Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 23:53, реферат
Деловое общение - это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Специфической особенностью названного процесса является регламентированность, т. е. подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами.
подтверждаем, поясняем или опровергаем передаваемую словесным путем информацию;
передаем
информацию сознательно или
выражаем свои эмоции и чувства;
регулируем ход разговора;
контролируем и воздействуем на других лиц;
восполняем недостаток слов.
Разговаривая с партнером, мы видим его мимику, жесты, которые нам говорят, что действительно думает и чувствует наш собеседник. Невербальный язык помогает нам составлять более четкое и адекватное мнение о партнере: так, постукивание пальцами по рукоятке кресла свидетельствует о нервном напряжении, а сжатые в замок руки – о закрытости.
В общении
приходится не только излагать свою точку
зрения письменно или устно, но и
воспринимать мнения других людей. При
этом часто именно умение воспринимать
чужую точку зрения и показать
собеседнику, что его поняли, становится
критичным для организации
При получении
информации на ней следует
Противоречивые
сообщения часто идут по вербальным
и невербальным каналам одновременно.
Мимика, положение и разворот тела,
тон голоса, жесты – все это
подтверждает или опровергает вербальное
сообщение. В случае возникновения
противоречия доверять следует невербальным
сигналам.
К структуре
общения можно подойти по-
Коммуникативная
сторона общения (или
Интерактивная
сторона заключается в
Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.
Употребление
этих терминов условно, иногда
в аналогичном смысле
Коммуникативная функция общения.
Во время акта общения имеет место не просто движение информации, а взаимная передача закодированных сведений между двумя индивидами – субъектами общения. Следовательно, имеет место обмен информацией. Но люди при этом не просто обмениваются значениями, они стремятся при этом выработать общий смысл. А это возможно лишь в том случае, если информация не только принята, но и осмыслена.
В
условиях человеческой
Сама
по себе исходящая от
Для
передачи любая информация
Вербальная коммуникация.
Использует в качестве таковой человеческую речь. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации посредством речи менее всего теряется смысл сообщения.
Модель
вербального коммуникативного
* КТО?
(передает сообщение) –
* ЧТО? (передается) – Сообщение (текст)
* КАК?
(осуществляется передача)–
* КОМУ?
(направлено сообщение)–
* С
КАКИМ ЭФФЕКТОМ?–
Можно выделить три позиции коммуникатора во время коммуникативного процесса:
*открытая (открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения);
*отстраненная (держится, подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения);
* закрытая (умалчивает о своей точке зрения, скрывает ее).
В
современной коммуникации
Если
со стороны собеседника не
предполагается никакой
Если
ожидаемой реакцией на реплику
является какое-то действие
Высказывание, направленное на то, чтобы получить ответ (вербальную реакцию), относится к классу вопросов. В зависимости от установки говорящего различают собственно вопросы (спрашивающий сам не знает правильного ответа) и т.н. "учительские" вопросы (говорящий хочет проверить адресата речи).
Любое
утверждение, особенно
Вопросы
позволяют деловому человеку
направить процесс передачи
1. "Закрытые"
- это вопросы, на которые можно
ответить "да" или "нет". Доверие
собеседника можно завоевать,
задавая в начале контакта
вопросы, требующие
2. "Открытые"
вопросы требуют какого-либо
3. Риторические
не требуют ответа, их цель - вызвать
новые вопросы, указать на
4. Вопросы
для обдумывания вынуждают
5. Переломные
вопросы удерживают беседу в
строго установленном
Невербальная коммуникация.
Установлено,
что в процессе взаимодействия людей
60-80% коммуникации осуществляется путем
применения невербальных выражений. Они
развиваются как общественные знаки
коммуникации, хотя некоторые элементы,
составляющие их, врожденны. Жесты и
мимика, позы наделены семантико-экспрессивной
окраской, подчиняются этическим
нормам. В условиях служебного взаимодействия
тональность невербального
Невербальные выражения делятся на четыре группы:
1. Экстра- и паралингвистические - различные околоречевые добавки, придающие общению определенную смысловую окраску: тип речи, интонирование, паузы, смех, покашливание и т.д.
2. Оптико-кинетические - это то, что человек "прочитывает" на расстоянии: жесты, мимика, пантомимика.
Жест
– это движение рук или кистей
рук, они классифицируются на
основе функций, которые
* коммуникативные (заменяющие речь)
* описательные (их смысл понятен только при словах)
* жесты, выражающие отношение к людям, состояние человека.
Одни жесты являются произвольными (ритмические, указательные и т. п.), другие - обусловлены импульсами подсознания.
Мимика – это движение мышц лица.
Владение мимикой, умение передавать эмоции (радость, гнев, удивление, отвращение, страх, грусть ...) является профессиональным требованием для менеджеров, политиков, педагогов, всех, работающих с людьми. Считается, что наиболее экспрессивны - рот, губы.
Пантомимика (кинесика) – совокупность жестов, мимики и положения тела в пространстве (позы).
3. Проксимика - организация пространства и времени коммуникативного процесса)
Выделяют
четыре основные дистанции
* интимная - от 0 до 0,5 метра. На ней общаются люди, связанные, как правило, близкими доверительными отношениями. Информация передается тихим и спокойным голосом. Многое передается с помощью жестов, взглядов, мимики.
* Межличностная - от 0,5 до 1,2 метра. На ней осуществляется общение между друзьями.
* Официально-деловая или социальная - от 1,2 до 3,7 метра. Используется для делового общения, причем, чем больше расстояние между партнерами, тем более официальны их отношения.
* Публичная - более 3,7 метров. Характеризуется выступлением перед аудиторией. При таком общении человек должен следить за речью, за правильностью построения фраз.
4. Визуальный контакт - визуалика, или контакт глаз. Установлено, что обычно общающиеся смотрят в глаза друг другу не более 10 секунд.
С
помощью глаз мы получаем
В физиологических исследованиях подмечено, что, когда человек доволен, радостно возбужден, его зрачки расширяются в 4 раза по сравнению с нормальным состоянием, и наоборот. По этому признаку можно точно узнать реакцию на услышанное.
Понимание невербального языка позволяет точно определить замыслы, позицию собеседника.
Интерактивная и перцептивная функции общения.
Интерактивная функция - это характеристика тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Есть два типа взаимодействий – кооперация и конкуренция.
Кооперативное
взаимодействие означает Координацию
сил участников. Кооперация является
необходимым элементом
Одной из наиболее ярких форм конкуренции является конфликт.