Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 07:55, контрольная работа
Конфликт (от лат. conflictus) – столкновение противоположно направленных противоречивых тенденций.
Приблизительно 80% производственных конфликтов имеют социально-психологическую природу и переходят из производственных в межличностные.
Установлено, что на конфликты и переживания по поводу них тратится около 15 % рабочего времени.
Можно выделить следующие виды конфликтов:
Виды и структура конфликта………………………………3
Стадии протекания конфликта…………………………….7
Тест…………………………………………………………….15
Список использованной литературы………………………..16
Очень коварный, но, к сожалению, работающий прием, потому-то и разобраться в истинных причинах конфликта бывает крайне сложно. Мы воспитаны на недоверии, подозрительности, к тому же обычно находимся в условиях, когда не совершить ошибки нередко бывает просто невозможно. Вот почему он срабатывает безотказно.
В условиях затяжных эмоциональных конфликтов активно используется мифотворчество, то есть в глазах окружающих формируется определенный (часто исключительно негативный) образ оппонента. Данный образ может и не соответствовать его истинным качествам, но в силу яркой эмоциональной окраски способен оказывать влияние на оценку конфликтной ситуации и отношение к ней. Среди распространенных и действенных мифов особое место занимает «образ врага». Заметим, врагом оппонент становится не сразу, существуют определенные условия, которые способствуют формированию этого образа. Во многих случаях они связаны с искаженным восприятием реальности, характерным для эмоциональных конфликтов. Это восприятие стимулирует «однобокость» взгляда на оппонента, что вызывает применение по отношению к нему негативных стереотипов. При появлении стереотипов все становится простым и понятным, сложные и запутанные проблемы «проясняются», люди начинают быстро находить «истинные причины» всех бед и трудностей.
Любому вступающему в конфликт следует помнить, что эти приемы будут применены против него обязательно. Данные методы конфликтного противоборства следует рассматривать не только с точки зрения их содержания, но и «проекции» в них личности оппонентов. В ситуации острого открытого противоборства вероятность его успешного разрешения очень мала — около 5 %.
После открытого противоборства наступает третий этап - период разрешения конфликта. В этот период отмечается существенное снижение остроты противоречий и эмоционального накала, поэтому его иногда называют периодом спада конфликта. Оппоненты надеются на справедливое для них устранение противоречия и даже готовы пойти на некоторые уступки, чтобы избавиться от пресса конфликта. В этот период «разрешающей стороне» надо действовать конструктивно, потому что способы разрешения конфликта, его результат влияют на дальнейшее поведение оппонентов и их отношения. Поэтому важно проанализировать и следующий период.
Наконец, последний этап — постконфликтный. Формально в это время конфликт считается завершенным, но это не так. На отношения оппонентов большое влияние оказывают справедливость и объективность разрешения конфликта. Но в то же время даже после справедливого разрешения конфликта у оппонентов сохраняются худшие, чем были до конфликта, отношения. У побежденных преобладают негативные эмоции, чувство обиды, а может быть, и унижения. Это, в свою очередь, является благодатной почвой для развертывания нового конфликта. Поэтому в постконфликтный период нельзя допускать возникновения отношений типа «победитель-побежденный», это также может спровоцировать новый эмоциональный конфликт. Побежденный не должен быть униженным или «уничтоженным», ему необходимо хоть в чем-то, но чувствовать себя победителем.
Для
создания благоприятных отношений
в постконфликтный период по прошествии
времени целесообразно
В
психологических исследованиях
можно встретить и другие описания
динамики конфликта. По своему содержанию
они принципиально не отличаются
от приведенного, а скорее носят
уточняющий характер4.
3. Соотнесите типы конфликтов и их причины:
а) внутриличностного конфликта
б) межличностного конфликта
в) межгруппового конфликта
г) организационного конфликта
1)
отличие в культуре, социально
– психологическом типе
2)
конкуренция за получение
3) фрустация
4) конфликт между формальной и неформальной группой
Ответ: 3а, 4б, 2г, 1в
3а. Заведующая отделом универсама поставила условие, чтобы продавец отдела предоставила покупателям разнообразную информацию О товарах и услугах. Через некоторое время она же выразила свое недовольство тем, что продавец много времени тратит на покупателей и уделяет мало внимания пополнению отдела товарами. Подобные противоречивые требования вызывают у работника состояние фрустрации — досаду и низкую степень удовлетворенности работой.
4б. Многие неформальные группы возникают на основе существующей формальной организации (например, футбольная команда цеха). Но возможны варианты, когда неформальная группа трансформируется в формальную организацию (например, группа друзей создает свою фирму). Вчерашние друзья-приятели могут стать оппонентами и даже врагами из-за возникновения проблем в совместной деятельности, а ранее незнакомые люди могут подружиться в процессе делового общения. Здесь на лицо выступает межгличностный конфликт.
1в.
Примером различий в культуре,
социально – психологическом
типе личности могут служить
различные субкультуры,
2г.
Например две конкурирующих
Список
использованной литературы