Вильфредо

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 23:22, реферат

Описание работы

В конце XVIII - начале XIX века в Европе начинается становление социологии как самостоятельной науки. Это связано с глубокими из-мнениями в мировоззрении в обществе. Человечеству нужна была но-вая наука, которая дала бы ответ на многие волнующие вопросы. Так появилась социология.

Наиболее видным социальным теоретиком в начале XX века был итальянский социолог и экономист Вильфред Парето (1848-1923). В данной работе мы рассмотрим его жизнь и небезызвестную теорию циркуляции элит.

Содержание

Введение

1.Биография В.Парето

2.Теория элит Парето

Заключение

Литература

Работа содержит 1 файл

социология парето.docx

— 29.98 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

1.Биография В.Парето

2.Теория элит Парето

Заключение

Литература 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     В конце XVIII - начале XIX века в Европе начинается становление социологии как самостоятельной  науки. Это связано с глубокими из-мнениями в мировоззрении в обществе. Человечеству нужна была но-вая наука, которая дала бы ответ на многие волнующие вопросы. Так появилась социология.

     Наиболее  видным социальным теоретиком в начале XX века был итальянский социолог и экономист Вильфред Парето (1848-1923). В данной работе мы рассмотрим его жизнь и небезызвестную теорию циркуляции элит. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Биография В.Парето

     Вильфредо Парето родился 15 июля 1848 г. в Париже в семье итальянского маркиза, выходца из портового города Генуя, вынужденного эмигрировать из-за своих либеральных и республиканских убеждений. Мать Парето была француженкой, и он с детства одинаково хорошо владел языками обоих родителей; однако всю жизнь он ощущал себя прежде всего итальянцем. В 1858 г. семья Парето возвращается в Италию. Там он получает прекрасное образование, одновременно классическое гуманитарное и техническое; большое внимание он уделяет изучению математики. После окончания Политехнической школы в Турине Парето в 1869 г. защищает диссертацию «Фундаментальные принципы равновесия в твердых телах». Тема эта воспринимается как предзнаменование, учитывая важное место понятия равновесия в его последующих экономических и социологических трудах. В течение ряда лет он занимал довольно важные должности в железнодорожном ведомстве и в металлургической компании.

     В 90-е годы он предпринимает неудачную попытку заняться политической деятельностью. В это же время он активно занимается публицистикой, чтением и переводами классических текстов. В первой половине 90-х годов Парето публикует ряд исследований в области экономической теории и математической экономики. С 1893 г. и до конца жизни он был профессором политической экономии Лозаннского университета в Швейцарии, сменив в этой должности известного экономиста Леона Вальраса. В последний год жизни Парето в Италии уже установился фашистский режим. Некоторые видные деятели этого режима, и прежде всего сам дуче, считали себя учениками лозаннского профессора. В связи с этим в 1923 г. он был удостоен звания сенатора Италии. Парето выразил сдержанную поддержку новому режиму, одновременно призвав его быть либеральным и не ограничивать академических свобод.

     Умер  Парето 20 августа 1923 г. в Селиньи (Швейцария), где он жил последние годы своей жизни; там он и был похоронен.

         Он предположил логико-экспериментальный метод исследования. По его мнению, социология должна стать такой же точной наукой, как физика, химия и астрономия, в социологических исследованиях следует пользоваться только эмпирически обоснованными суждениями, строго соблюдать правила при переходе от наблюдений к обобщениям. Привнесение в теорию идейных элементов недопустимо, поскольку ведет к искажению и фальсификации фактов.

     Парето  Вильфредо отрицал монистическую причинность в общественных науках, считая, что социология и политическая экономия выясняют функциональную зависимость между равнозначными общественными явлениями. Общество, по Парето Вильфредо, является системой, которая, подобно механической, находится в равновесии в результате взаимодействия парализующихся антагонистических интересов отдельных слоев и классов. Согласно Парето Вильфредо, социальное развитие определяется поступками людей, которые делятся им на логические (целесообразные) и нелогические (неосознанные). В основе нелогических поступков лежит комплекс инстинктов, желаний, интересов, изначально присущих человеку. Парето Вильфредо назвал его остатком (residue). Человеку как существу веры, чувства задана также потребность и в логическом (вернее, псевдологическом) обосновании задним числом своего иррационального поведения. Поэтому каждый нелогический поступок содержит и изменчивые интерпретации остатков (их Парето Вильфредо назвал производными — derivazioni), которые объясняют, но в то же время и маскируют их. Возрастая и охватывая массы, производные, по Парето Вильфредо, могут достигать уровня идеологий, религиозных учений, философских теорий. Комбинации остатков и производных определяют тот или иной социальный процесс, а их неравномерное распределение среди людей обусловливает социальное неравенство и антагонизм между ними. Эта искусственная, ненаучная схема лежит в основе объяснения Парето Вильфредо механизма общественной жизни. Творческая сила, борьба и смена с помощью насилия немногочисленных элит, по Парето Вильфредо, — движущая сила и закон общества.  

       Парето Вильфредо считал, что политическая экономия должна изучать механизм, устанавливающий равновесие между потребностями людей и ограниченными средствами их удовлетворения, для чего необходимо применение математического метода анализа. Стремился теоретически обосновать концепцию взаимозависимости всех экономических факторов, включая и цену. Парето Вильфредо пытался усовершенствовать теорию общего экономического равновесия Л. Вальраса. В отличие от последнего, он рассматривал ряд состояний равновесия во времени, а также допускал варьирование коэффициентов производственной функции в зависимости от размеров выпуска продукции. Широкую известность получил «закон Парето» о распределении доходов. Парето Вильфредо занимался также проблемами экономических кризисов, ренты, денег и процента

       Резко враждебно относясь к  марксизму и революционному движению, Парето Вильфредо отвергал и идеалы буржуазной демократии, что впоследствии было использовано идеологами итальянского фашизма (сам Парето Вильфредо отрицательно относился к фашизму).

     Первые научные труды Парето были посвящены экономике.

     В качестве экономиста он занимает видное место в истории науки. Он внес важный вклад в исследование распределения доходов, монополистического рынка, в становление эконометрии и т.д. Но постепенно он осознает недостаточность и неадекватность представлений о человеке как о homo oeconomicus. В свою очередь это осознание было связано с его общиотрицательным отношением к рационалистическим концепциям человека, которое со временем усиливалось. В поисках более адекватной и целостной модели человека Парето обращается к социологии. Обращение это происходит сравнительно поздно, когда он был уже зрелым и известным ученым, но происходит оно не сразу, не вдруг, а исподволь, постепенно. Оно заметно еще в его несоциологических по жанру научных трудах, таких, как «Курс политической экономии» (1896-1897), «Социалистические системы» (1902) и «Учебник политической экономии» (1906). Самое крупное сочинение В. Парето, в котором представлены его социологические теории, - «Трактат по общей социологии». Автор писал его с 1907 по 1912 г. В итальянском оригинале «Трактат» был впервые опубликован в 1916 г., во французском варианте, проверенном и одобренном автором, он вышел в 1917-1919 гг. Это огромное и весьма громоздкое по своей структуре сочинение написано в нарочито наукообразном стиле; оно насчитывает около 2 тыс. страниц текста большого формата, 13 глав, 2612 параграфов, не считая приложений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Теория  циркуляции элит Парето

     Социологическая система В.Парето строилась на теории нелогического действия. Согласно Парето, большинство тех человеческих действий, из которых слагается история, принадлежат  к числу нелогических действий. Индивид  поступает определенным образом, потому что обладает психологическими предиспозициями (установками) и испытывает определенного рода чувства. Эти чувства маскируются при помощи псевдоаргументов, составляющих содержание всех без исключения общественных теорий.

     Политическая  экономия по Парето не могла объяснить  действительность, а лишь конструировала модель крипто-нормативных рациональных экономических действий. Но большая часть действий человека является иррациональной, нелогичной даже в области экономики. Социология как логическое понимание нелогических действий должна была дополнить экономическую теорию и превратить политическую экономию в эмпирическую науку. Однако эта социология должна быть логически-экспериментальной наукой, ибо нелогические действия она должна понять логически.

     Логическими действиями Парето считал такие, при  которых: субъективные соотношения  цели и средства совпадают с объективной  данностью, установленной логически  и экспериментально. При нелогических действиях отсутствует согласование субъективной и объективной реальности. Оно отсутствует, потому что между  ними вклиниваются чувства мировоззрения, вера и т.п. Парето называет это "осадком". Однако люди неохотно признают, что  действуют иррационально, а часто  они этого просто не понимают. Поэтому  они придумывают рациональное объяснение, словесные оправдания своих действий, которые должны придать им логичный вид.

     Их  Парето просто назвал "производными" (деривациями). Осадки, деривация и  их отношение к поведению людей  представляют собой основные факты  и объект изучения социологии. За этим скрывается точка зрения, что не идеи руководят действиями - они  лишь иллюзии, - а чувства, и что  в случае та называемых идей речь очень  часто идет о деривациях, которые  служат определенной цели. Например, тому, чтобы убедить народ в необходимости, пользе существующего порядка (старая элита) или перемен (новая элита).

     Итак, почти столетие назад Парето сформулировал  теорию кругооборота элит (циркуляция), объясняющую, по его мнению, социальную динамику. Неизбежность деления общества на управляющую элиту и управляемые  массы он выводил из неравенства  индивидуальных способностей людей. Социологическая  система стремится к равновесию и при выводе ее из такого состояния  с течением времени возвращается к нему. Процесс этот образует социологический  цикл, течение которого зависит, прежде всего, от циркуляции элит. Они возникают  в низших слоях общества и в  ходе борьбы поднимаются в высшие, там расцветают и в конце концов вырождаются и исчезают… Этот кругооборот элит является универсальным законом истории". Качества, обеспечивающие элите господство, меняются в ходе цикла социального развития, поэтому меняются и сами типы элит. История оказывается "кладбищем аристократии".

     Элиты являются подлинными инициаторами дериваций, особенно господствующие элиты, но также  и тех, которые хотят отнять у  них власть. Однако элиты олицетворяют также основополагающие "осадки", особенно осадки комбинации, стойкости, соединения. Их можно охарактеризовать как различные типы людей: люди типа "осадков" комбинации являются прогрессивными, хитрыми и не слишком подвержены угрызениям совести. Они избегают явных  конфликтов и скорее прибегнут к  хитрости, обману, подкупу. Они - "лисы". Им противостоят "львы", которые  хотят придерживаться привычного, но не боятся конфликта и силы.

     Стабильная  политическая система характеризуется  преобладанием элиты "львов". Напротив, неустойчивая политсистема требует элиты прагматически мыслящих энергичный деятелей, новаторов, комбинаторов. Постоянная смена одной элиты другой - результат того, что каждый тип элит обладает определенными преимуществами, которые, однако, с течением времени перестают соответствовать потребностям руководства обществом. Поэтому сохранение равновесия социальной системы требует постоянного процесса замены одной элиты другой, по мере того как перед элитами возникают повторяющиеся социальные ситуации.

     Общество, в котором преобладает элита "львов - ретроградов", застойно. Напротив "элита" "лис" динамична. Механизм социального  равновесия функционирует нормально, когда обеспечен пропорциональный приток в элиту людей первой и  второй ориентаций. Прекращение циркуляции приводит к вырождению правящей элиты, к революционной ломке системы, к выделению новой элиты с  преобладанием в ней "лис", которые  со временем перерождаются во "львов"; сторонников жесткого подавления и  деспотизма.  Моска, развивая идеи Парето, полагал, что циркуляция элиты - залог здоровья общества, добавляя, впрочем, что все это - при условии преобладания стабилизационной консервативной тенденции, сохранения преемственного обновления элиты за счет лучших выходцев из масс.

     Общество  элиты - это система уравнений, служащая для того, чтобы найти оптимум, т.е. то состояние равновесия, при  котором ни один индивид не сможет получить больше благ, не причинив одновременно вреда другим. В этом смысле Парето говорил о "социальной системе", а его теория общества должна быть, собственного говоря, крипто-нормативной теорией, подобно экономической теории. Вопрос Дюркгейма, как возможен порядок, прозвучал бы у него иначе: "Как возможно управлять обществом?". Элементами социальной системы являются осадки, интересы, деривация, социальная неоднородность и циркуляция социальных классов. В этой связи Парето говорил о "социальной физиологии" задачей которой является, прежде всего, установление распределения богатства и власти в обществе.

Информация о работе Вильфредо