Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 16:41, контрольная работа
Разведывательное исследование используется для предварительного обследования определенного процесса или явления. Потребность в таком предварительном этапе, как правило, возникает тогда, когда проблема или мало, или вообще не изучена. В частности, он успешно применяется для получения дополнительной информации о предмете и объекте, для уточнения и корректировки гипотез и задач, инструментария и границ обследуемой совокупности в углубленном, широкомасштабном исследовании, а также для выявления трудностей, которые могут встретиться в дальнейшем.
Разведывательное, описательное и аналитическое исследование.
Методы и формы проведения социологических исследований.
Разовое и повторное исследование.
Каждый
вид (тип) наблюдения имеет свои положительные
и отрицательные стороны. Положительная
сторона включенного наблюдения
— возможность узнать все тонкости
событий, их подоплеку, движущие мотивы
главных действующих лиц. Негативные
его стороны — опасность
Не включенное наблюдение значительно проще, но оно дает более поверхностную информацию об изучаемом явлении. При таком наблюдении затруднен учет мотивов действий людей, сравнительно пассивна роль наблюдателя.
Наблюдение
открытое и скрытое — это виды
включенного наблюдения. В первом
случае объект знает, что за ним наблюдают,
и, естественно, вносит соответствующие
коррективы в свое поведение, т.е. исследователь
оказывает возмущающее
При
всей привлекательности наблюдения
как метода сбора социальной информации
(простоте и сравнительно небольших
финансовых затратах) у него есть немало
слабых мест. Прежде всего, это трудности
с гарантированием
Наблюдение считается достоверным, если при повторении его в тех же условиях и с тем же объектом дает те же результаты.
Эксперимент — это общенаучный метод получения в контролируемых и управляемых условиях нового знания. В социологию он пришел из области естественных наук. Различают натурный (лабораторный, полевой) и мысленный (модельный) эксперименты. Каждый из них имеет свои положительные и отрицательные стороны.
Проведение
натурных экспериментов в социологии,
общественной жизни — дело далеко
не простое и ограничено природой
социальных объектов исследования, состоящих
из людей и требующих от исследователя
строгого соблюдения моральных и
юридических принципов и норм,
суть которых сводится к одному:
не навредить объекту
Мысленные
социологические эксперименты распространены
довольно широко. Практически они
имеются в каждом социологическом
исследовании, где есть методы статистического
анализа. Мысленные эксперименты являются
основными при моделировании
социальных процессов на ЭВМ. В этом
случае эксперимент характеризуется
двумя группами элементов: формализованными
и неформализованными параметрами.
Формализованные параметры
Мысленные
(модельные) эксперименты позволяют
более точно определить стратегию
натурного социального
Для
выявления эффективности
Анализ документов
В социологических исследованиях часто применяется анализ документов, имеющихся в каждом обществе, вступившем на путь цивилизованного развития.
Как
правило, под документом в социологии
подразумевают те или иные источники,
содержащие информацию о социальных
фактах и явлениях общественной жизни,
о тех или иных социальных субъектах,
функционирующих и
Анализ
документов открывает социологу
возможность увидеть в
Разовое и повторное исследование.
Подготовка и проведение любого эксперимента - дело достаточно трудоемкое и требующее специальных знаний и методических навыков. Особенно это важно тогда, когда речь идет о внедрении новых форм организации и стимулирования труда, об изменениях в общественной и повседневной жизни людей и т.п., глубоко затрагивающих личные, коллективные и общественные интересы. В данном случае эксперимент не просто желателен, а необходим. Он позволяет избежать случайностей и непредвиденных последствий, увереннее, с научной обоснованностью внедрять в практику новые формы и методы управления.
В зависимости от того, рассматривается предмет в статике или в динамике, могут быть выделены еще два вида социологического исследования - точечное и повторное.
Точечное
исследование (его еще называют разовым)
дает информацию о состоянии и
количественных характеристиках какого-либо
явления или процесса в момент
его изучения. Эта информация в
определенном смысле может быть названа
статической, поскольку отражает как
бы моментальный «срез» объекта, но не
дает ответа на вопрос о тенденциях
его изменения во времени. Такие
данные могут быть получены лишь в
результате нескольких исследований,
проведенных последовательно
В
зависимости от выдвигаемых целей
повторный сбор информации может
проходить в два, три этапа
и более. Длительность временного интервала
между первоначальной и повторной
стадиями исследования самая различная,
ибо общественные процессы обладают
неодинаковой динамикой и цикличностью.
Часто именно свойства объекта подсказывают
временные интервалы повторных
исследований. Например, если изучаются
тенденции в осуществлении
Особый
вид повторного исследования - панельное.
Допустим, в ходе повторного исследования
выясняется степень эффективности
образования. Обычно она определяется
независимо от того, как изменился
объект за период между первоначальной
и повторной стадиями исследования. Панельное
же исследование предусматривает неоднократное
изучение одних и тех же лиц через заданные
интервалы времени. Поэтому для панельных
исследований целесообразно соблюдать
такие интервалы, которые позволяют максимально
сохранять стабильность исследуемой совокупности
по ее величине и составу. Эти исследования
дают хорошую возможность обновлять и
обогащать информацию, отражающую динамику,
направленность развития.
Список литературы:
Ответы на тесты. Тема №3.
Ответ: 4.
Ответ: 4.
Ответ: 1.
Ответ: 3.
Ответ: 3.
Ответ: 3.
Ответ: 4.