Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 09:56, контрольная работа
Ныне перед учеными и практиками встает необходимость осознать возможности влияния человека на развитие общества, мира в целом; уточнить соотношение объективных процессов, с одной стороны, человеческого воздействия на них — с другой. От этого зависит и концептуальное видение будущего, его прогнозирование: или это лишь обозначение развивающихся тенденций и предполагаемый на их основе прогноз, или это прогноз с учетом возможностей и необходимости влияния человека на обозначившиеся тенденции развития в соответствии с современными представлениями и убеждениями.
1. Основы прогнозирования социальных процессов 3
2. Виды и технологии прогнозов 11
2.1. Прогноз уровня жизни и занятости населения 12
2.2. Прогноз пенсионного обеспечения 17
2.3. Прогноз экономической безопасности (в части уровня бедности, безработицы) 19
2.4. Прогнозирование экологических процессов 20
Список использованной литературы 21
Ввиду многофакторности и исключительной сложности объекта исследования прогностические рекомендации носят вариантный характер. Стратегия образования учитывает различные сценарии развития общества в целом.
Поэтому при прогнозном исследовании образования в основу берется принцип вариативности, многокритериальное оценки стратегических решений, используются различные технологии организационных форм на конкурсной основе, допускающей альтернативное видение возникающих проблем и путей их преодоления. В данном случае особую значимость имеет общественная экспертиза.
Исследование межнациональных конфликтов может быть осуществлено также с помощью целого ряда методов прогнозирования: широкое использование аналитических методов и ЭВМ, применение имитационного проигрывания моделей, глубокая ретроспекция и пред прогнозный фон, использование сценариев для вероятного представления прогнозной информации.
При проведении любого прогностического исследования учитываются и тщательно разрабатываются методологические и организационные характеристики, а также специфические особенности прогноза и рекомендации по заимствованию его положительных черт.
Каждое
из положений можно
Создаваемые коллективом ученых МГСУ и практиками социальной работы базовые экспериментальные модели социальной защиты населения в условиях перехода общества к рыночным отношениям — один из локальных подходов научно-исследовательской и практико-внедренческой деятельности этого направления в моделировании и прогнозировании. В качестве примера может быть: системное моделирование социальной защиты населения в отдельно взятых регионах, в частности в Юго-Западном округе Москвы — в микрорайоне Раменки с населением 54 тыс. человек, в Ханты-Мансийском автономном округе с населением 1,5 млн. человек, в Астрахани и других регионах1. Созданию базовых моделей и разработке прогнозов предшествует гипотеза о возможности использования экспериментально проверенных моделей, их широкая экспертная оценка и апробация.
Основные задачи, логика анализа ситуации и разработки прогнозов в социальных процессах в регионах состоят в следующем:
Неотъемлемой составной частью прогнозирования являются его организационные моменты, такие как:
Каждое
прогнозное исследование имеет свои
специфические характерные
К характерным особенностям могут относиться: наличие большого массива фактографического материала; формы представления исходной информации; использование набора сценариев перед прогнозированием; четкое наглядное представление прогнозной информации; широкое применение моделирования и возможности использования исходной модели при оценках в управленческой деятельности.
В зависимости от целей и задач, поставленных перед исследователями, определяются и методы анализа. Отдается предпочтение тем или иным видам прогнозирования, сводимым в основном к трем классам: экстраполяции, моделированию, экспертным оценкам. Что не исключает, однако, поиска других подходов.
И за рубежом, и в отечественной практике в качестве основных видов прогнозирования выступают: поисковый прогноз; нормативный прогноз; непосредственное предплановое прогностическое исследование. Причем непосредственное предплановое прогностическое исследование занимает ведущее место, так как оно способствует формированию проекта плана или программы, а также первоначальному моделированию образов объекта планирования и его элементов.
Исследование сложной целостной системы на основе нормативных и поисковых прогнозов складывается, как будет показано далее, из двух взаимосвязанных больших этапов.
Первый этап — обобщение концептуальных идей в формировании соответствующей парадигмы (например, усиление роли государства в социальной защите населения), создающей предпосылки для формирования исходной нормативной модели желательного состояния прогнозируемой системы и последующего обоснования средств достижения поставленной цели;
Второй этап — процессуальный этап системного прогностического исследования, ориентированный на поиск и обоснование всех жизненно важных факторов, обеспечивающих оптимальное функционирование, в данном случае, социальной защиты населения (правовое, финансовое, научно-техническое, кадровое и др.).
Как
видим, эти два этапа включают
в себя множество организационно-
В существующих экономических условиях Правительство Российской Федерации считает безусловным приоритетом в области социальной политики инвестиции в человека.
В среднесрочный период социальная политика станет неотъемлемым элементом системы мер, направленных на стимулирование экономического роста, и будет способствовать формированию благоприятной социальной среды для экономического развития страны и защиты населения от социально-экономических рисков.
Предстоит предпринять конкретные действия по устранению серьезных социальных ограничений экономического развития страны, главными из которых являются:
1)
высокий уровень бедности и
значительная дифференциация
2)
неблагоприятная
3) широкое распространение льгот и компенсационных выплат без учета нуждаемости получателей, приведшее к чрезмерно высокому уровню патернализма со стороны государства и распространению иждивенческих настроений среди населения;
4)
существенное
В целях устранения данных социальных ограничений Правительство Российской Федерации направит основные усилия на решение следующих социальных проблем;
Приоритетным направлением в деятельности Правительства Российской Федерации в сфере трудовых отношений будет поэтапное приведение трудового законодательства в соответствие с требованиями рыночной экономики.
Целями государственной политики в области социальной поддержки населения на среднесрочный период являются:
1)
смягчение негативных
2)
повышение эффективности
3)
расширение рынка и повышение
качества предоставляемых
Для реализации поставленных целей преобразования в системе государственной социальной защиты будут направлены на достижение следующих задач:
Государственная социальная помощь будет оказываться только малообеспеченным семьям, чей совокупный доход ниже величины прожиточного минимума и находящимся в тяжелой жизненной ситуации.
В основу прогноза заложены параметры, предусматривающие увеличение размеров пенсий и создание основ для устойчивого развития пенсионной системы в долгосрочной перспективе.
Численность пенсионеров в прогнозе приводится с учетом среднего варианта демографического прогноза Госкомстата России.
Расходы на пенсионное обеспечение (без учета расходов на доставку пенсий и пособий) Минтрудом России определены с учетом имеющихся проектировок бюджета Пенсионного Фонда Российской Федерации на 2002 — 2004 годы, а также прогноза увеличения среднемесячной заработной платы в стране и роста потребительских цен по следующим направлениям:
• сохранение действующего пенсионного законодательства, которое предусматривает увеличение пенсий в связи с ростом среднемесячной заработной платы;
• реформирование пенсионной системы по оптимальному сценарному варианту, одобренному Правительством Российской Федерации в октябре 2000 года, который предусматривает увеличение пенсий темпами, сдержанными по отношению к росту зарплаты, но опережающими рост цен;
• проведение пенсионной реформы по сценарию, предложенному на рассмотрение Национального совета при Президенте Российской Федерации по пенсионной реформе в апреле 2001 года, который предусматривает отвлечение от выплаты пенсий от 2% до 6% ставки единого социального налога для формирования индивидуальных накоплений работников, для чего увеличение пенсий должно осуществляться по индексу роста потребительских цен. При действующем законодательстве по пенсионному обеспечению в соответствии с прогнозом Министерства труда и социального развития России средний размер месячной пенсии к 2004 году увеличится до 1812—1848 рублей. Соотношение среднего размера пенсии и прожиточного минимума достигнет 116.2 — 120,7 %, среднего размера пенсии и средней заработной платы — 37%.
Социально-экономическое развитие по первому варианту сценарных условий представляется для пенсионеров более предпочтительным, поскольку покупательная способность средней пенсии больше, чем предусмотрено другими вариантами.
Так, при реформировании пенсионной системы по оптимальному сценарному варианту, одобренному Правительством Российской Федерации в октябре 2000 года, предусматривается увеличение пенсий темпами, сдержанными по отношению к росту зарплаты, но опережающими рост цен. По этому варианту средний размер месячной пенсии достигнет в 2004 году 1759—1786 рублей, соотношение среднего размера пенсии и прожиточного минимума 112.8 — 116,7%, среднего размера пенсии и средней заработной платы 35,6—36,2%.
При проведении пенсионной реформы по сценарию, предложенному на рассмотрение Национального совета при Президенте Российской Федерации по пенсионной реформе в апреле 2001 года, согласно которому предусмотрено отвлечение от выплаты пенсий от 2% до 6% ставки единого социального налога для формирования индивидуальных накоплений работников, для чего увеличение пенсий должно осуществляться по индексу роста потребительских цен, средний размер месячной пенсии составит в 2004 году 1706 — 1723 рублей, соотношение среднего размера пенсии и прожиточного минимума 109,4—112,5%, среднего размера пенсии и средней заработной платы 34,3 — 35,1 %.2