Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 08:48, контрольная работа
В научной литературе понятие «социальное обслуживание населения» используется сравнительно редко. По мнению ряда ученых, социальное обслуживание в современных условиях выступает в качестве одного из направлений социальной работы и организационной формы этого вида социальной деятельности, которая рассматривается в качестве системы определенных способов социальной гуманистической деятельности, направленной на адаптацию, социальную реабилитацию отдельной личности, семьи или человеческого общества.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Понятие и принципы социального обслуживания…………………..4-13
1.1. Сущность, цели и задачи социального обслуживания населения……4-8
1.2. Система социального обслуживания населения: принципы, функции, виды и формы деятельности………………………....................................8-13
2. Технологии социальной работы с лицами пожилого возраста и инвалидами……………………………………………………………….14-28
2.1. Технологии социальной работы в системе учреждений социального обслуживания………………………………………………………….14-19
2.2. Профессиональные навыки социального работника при проведении беседы с клиентом……………………………………………………..19-24
2.3. Оценочный анализ и ведение записей в социальной работе……....25-28
3. Содержание пожилых людей в домах-интернатах………………….29-36
3.1. Характеристика контингента проживающих в домах-интернатах для престарелых и инвалидов……………………………………………..33-35
3.2. Территориальный центр социального обслуживания пенсионеров и социальное обслуживание на дому…………………………………..35-36
Заключение…………………………………………………………………..37-38
Список литературы………...…………………………………………………..39
Система социальных служб включает государственную, муниципальную и негосударственную службы.
К государственной социальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, органы исполнительной власти РФ и субъектов РФ, в компетенцию которых входит организация и осуществление социального обслуживания.
К муниципальной социальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, органы местного самообслуживания, в компетенцию которых входит организация и осуществление социального обслуживания.
К негосударственной социальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, создаваемые благотворительными, общественными, религиозными и другими негосударственными организациями и частными лицами.
В контексте данных подходов клиент, попавший в трудную жизненную ситуацию, может получить следующую поддержку на основе его запросов (табл. 1).
Государственные социальные службы ориентированы главным образом на обеспечение нуждающихся лиц различного рода услугами. Этим определяется совокупность и содержание ее функций, среди которых, согласно Концепции развития социального обслуживания населения РФ (1993 г.) [4.], выделяются следующие (табл. 1).
Таблица 1
Система помощи клиенту в системе социального обслуживания
Функции | Оказываемая поддержка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Основные
направления социального
Социальное обслуживание базируется на принципах [5.]:
2. Принцип опоры на общественное участие означает, что общественная составляющая - необходимое звено в работе социальных служб и управления ими. При этом в случаях, когда социальных служб требует социальной профессиональной подготовки, общественное участие возможно лишь как помощь основным субъектам этой деятельности.
3. Принцип территориальности означает, что социальная служба максимально приближена к населению и потому в максимальной степени доступна для непосредственного пользования. Этот принцип позволяет решать задачи интеграции ведомственных интересов и возможностей для комплексного решения задач социального обслуживания, сохранить при единых целях разнообразие деятельности.
4. Принцип информированности означает, что учреждения и органы управления социальной службы имеют право на сбор информации, получение по мотивированному запросу от государственных и общественных органов сведений, которые необходимы для их функций и помощи клиентам.
Функции
управления вопросами социального
обслуживания населения на подведомственной
территории осуществляют органы социальной
защиты населения. Они строят свою деятельность
во взаимодействии с органами здравоохранения,
народного образования, культуры, физкультуры
и спорта, правоохранительными органами,
государственными службами по делам молодежи
и занятости и другими органами управления,
а также с общественными, религиозными,
благотворительными организациями и фондами.
2. ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ЛИЦАМИ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА И ИНВАЛИДАМИ.
2.1. Технологии социальной работы в системе учреждений социального обслуживания
Пожилые люди и инвалиды в Российской Федерации обладают всей полнотой социально-экономических и личных прав и свобод, закрепленных Конституцией РФ, конституциями республик, входящих в ее состав, другими законодательными актами. Однако изменение социального статуса человека в старости и инвалида, связанное с прекращением или ограничением трудовой и общественной деятельности; трансформацией ценностных ориентиров, образа жизни и общения; испытанием затруднений в социально-бытовой и психологической адаптации к новым условиям, порождает серьезные социальные проблемы.
Наиболее
острой проблемой является ограничение
жизнедеятельности пожилых
В решении этой проблемы первостепенное значение приобретает совершенствование системы социальной реабилитации и социальной помощи, престарелым и инвалидам.
Социальная реабилитация представляет собой комплекс социально- экономических, медицинских, юридических, профессиональных и других мер, направленных на обеспечение необходимых условий и возвращение этих групп населения к полнокровной жизни в обществе.
Составным элементом социальной защиты пожилых людей и инвалидов на современном этапе является оказание социальной помощи, т.е. обеспечение в денежной и натуральной форме, в виде услуг или льгот, предоставляемое с учетом законодательно установленных государством социальных гарантий по социальному обеспечению [6. c.25]. Она носит, как правило, характер периодических и единовременных доплат к пенсиям и пособиям, натуральных выдач и услуг в целях оказания адресной, дифференцированной социальной поддержки этих категорий, ликвидации или нейтрализации критических жизненных ситуаций, вызываемых неблагоприятными социально-экономическими условиями.
Таким образом, наряду с предоставлением традиционных форм социального обеспечения: денежных выплат (пенсий, пособий); натурального обеспечения; услуг и льгот; стационарных и нестационарных видов обслуживания, – важное значение придается новым формам экстренной социальной помощи нетрудоспособным, остронуждающимся гражданам Российской Федерации.
Социальное обслуживание и обеспечение пожилых людей включает в себя пенсии и различные пособия; содержание и обслуживание престарелых и инвалидов в специальных учреждениях органов социальной защиты населения; протезирование; льготы инвалидам; оказание помощи бездомным.
Социальное обеспечение осуществляется государственными органами, предприятиями, частными лицами, за счет взносов (вычетов из заработной платы) трудящихся. В последнем случае выплата из фондов определяется не трудовым вкладом и стажем, а размерами взносов. Такая практика очень распространена в западных странах.
В 1995 г. в системе социальной защиты нашей страны функционировало 959 стационарных учреждений для лиц пожилого возраста и инвалидов, более 700 центров социального обслуживания, 900 отделений социальной помощи на дому, а также ряд других учреждений социальной помощи (психолого-педагогической, экстренной психологической помощи и т.д.) [6. с.65].
Наиболее
развитая сеть социального обслуживания
в Челябинской,
Самарской, Ростовской, Владимирской и
ряде других областей.
Автор предлагает рассмотреть содержание работы Центра социального обслуживания (для граждан пожилого возраста и инвалидов) [6. c.68].
В него, как правило, входит несколько отделений. В отделении дневного пребывания (рассчитанного на содержание не менее 30 пенсионеров и инвалидов) организуется питание, медицинское и культурное обслуживание. Предусмотрено участие в посильной трудовой деятельности в спецмастерских или подсобных хозяйствах. Отделение временного пребывания (рассчитано на содержание не менее 15 человек) осуществляет лечебно-оздоровительные и реабилитационные мероприятия, культурное и бытовое обслуживание, питание в условиях круглосуточного содержания.
В отделении социальной помощи на дому (оно обслуживает в городе 120 человек, в сельской местности – 60 человек) осуществляется постоянное или временное (до 6 месяцев) социально-бытовое обслуживание на дому пенсионеров и инвалидов, нуждающихся в посторонней помощи (бесплатно или на платной основе).
Одной из первостепенных задач деятельности отделений социальной помощи на дому является активное выявление нетрудоспособных граждан, нуждающихся в надомном обслуживании.
Служба срочной социальной помощи Центра социального обслуживания предусматривает широкий перечень услуг: разовое обеспечение остро нуждающихся бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами; обеспечение одеждой, обувью и предметами первой необходимости; разовое оказание материальной помощи; содействие в получении временного жилья; оказание экстренной психологической помощи, в том числе по «телефону доверия»: оказание юридической помощи в пределах своей компетенции; оказание других видов и форм помощи, обусловленных региональными и иными особенностями.
Информация о работе Виды социального обслуживания. Дома престарелых и социальная помощь на дому