Виды социологических исследований

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 16:41, контрольная работа

Описание работы

Разведывательное исследование используется для предварительного обследования определенного процесса или явления. Потребность в таком предварительном этапе, как правило, возникает тогда, когда проблема или мало, или вообще не изучена. В частности, он успешно применяется для получения дополнительной информации о предмете и объекте, для уточнения и корректировки гипотез и задач, инструментария и границ обследуемой совокупности в углубленном, широкомасштабном исследовании, а также для выявления трудностей, которые могут встретиться в дальнейшем.

Содержание

Разведывательное, описательное и аналитическое исследование.
Методы и формы проведения социологических исследований.
Разовое и повторное исследование.

Работа содержит 1 файл

контрольная социология.docx

— 38.50 Кб (Скачать)
="justify">      Наблюдения  бывают систематические, проводимые по заранее жестко разработанному плану  изучения объекта в течение определенного  времени, и несистематические (кратковременные), когда они проводятся на стадии «разведки» как первичная основа для формулирования гипотез исследования или для  контроля данных, полученных другими  способами (из документов, с помощью  опросов и т. д.).

      Каждый  вид (тип) наблюдения имеет свои положительные  и отрицательные стороны. Положительная  сторона включенного наблюдения — возможность узнать все тонкости событий, их подоплеку, движущие мотивы главных действующих лиц. Негативные его стороны — опасность потерять объективность оценки изучаемого явления, так как исследователь нередко  отождествляет себя с наблюдаемыми. В этой связи возникает сложность  с подбором исполнителя. Целый ряд  сфер жизни почти или полностью  невозможен для наблюдения.

      Не  включенное наблюдение значительно  проще, но оно дает более поверхностную  информацию об изучаемом явлении. При  таком наблюдении затруднен учет мотивов действий людей, сравнительно пассивна роль наблюдателя.

      Наблюдение  открытое и скрытое — это виды включенного наблюдения. В первом случае объект знает, что за ним наблюдают, и, естественно, вносит соответствующие  коррективы в свое поведение, т.е. исследователь  оказывает возмущающее воздействие  на объект. При этом теряется чистота  эксперимента, опыта, исследования. При  скрытом наблюдении данный недостаток устраняется, но возникает вопрос об этической стороне сбора первичной  информации.

      При всей привлекательности наблюдения как метода сбора социальной информации (простоте и сравнительно небольших  финансовых затратах) у него есть немало слабых мест. Прежде всего, это трудности  с гарантированием репрезентативности (достоверности) данных. Наблюдатель  фиксирует относительно локальные  события, факты. Практически трудно охватить большое количество явлений. Отсюда возникает вероятность ошибок в интерпретации событий, поступков людей с точки зрения мотивов действующих лиц.

      Наблюдение  считается достоверным, если при  повторении его в тех же условиях и с тем же объектом дает те же результаты.

      Эксперимент — это общенаучный метод получения в контролируемых и управляемых условиях нового знания. В социологию он пришел из области естественных наук. Различают натурный (лабораторный, полевой) и мысленный (модельный) эксперименты. Каждый из них имеет свои положительные и отрицательные стороны.

      Проведение  натурных экспериментов в социологии, общественной жизни — дело далеко не простое и ограничено природой социальных объектов исследования, состоящих  из людей и требующих от исследователя  строгого соблюдения моральных и  юридических принципов и норм, суть которых сводится к одному: не навредить объекту исследования. Поэтому большинство натурных социологических  экспериментов проводится на малых  группах и имеет много общего с социально-психологическими экспериментами. Широкую известность в свое время  получили эксперименты ученых под руководством Э.В. Ильенкова в Загорском интернате  слепоглухонемых детей. Результаты, полученные ими, еще долго будут  поражать всех, кто знает об этих экспериментах.

      Мысленные социологические эксперименты распространены довольно широко. Практически они  имеются в каждом социологическом  исследовании, где есть методы статистического  анализа. Мысленные эксперименты являются основными при моделировании  социальных процессов на ЭВМ. В этом случае эксперимент характеризуется  двумя группами элементов: формализованными и неформализованными параметрами. Формализованные параметры представлены системой языка машины, а неформализованные  параметры — это концепции, сценарии, ценностные ориентации человека. Они  взаимодействуют с формальной стороной в диалоговом режиме.

      Мысленные (модельные) эксперименты позволяют  более точно определить стратегию  натурного социального эксперимента, но полностью его заменить никогда  не смогут. По этому поводу уместно  вспомнить слова гения русской  науки М. В. Ломоносова: «Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением».

      Для выявления эффективности эксперимента целесообразны его многократные проведения, в ходе которых отрабатывается чистота эксперимента и проверяются  основные варианты решения одной  социальной проблемы. Добиться чистоты  эксперимента — задача очень сложная, так как его результат часто  искажается воздействием более сильной  системы.

Анализ  документов

      В социологических исследованиях  часто применяется анализ документов, имеющихся в каждом обществе, вступившем на путь цивилизованного развития.

      Как правило, под документом в социологии подразумевают те или иные источники, содержащие информацию о социальных фактах и явлениях общественной жизни, о тех или иных социальных субъектах, функционирующих и развивающихся  в обществе.

      Анализ  документов открывает социологу  возможность увидеть в отраженном виде многие стороны социальной действительности. Документы обычно содержат богатую  и емкую информацию об этой действительности. Поэтому не следует планировать, а тем более выходить на полевые  исследования, не получив предварительно официальные статистические данные, не только центральные, но и местные, не изучив прошлые и настоящие  исследования по данной теме (если они  имеются), материалы книг и журналов, отчеты различных ведомств и т.д. Например, социологическое исследование, посвященное изучению свободного времени  жителей того или иного города, может быть начато с получения  статистических данных об использовании  библиотек, посещении театров, концертов  и т.д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Разовое и повторное исследование.

     Подготовка  и проведение любого эксперимента - дело достаточно трудоемкое и требующее  специальных знаний и методических навыков. Особенно это важно тогда, когда речь идет о внедрении новых  форм организации и стимулирования труда, об изменениях в общественной и повседневной жизни людей и  т.п., глубоко затрагивающих личные, коллективные и общественные интересы. В данном случае эксперимент не просто желателен, а необходим. Он позволяет  избежать случайностей и непредвиденных последствий, увереннее, с научной  обоснованностью внедрять в практику новые формы и методы управления.

     В зависимости от того, рассматривается  предмет в статике или в  динамике, могут быть выделены еще  два вида социологического исследования - точечное и повторное.

     Точечное  исследование (его еще называют разовым) дает информацию о состоянии и  количественных характеристиках какого-либо явления или процесса в момент его изучения. Эта информация в  определенном смысле может быть названа  статической, поскольку отражает как  бы моментальный «срез» объекта, но не дает ответа на вопрос о тенденциях его изменения во времени. Такие  данные могут быть получены лишь в  результате нескольких исследований, проведенных последовательно через  определенные промежутки времени. Подобные исследования, основанные на единой программе  и инструментарии, называются повторными. По сути дела они представляют собой  средство сравнительного социологического анализа, который направлен на выявление  динамики развития объекта.

     В зависимости от выдвигаемых целей  повторный сбор информации может  проходить в два, три этапа  и более. Длительность временного интервала  между первоначальной и повторной  стадиями исследования самая различная, ибо общественные процессы обладают неодинаковой динамикой и цикличностью. Часто именно свойства объекта подсказывают временные интервалы повторных  исследований. Например, если изучаются  тенденции в осуществлении жизненных  планов выпускников средних школ и первый раз их опросили перед  выпускными экзаменами, то очевидно, что  ближайший срок повторного исследования - после завершения приема в вузы или поступления на работу.

Особый  вид повторного исследования - панельное. Допустим, в ходе повторного исследования выясняется степень эффективности  образования. Обычно она определяется независимо от того, как изменился  объект за период между первоначальной и повторной стадиями исследования. Панельное же исследование предусматривает неоднократное изучение одних и тех же лиц через заданные интервалы времени. Поэтому для панельных исследований целесообразно соблюдать такие интервалы, которые позволяют максимально сохранять стабильность исследуемой совокупности по ее величине и составу.  Эти исследования дают хорошую возможность обновлять и обогащать информацию, отражающую динамику, направленность развития. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы:

  1. Фролов С.С. Основы социологии. – М., 2002.
  2. Заборовский Г.Е., Орлов Г.П. Социология. – М., 2005.
  3. Кравченко А. И. Основы социологии. - Екатеринбург: Деловая книга, М.: Логос, 1998.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ответы  на тесты. Тема №3.

  1. Социологическое исследование – это:
  2. формирование критериев и показателей социального развития объекта;
  3. обобщение данных о культурных, исторических и общественных процессах;
  4. теоретический анализ актуальных социально-политических проблем;
  5. система логически последовательных методических, организационных и технических процедур;

Ответ: 4.

  1. Полевой этап социологического исследования включает в себя:
  2. предварительный анализ уже проведённых социальных исследований по данной проблематике;
  3. быстрое, оперативное осмысление предварительных исследований;
  4. анализ полученной информации;
  5. сбор информации;

Ответ: 4.

  1. Процедура отбора подмножества элементов генеральной совокупности, позволяющая делать вывод обо всём множестве элементов – это …
  2. выборка;
  3. проверка;
  4. исследование;
  5. социальная модель;

Ответ: 1.

  1. Назовите правильный ответ:
  2. контент - анализ – разновидность выборочного опроса;
  3. опросы подразделяются на включённые и невключённые;
  4. наблюдение является основным методом в социологии;
  5. в социологии эксперимент – не главное средство познания;

Ответ: 3.

  1. Лицо, выступающее в качестве источника первичной информации в процессе опроса – это…
  2. субъект;
  3. объект;
  4. респондент;
  5. испытуемый;

Ответ: 3.

  1. Свойство выборочной совокупности воспроизводить параметры и значимые элементы структуры генеральной совокупности:
  2. точность;
  3. комплексность;
  4. репрезентативность;
  5. содержательность;

Ответ: 3.

  1. Какое суждение можно назвать верным:
  2. информация выборочных исследований достовернее, чем сплошных;
  3. сплошной опрос используется чаще, чем несплошной;
  4. выборочная совокупность – увеличенная копия генеральной совокупности;
  5. единицами наблюдения называют элементы сформированной выборочной совокупности;

Ответ: 4.

Информация о работе Виды социологических исследований