Виды и структура конфликтов

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 07:55, контрольная работа

Описание работы

Конфликт (от лат. conflictus) – столкновение противоположно направленных противоречивых тенденций.
Приблизительно 80% производственных конфликтов имеют социально-психологическую природу и переходят из производственных в межличностные.
Установлено, что на конфликты и переживания по поводу них тратится около 15 % рабочего времени.
Можно выделить следующие виды конфликтов:

Содержание

Виды и структура конфликта………………………………3
Стадии протекания конфликта…………………………….7
Тест…………………………………………………………….15
Список использованной литературы………………………..16

Работа содержит 1 файл

К.р. по социологии.doc

— 84.50 Кб (Скачать)

     Очень коварный, но, к сожалению, работающий прием, потому-то и разобраться в истинных причинах конфликта бывает крайне сложно. Мы воспитаны на недоверии, подозрительности, к тому же обычно находимся в условиях, когда не совершить ошибки нередко бывает просто невозможно. Вот почему он срабатывает безотказно.

  1. Дискредитация, то есть действия, направленные на снижение авторитета, лишение оппонента доверия, тоже очень мощный прием, с которым трудно бороться, так как ко многим конфликтующим людям сформировалось настороженное, а то и негативное отношение. Об этом в свое время очень точно сказал Ф. де Ларошфуко: «Ссоры не продолжались бы так долго, если бы виноватой была бы только одна сторона». Дискредитация достигается за счет жесткой критики и остракизма. Заметим, что такая критика, по сути своей, может быть и справедливой, но она облекается в форму, провоцирующую оппонента на необдуманные действия или высказывания.

     В условиях затяжных эмоциональных конфликтов активно используется мифотворчество, то есть в глазах окружающих формируется определенный (часто исключительно негативный) образ оппонента. Данный образ может и не соответствовать его истинным качествам, но в силу яркой эмоциональной окраски способен оказывать влияние на оценку конфликтной ситуации и отношение к ней. Среди распространенных и действенных мифов особое место занимает «образ врага». Заметим, врагом оппонент становится не сразу, существуют определенные условия, которые способствуют формированию этого образа. Во многих случаях они связаны с искаженным восприятием реальности, характерным для эмоциональных конфликтов. Это восприятие стимулирует «однобокость» взгляда на оппонента, что вызывает применение по отношению к нему негативных стереотипов. При появлении стереотипов все становится простым и понятным, сложные и запутанные проблемы «проясняются», люди начинают быстро находить «истинные причины» всех бед и трудностей.

     Любому  вступающему в  конфликт следует  помнить, что эти  приемы будут применены  против него обязательно. Данные методы конфликтного противоборства следует рассматривать не только с точки зрения их содержания, но и «проекции» в них личности оппонентов. В ситуации острого открытого противоборства вероятность его успешного разрешения очень мала — около 5 %.

     После открытого противоборства наступает третий этап - период разрешения конфликта. В этот период отмечается существенное снижение остроты противоречий и эмоционального накала, поэтому его иногда называют периодом спада конфликта. Оппоненты надеются на справедливое для них устранение противоречия и даже готовы пойти на некоторые уступки, чтобы избавиться от пресса конфликта. В этот период «разрешающей стороне» надо действовать конструктивно, потому что способы разрешения конфликта, его результат влияют на дальнейшее поведение оппонентов и их отношения. Поэтому важно проанализировать и следующий период.

     Наконец, последний этап — постконфликтный. Формально в это время конфликт считается завершенным, но это не так. На отношения оппонентов большое влияние оказывают справедливость и объективность разрешения конфликта. Но в то же время даже после справедливого разрешения конфликта у оппонентов сохраняются худшие, чем были до конфликта, отношения. У побежденных преобладают негативные эмоции, чувство обиды, а может быть, и унижения. Это, в свою очередь, является благодатной почвой для развертывания нового конфликта. Поэтому в постконфликтный период нельзя допускать возникновения отношений типа «победитель-побежденный», это также может спровоцировать новый эмоциональный конфликт. Побежденный не должен быть униженным или «уничтоженным», ему необходимо хоть в чем-то, но чувствовать себя победителем.

     Для создания благоприятных отношений  в постконфликтный период по прошествии времени целесообразно организовать сотрудничество между бывшими оппонентами  в каком-нибудь очень значимом для них деле.

     В психологических исследованиях  можно встретить и другие описания динамики конфликта. По своему содержанию они принципиально не отличаются от приведенного, а скорее носят  уточняющий характер4. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Соотнесите типы конфликтов и их причины:

     а) внутриличностного конфликта

     б) межличностного конфликта

     в) межгруппового конфликта

     г) организационного конфликта

     1) отличие в культуре, социально  – психологическом типе личности

     2) конкуренция за получение группой  ограниченных ресурсов

     3) фрустация

     4) конфликт между формальной и  неформальной группой

     Ответ: 3а, 4б, 2г, 1в

     3а.  Заведующая отделом универсама поставила условие, чтобы продавец отдела предоставила покупателям разнообразную информацию О товарах и услугах. Через некоторое время она же выразила свое недовольство тем, что продавец много времени тратит на покупателей и уделяет мало внимания пополнению отдела товарами. Подобные противоречивые требования вызывают у работника состояние фрустрации — досаду и низкую степень удовлетворенности работой.

     4б. Многие неформальные группы возникают на основе существующей формальной организации (например, футбольная команда цеха). Но возможны варианты, когда неформальная группа трансформируется в формальную организацию (например, группа друзей создает свою фирму). Вчерашние друзья-приятели могут стать оппонентами и даже врагами из-за возникновения проблем в совместной деятельности, а ранее незнакомые люди могут подружиться в процессе делового общения. Здесь на лицо выступает межгличностный конфликт.

     1в.  Примером различий в культуре, социально – психологическом  типе личности могут служить  различные субкультуры, группировки  подростков.

     2г.  Например две конкурирующих организации.

     Список  использованной литературы 

    1. Психология  и этика делового общения: Учебник для студентов ВУЗов/ под ред. проф. В.Н. Лаврененко. – 5 изд. – М.: Юнити – Дана, 2006
    2. Буртовая Е.В. Конфликтология. Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ, 2002. – 504 с
    3. Гришина Н.В. «Психология конфликта». – Спб: Питер, 2008-533 стр.
    4. Копры по Деловому общению. Тема: «Конфликты в деловом общении, психодиагностика»
    5. www.elitarium.ru Статья: «Стадии конфликтного противоборства: приемы, тактики». Автор: Bлaдимиp Георгиевич Зaзыкин.

Информация о работе Виды и структура конфликтов