Виды социального прогнозирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 09:56, контрольная работа

Описание работы

Ныне перед учеными и практиками встает необходимость осознать возможности влияния человека на развитие общества, мира в целом; уточнить соотношение объективных процессов, с одной стороны, человеческого воздействия на них — с другой. От этого зависит и концептуальное видение будущего, его прогнозирование: или это лишь обозначение развивающихся тенденций и предполагаемый на их основе прогноз, или это прогноз с учетом возможностей и необходимости влияния человека на обозначившиеся тенденции развития в соответствии с современными представлениями и убеждениями.

Содержание

1. Основы прогнозирования социальных процессов 3
2. Виды и технологии прогнозов 11
2.1. Прогноз уровня жизни и занятости населения 12
2.2. Прогноз пенсионного обеспечения 17
2.3. Прогноз экономической безопасности (в части уровня бедности, безработицы) 19
2.4. Прогнозирование экологических процессов 20
Список использованной литературы 21

Работа содержит 1 файл

Виды социального прогнозирования.doc

— 107.50 Кб (Скачать)

      Ввиду многофакторности и исключительной сложности объекта исследования прогностические рекомендации носят вариантный характер. Стратегия образования учитывает различные сценарии развития общества в целом.

      Поэтому при прогнозном исследовании образования  в основу берется принцип вариативности, многокритериальное оценки стратегических решений, используются различные технологии организационных форм на конкурсной основе, допускающей альтернативное видение возникающих проблем и путей их преодоления. В данном случае особую значимость имеет общественная экспертиза.

      Исследование  межнациональных конфликтов может  быть осуществлено также с помощью целого ряда методов прогнозирования: широкое использование аналитических методов и ЭВМ, применение имитационного проигрывания моделей, глубокая ретроспекция и пред прогнозный фон, использование сценариев для вероятного представления прогнозной информации.

      При проведении любого прогностического исследования учитываются и тщательно разрабатываются методологические и организационные характеристики, а также специфические особенности прогноза и рекомендации по заимствованию его положительных черт.

      Каждое  из положений можно конкретизировать. Методологические аспекты включают в себя, например, использование системного подхода, анализ проблемы на базе ретроспективного исследования исторических аналогий.

      Создаваемые коллективом ученых МГСУ и практиками социальной работы базовые экспериментальные модели социальной защиты населения в условиях перехода общества к рыночным отношениям — один из локальных подходов научно-исследовательской и практико-внедренческой деятельности этого направления в моделировании и прогнозировании. В качестве примера может быть: системное моделирование социальной защиты населения в отдельно взятых регионах, в частности в Юго-Западном округе Москвы — в микрорайоне Раменки с населением 54 тыс. человек, в Ханты-Мансийском автономном округе с населением 1,5 млн. человек, в Астрахани и других регионах1. Созданию базовых моделей и разработке прогнозов предшествует гипотеза о возможности использования экспериментально проверенных моделей, их широкая экспертная оценка и апробация.

      Основные  задачи, логика анализа ситуации и  разработки прогнозов в социальных процессах в регионах состоят в следующем:

  • способствовать оптимальному функционированию государственных структур;
  • выработать прогнозное обеспечение управленческих решений в области социальной защиты населения;
  • упреждать возникновение неблагоприятных событий и процессов;
  • исследовать в развитии социальные последствия перехода к рынку семей разного типа (молодой, многодетной, полной, неполной, беженцев, военнослужащих, престарелых), способствовать развитию позитивных изменений;
  • разработать сценарии и модели развития таких семей и рекомендации правительству России и администрациям субъектов Федерации по их социальной защите и поддержке;
  • провести прогнозные исследования социально-демографического состава молодежи, социальных проблем подростков, социально-экономического положения работающей молодежи, межнациональных отношений в молодежной среде и выработать практические рекомендации по социальной защите молодежи;
  • исследовать социальные последствия приватизации (в регионах Москвы, в ряде других городов России), разработать на этой основе прогнозы и рекомендации.

      Неотъемлемой составной частью прогнозирования являются его организационные моменты, такие как:

  • создание временного творческого коллектива (ВТК) и определение функций его и каждого члена в отдельности;
  • определение методов, объектов исследования;
  • разработка методики прогнозирования;
  • определение методов исследования ЭВМ, социологические  исследования.

      Каждое  прогнозное исследование имеет свои специфические характерные особенности.

      К характерным особенностям могут  относиться: наличие большого массива фактографического материала; формы представления исходной информации; использование набора сценариев перед прогнозированием; четкое наглядное представление прогнозной информации; широкое применение моделирования и возможности использования исходной модели при оценках в управленческой деятельности.

      2. Виды и технологии  прогнозов

      В зависимости от целей и задач, поставленных перед исследователями, определяются и методы анализа. Отдается предпочтение тем или иным видам прогнозирования, сводимым в основном к трем классам: экстраполяции, моделированию, экспертным оценкам. Что не исключает, однако, поиска других подходов.

      И за рубежом, и в отечественной  практике в качестве основных видов прогнозирования выступают: поисковый прогноз; нормативный прогноз; непосредственное предплановое прогностическое исследование. Причем непосредственное предплановое прогностическое исследование занимает ведущее место, так как оно способствует формированию проекта плана или программы, а также первоначальному моделированию образов объекта планирования и его элементов.

      Исследование  сложной целостной системы на основе нормативных и поисковых прогнозов складывается, как будет показано далее, из двух взаимосвязанных больших этапов.

      Первый  этап — обобщение концептуальных идей в формировании соответствующей парадигмы (например, усиление роли государства в социальной защите населения), создающей предпосылки для формирования исходной нормативной модели желательного состояния прогнозируемой системы и последующего обоснования средств достижения поставленной цели;

      Второй  этап — процессуальный этап системного прогностического исследования, ориентированный на поиск и обоснование всех жизненно важных факторов, обеспечивающих оптимальное функционирование, в данном случае, социальной защиты населения (правовое, финансовое, научно-техническое, кадровое и др.).

      Как видим, эти два этапа включают в себя множество организационно-методологических подходов, но основной позицией построения данного прогнозного исследования является движение от цели к средствам. Условно его относят к нормативному прогнозированию. А если выбирается другая логика — от имеющихся средств к выбору наилучшего варианта, к возможной цели и реальному результату, — то очевиден поисковый, изыскательный тип прогноза. На практике в процессе прогнозирования больших систем оба этих подхода в той или иной мере используются, что и обеспечивает их большую результативность и достоверность.

      2.1. Прогноз уровня жизни и занятости населения

      В существующих экономических условиях Правительство Российской Федерации считает безусловным приоритетом в области социальной политики инвестиции в человека.

      В среднесрочный период социальная политика станет неотъемлемым элементом системы мер, направленных на стимулирование экономического роста, и будет способствовать формированию благоприятной социальной среды для экономического развития страны и защиты населения от социально-экономических рисков.

      Предстоит предпринять конкретные действия по устранению серьезных социальных ограничений  экономического развития страны, главными из которых являются:

      1)          высокий уровень бедности и  значительная дифференциация денежных  доходов населения;

      2)           неблагоприятная демографическая  ситуация, характеризующаяся низким уровнем рождаемости, высокой младенческой смертностью, низким уровнем ожидаемой средней продолжительности жизни, демографическим старением, а также сокращением численности населения вследствие естественной убыли;

      3)         широкое распространение льгот  и компенсационных выплат без учета нуждаемости получателей, приведшее к чрезмерно высокому уровню патернализма со стороны государства и распространению иждивенческих настроений среди населения;

      4)          существенное недофинансирование  организаций социально-культурной  сферы.

      В целях устранения данных социальных ограничений Правительство Российской Федерации направит основные усилия на решение следующих социальных проблем;

  • обеспечение роста денежных доходов населения и уменьшение их дифференциации на основе увеличения заработной платы, повышение доли оплаты труда в валовом внутреннем продукте, улучшение пенсионного обеспечения в ходе проведения пенсионной реформы, усиление адресности социальной поддержки населения, перераспределение социальных расходов в пользу малоимущих при одновременном сокращении социальных трансфертов обеспеченным семьям, перевод льгот и компенсаций в денежные выплаты наиболее нуждающимся гражданам;
  • значительное сокращение социальной бедности и ликвидация экономической бедности по мере роста денежных доходов населения, в первую очередь минимизация крайней бедности в местах ее наибольшей концентрации, укрепление социальной безопасности граждан, подверженных риску существенного ухудшения материальной обеспеченности и наступления бедности;
  • осуществление максимально эффективной защиты социально уязвимых граждан, которые не обладают возможностями для самостоятельного решения социальных проблем и нуждаются в государственной поддержке;
  • усиление страховых принципов социальной защиты населения при выходе на пенсию, в случае болезни, а также при несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях, риске потери работы;
  • создание для трудоспособного населения экономических условий, позволяющих гражданам за счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень социального потребления, включая комфортное жилье, лучшее качество услуг в сфере образования и здравоохранения, достойный уровень жизни в пожилом возрасте;
  • создание условий для эффективной занятости населения, обеспечение баланса спроса и предложения на рынках труда, в том числе на основе повышения качества и конкурентоспособности рабочей силы, развития миграционных процессов;
  • обеспечение всеобщей доступности и общественно приемлемого качества важнейших социальных благ, к числу которых относятся, прежде всего, медицинское, социальное обслуживание и общее образование. В этих целях предусматривается опережающий рост ассигнований на цели образования, здравоохранения и культуры по сравнению с большинством других направлений государственных расходов;
  • улучшение демографической ситуации на основе осуществления мероприятий по снижению уровня смертности населения и создания предпосылок для стабилизации показателей рождаемости.

      Приоритетным  направлением в деятельности Правительства Российской Федерации в сфере трудовых отношений будет поэтапное приведение трудового законодательства в соответствие с требованиями рыночной экономики.

      Целями  государственной политики в области  социальной поддержки населения на среднесрочный период являются:

      1)          смягчение негативных последствий  бедности и снижение социального неравенства, предотвращение социального иждивенчества;

      2)          повышение эффективности системы  выплат социальных пособий и предоставления других форм помощи малоимущим семьям на основе принципа адресной направленности;

      3)         расширение рынка и повышение  качества предоставляемых социальных  услуг в целях обеспечения  свободы выбора граждан, пользующихся  бесплатными или субсидируемыми  социальными услугами.

      Для реализации поставленных целей преобразования в системе государственной социальной защиты будут направлены на достижение следующих задач:

  • обеспечение максимально эффективной помощи социально уязвимым семьям, не обладающим возможностями для самостоятельного решения социальных проблем;
  • повышение эффективности социального обслуживания населения, в том числе за счет активного привлечения негосударственных организаций;
  • четкое разграничение и при необходимости перераспределение полномочий между различными уровнями власти в сфере социальной поддержки населения;
  • развитие конкурсного финансирования в социальной сфере с привлечением альтернативных источников финансирования различных видов социальной помощи.

      Государственная социальная помощь будет оказываться только малообеспеченным семьям, чей совокупный доход ниже величины прожиточного минимума и находящимся в тяжелой жизненной ситуации.

      2.2. Прогноз пенсионного обеспечения

      В основу прогноза заложены параметры, предусматривающие  увеличение размеров пенсий и создание основ для устойчивого развития пенсионной системы в долгосрочной перспективе.

      Численность пенсионеров в прогнозе приводится с учетом среднего варианта демографического прогноза Госкомстата России.

      Расходы на пенсионное обеспечение (без учета  расходов на доставку пенсий и пособий) Минтрудом России определены с учетом имеющихся проектировок бюджета Пенсионного Фонда Российской Федерации на 2002 — 2004 годы, а также прогноза увеличения среднемесячной заработной платы в стране и роста потребительских цен по следующим направлениям:

      •         сохранение действующего пенсионного  законодательства, которое предусматривает увеличение пенсий в связи с ростом среднемесячной заработной платы;

      •         реформирование пенсионной системы  по оптимальному сценарному варианту, одобренному Правительством Российской Федерации в октябре 2000 года, который предусматривает увеличение пенсий темпами, сдержанными по отношению к росту зарплаты, но опережающими рост цен;

      •          проведение пенсионной реформы по сценарию, предложенному на рассмотрение Национального совета при Президенте Российской Федерации по пенсионной реформе в апреле 2001 года, который предусматривает отвлечение от выплаты пенсий от 2% до 6% ставки единого социального налога для формирования индивидуальных накоплений работников, для чего увеличение пенсий должно осуществляться по индексу роста потребительских цен. При действующем законодательстве по пенсионному обеспечению в соответствии с прогнозом Министерства труда и социального развития России средний размер месячной пенсии к 2004 году увеличится до 1812—1848 рублей. Соотношение среднего размера пенсии и прожиточного минимума достигнет 116.2 — 120,7 %, среднего размера пенсии и средней заработной платы — 37%.

      Социально-экономическое  развитие по первому варианту сценарных условий представляется для пенсионеров более предпочтительным, поскольку покупательная способность средней пенсии больше, чем предусмотрено другими вариантами.

      Так, при реформировании пенсионной системы  по оптимальному сценарному варианту, одобренному Правительством Российской Федерации в октябре 2000 года, предусматривается увеличение пенсий темпами, сдержанными по отношению к росту зарплаты, но опережающими рост цен. По этому варианту средний размер месячной пенсии достигнет в 2004 году 1759—1786 рублей, соотношение среднего размера пенсии и прожиточного минимума 112.8 — 116,7%, среднего размера пенсии и средней заработной платы 35,6—36,2%.

      При проведении пенсионной реформы по сценарию, предложенному на рассмотрение Национального совета при Президенте Российской Федерации по пенсионной реформе в апреле 2001 года, согласно которому предусмотрено отвлечение от выплаты пенсий от 2% до 6% ставки единого социального налога для формирования индивидуальных накоплений работников, для чего увеличение пенсий должно осуществляться по индексу роста потребительских цен, средний размер месячной пенсии составит в 2004 году 1706 — 1723 рублей, соотношение среднего размера пенсии и прожиточного минимума 109,4—112,5%, среднего размера пенсии и средней заработной платы 34,3 — 35,1 %.2

Информация о работе Виды социального прогнозирования