных ареала, где море является составной частью месторазвития: циркумполярные культуры на берегах  Ледовитого океана и Полинезия, о  которой написано так много, что  нет необходимости повторяться. Достаточно напомнить, что полинезийская  культура вмещала до прихода европейцев разнообразные образования, которые  даже на таком изолированном участке  суши, как остров Пасхи, боролись между  собой, создавая свои культуры, хотя и  довольно близкие по характеру.

     Менее известна история циркумполярных народов. Некогда цепь сходных культур  окружала Ледовитый океан, который  являлся их кормильцем. В основном это были охотники на морского зверя и ихтиофаги. Уже в историческое время их территорию разрезали надвое угро-самоеды, позже истребившие западную ее часть. Затем тунгусы уничтожили восточную, за исключением палеазиатов и народов "омок" на Яве и Индигирке, последний был погублен при вторжении якутов. Движение якутов с юга на север было односторонне и необратимо, так как они плыли на плотах по рекам и вернуться против течения не могли.

     Молодым циркумполярным народом были эскимосы, распространившиеся около I в. н.э. из Океании  и в Х в. отогнавшие индейцев до южной границы Канады, а в XIII в. сбросившие потомков викингов в Гренландии в море. Тут опять-таки сочетание ландшафтов: кормящее море и лесотундра или ледник.

     Но  не только кормящее море, а даже области, покрытые льдом и потому совершенно бесплодные, могут способствовать возникновению  этносов, что имело место в  Прибалтике и Скандинавии около  Х тыс. до н.э. Механизм этого явления  прост.

     Ледник, для того чтобы расти, должен получать из океана достаточное количество атмосферной  влаги – холодного дождя и  мокрого снега. Но так как над  ледником всегда стоит антициклон, то влажный воздух разбивается о  его закраину и там выливается дождь. Для Евразийского континента – это западная закраина, откуда идут атлантические циклоны, вплоть до Таймыра. Следовательно, ледник растет к западу, а его восточная часть  тает под лучами солнца, ибо там, где нет облачного покрова, инсоляция  действует беспрепятственно.

     Получается  географический парадокс: там, где абсолютная температура выше, – сыро, ветрено, облачно, а потому люди и животные страдают от холода; там же, где температура  ниже, – тихо, ясно, сухо, и люди и  животные согреваются под прямыми  лучами солнца, не обращая внимания на холодный воздух. Ледниковый антициклон всегда больше, чем сам ледник, и  покрывает приледниковые районы, превращая их в сухую тундру. Ручьи, стекающие с ледника, образуют пресные озера и ручьи, где селится рыба и водоплавающая птица. Вокруг них вырастают рощи – приют пушного зверя, а в сухой тундре, где снежный покров мал, пасутся стада травоядных. Это рай для первобытного охотника и рыболова.

     Именно  такие условия сложились в  Восточной Европе в конце Померанской  стадии последнего оледенения. В тундре, примыкавшей к уходящему леднику, стали появляться редкие леса, окаймляющие  реки и озера. Тогда на берегах  Немана и Двины сложились древние  этносы балтской группы, дожившие до нашего времени в ландшафте, который  от потепления стал монотонным. Балтские топонимы и гидронимы хранят печать глубокой древности, как память о времени, когда природная среда вокруг их предков была иной. Не только этносы, но и ландшафты меняют историю. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.2. Древний Китай

     В III тыс. до н.э. территория Китая была мало похожа на то, что она представляет ныне: девственные леса и болота, питавшиеся реками, разливающимися в  половодье, обширные озера, топкие солонцы  и только на возвышенных плоскогорьях – луга и степи. На востоке между  низовьями рек в дельтовых  равнинах тянулась цепь зыбких почв, а  реки И и Хуай пропадали в заболоченной долине нижнего течения Янцзы. "Буйная растительность одевала бассейн  реки Вэйхэ; там поднимались величественные дубы, всюду виднелись группы кипарисов  и сосен. В лесах кишели тигры, ирбисы, желтые леопарды, медведи, буйволы  и кабаны, вечно выли шакалы и  волки".

Но главным  врагом людей здесь были реки. В  сухое время года они сильно мелели, но стоило пройти дождям в горах, как  реки вздувались и выходили из берегов. Следует учесть, что при разливе  реки теряют скорость течения и откладываются  наносы, причем в Хуанхэ во время  паводка содержится до 46% ила и песка.

     Примитивным земледельцам приходилось сооружать  дамбы, чтобы спасти свои поля от наводнений; и все же дамбы прорывались  в среднем один раз в 2,5 года. Часть древних обитателей Китая отступила от свирепых вод в горы и продолжала заниматься охотой – там от них и следа не осталось. Другие – "сто черноголовых семейств", пришедшие в Шаньси с запада, бросились на борьбу с рекой – это были предки китайцев. Им пришлось отказаться от прежней дикой воли и усвоить дисциплину, жесткую организацию и принять деспотические формы правления, но зато природа щедро вознаградила их, предоставив возможности интенсивного размножения и средства для создания оригинальной культуры. Те же, кто отступил от трудностей земляных работ и угрозы водной стихии в горы, стали предками жунов, да и кянов-тибетцев. Они довольствовались теми плодами природы, добывание которых не требовало изменения ландшафта и рельефа, и поэтому у них не возникало потребности в создании государственной организации. Род занятий, строй жизни и, наконец, их идеология были резко отличны от китайских, и с каждым поколением оба народа отдалялись друг от друга. Кончилась эта рознь непримиримой враждой, определившей направление истории раннего Китая и его соседей.

     Теперь  наложим факты антропогенного изменения  ландшафта на хронологическую канву. Первый этап борьбы с природой имел место около 2278 г. до н.э., когда легендарный  предок первой китайской династии Юй провел работы по регулированию русла  Хуанхэ, после чего центральная часть  северного Китая (Шаньси и часть  Шэньси) превратилась в земледельческую  страну. Река вела себя спокойно до 602 г. до н.э., т.е. в течение шестнадцати  веков. Исторически это монолитная эпоха древнекитайской культуры, включающая три династии: Ся, Шан-Инь  и Чжоу, при которых Китай представлял  собою конфедерацию многочисленных княжеств, связанных друг с другом высшим, по тому времени достижением  культуры – иероглифической письменностью. За весь этот период созданный Юем  искусственный ландшафт только поддерживался, но когда с 722 г. до н.э. наступила  эпоха "Весны и Осени" (условное название эпохи, происходящее от заглавия хроники, в которой она описана), все пошло по-иному. Конфедерация княжеств, представлявшая единое целое  под председательством вана (царя), распалась на 124 самостоятельных  государства, которые начали усердно  поглощать друг друга. Тогда перешли  в контрнаступление и горные жуны, и воды Хуакхэ. В результате плохого  содержания дамб в 602 г. н.э. произошло  первое зарегистрированное изменение  течения реки Хуанхэ, и с тех  пор основная работа на реке до XVIII в. заключалась в поддержании дамб и заделке прорывов. В аспекте, принятом нами, это явление должно рассматриваться как поддержание  существующего ландшафта, т.е. мы приходим к парадоксальному выводу – о  том, что китайцев следует зачислить  в тот же разряд этносов, что и  алгонкинов или эвенков. Однако проверим наш первоначальный вывод.

     В IV в. до н.э. железо превратилось в настолько  общедоступный товар, что из него стали делать не только мечи, но и лопаты. Благодаря техническому усовершенствованию в III в. были созданы оросительные системы, из которых наиболее важной была система Вэйбэй, орошавшая 162 тыс. га полей в северном Шэньси. Благодаря этой ирригационной системе "провинция Шэньси стала плодоносной и не знающей неурожайных годов. Тогда Цинь Ши Хуанди сделался богатым и могущественным и смог подчинить своей власти прочих князей". Это было знаменитое объединение Китая, закончившееся массовой резней побежденных, закабалением уцелевших, построением Великой китайской стены и истреблением не только ученых и всех книг, кроме технической литературы (под таковыми понимались книги по гаданию, медицине и агрономии), но и всех читателей исторических и философских трактатов, а также любителей поэзии.

     И вот тут мы можем поставить  вопрос: было ли связано целенаправленное изменение ландшафта с грандиозным  человекоубийством или они просто совпали по времени? Или же оба  эти явления восходят к одной  общей причине? И для решения  проблемы проследим историю Китая  и историю оросительной сети Вэйбэй дальше.

     Народное  восстание 206 г. до н.э. ликвидировало  режим империи Цинь, и при династии Хань столь больших кровопролитий  не происходило. Страна богатела, ибо  к прежней житнице в Шаньск на берегах Хуанхэ прибавилась новая  – на берегах рек Вэй и Цзин, но тут сказала свое слово природа. Вода для оросительной сети поступала  из реки Цзин, которая была преграждена  плотиной, однако река углубила свое русло  и водоприемник остался на сухом  месте. Пришлось прорывать новый  канал и строить плотину выше по течению, и в последующие века это повторялось десять раз, что  потребовало огромного вложения труда, и все-таки в XVII в. система  Вэйбэй была фактически заброшена.

     На  протяжении истекших двух тысяч лет  развернулась средняя история Китая  – его императорский период. В  плане этнологии китайцы этого  периода относятся к древним китайцам, как итальянцы – к римлянам или французы – к галлам. Иными словами, на берегах Хуанхэ создался новый народ, который мы называем тем же словом, что и старый. Но не надо переносить дефекты нашей терминологии на предмет исследования, тем более что слово "китайцы" – условный термин, появившийся в XII в. вследствие развития караванной торговли, и означал он тогда монголоязычное племя, с которым имели дело итальянские и русские купцы. От этого племени название "Китай" перешло на их соседей, называвших себя просто "жители Срединной равнины". Для нашего анализа это важно потому, что общеизвестное слово "Китай" таксономически соответствует таким понятиям, как "Европа" или "Левант" (Ближний Восток), а не таким, как "Франция" или "Болгария". Так вот, с эпохи объединения Китая императором Цинь Ши Хуаньди до потери Китаем самостоятельности на территории между Хуанхэ и Янцзы возникли, сформировались и потеряли силу два больших этноса, условно именуемые северокитайским и южнокитайским. Второй также связан с изменением ландшафта, ибо когда древние китайцы (из коих образовались оба средневековых этноса) широкой струей влились в долину Янцзы, то они на месте джунглей устроили рисовые поля. Северные же китайцы на месте сухих степей создали орошенные пашни, и до тех пор пока у них хватило энергии на поддержание оросительной системы, они утверждали себя как самостоятельный народ и отражали, хоть и не всегда удачно, нападения иноземцев. Но в XVII в. ирригация перестала существовать, и в том же веке маньчжуры покорили Китай. Покорению предшествовало грандиозное крестьянское восстание, расшатавшее мощь империи Мин, но поднять крестьян на жестокую войну можно лишь тоща, когда сельское хозяйство находится в упадке. Действительно, потеря богатейших северо-западных пашен, занесенных песком после того, как были заилены каналы, ослабила сопротивляемость Китая и превратила империю Мин из агрессора в жертву.

     Ландшафт  коренным образом меняет историю  различных этносов. Изменение, обработка  окружающей среды, охота на животных, окультуривание земель приводить к  изменению народов и их территории. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рекомендации

     Для этноса, располагающегося на определенной территории необходимо сохранять свои обычаи, ценности, несмотря изменения  окружающей среды.

     Сложившимся этносам, которым приходится менять свое местоположение, не смотря на их нежелание, необходимо приспосабливаться к  новой окружающей среде.

     Для эффективного строительства обществом  своей деятельности необходимо учитывать  географический фактор. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Географическая  среда влияет на этногенез особым образом. Месторасположение, среда  обитания – факторы, которые прямым образом влияют на развитие этноса. Когда меняются климатические условия, происходит и изменение внутри этноса, так как народу, приспособившемуся  к определенной жизни необходимо менять свои устои.

     В связи с тем, что многие ученые подтверждают то, что на планете  идет глобальное климатическое изменение, то можно сказать, что люди научились  быстро адаптироваться к новым условиям (технический прогресс) и в итоге, различные изменения географической среды на них не будут оказывать  такого сильного воздействия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

           Список литературы

1. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – СПб.: Азбука – Классика, 2004.

2.Анучин В.А. Географический фактор в развитии общества. – М., 2002.

3.Гордеева И.В. Проблема влияния природной среды на формирование и развитие этноса в различных концепциях // Фундаментальные исследования. – 2005. – № 4 – С. 37-38

4.Минюшев  Ф.И. Социальная антропология. Уч. пособие. М.: Академический проект, 2004.

Информация о работе Влияние географической среды на этногенез