Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 20:53, творческая работа
Свое эссе я бы хотела посвятить теме внедрения западной культуры в России, или, другими словами, процессу вестернизации. Я считаю, что эта тема очень актуальна в наши дни, так как каждый из нас, положа руку на сердце, признается, что и в его речи, и в поведении, привычках и вкусах присутствует огромное количество элементов, заимствованных из западной культуры. Их может быть больше или меньше, в зависимости от возраста, рода деятельности и степени духовного развития человека, но, тем не менее, американизмы уже прочно укоренились в нашем быту и мы, порой, даже не задумываемся об их наличии.
ГОУ ВПО
Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова
Кафедра
социологии
ЭССЕ
По дисциплине
«Социология» на тему:
Вестернизация
в России.
Выполнила:
Научный
руководитель:
Москва 2009
Вестернизация в России.
Свое эссе я бы хотела посвятить теме внедрения западной культуры в России, или, другими словами, процессу вестернизации. Я считаю, что эта тема очень актуальна в наши дни, так как каждый из нас, положа руку на сердце, признается, что и в его речи, и в поведении, привычках и вкусах присутствует огромное количество элементов, заимствованных из западной культуры. Их может быть больше или меньше, в зависимости от возраста, рода деятельности и степени духовного развития человека, но, тем не менее, американизмы уже прочно укоренились в нашем быту и мы, порой, даже не задумываемся об их наличии. Самым показательным примером здесь, я считаю, является само слово «вестернизация». Оно образовано от английского слова “west” – Запад. На мой взгляд, это очень символично, что процесс внедрения иностранной культуры называется словом иностранного происхождения. И подобные примеры встречаются сплошь и рядом.
Итак, прежде всего, хотелось бы определиться с тем, что же такое вестернизация. Согласно политическому словарю, вестернизация – это «полная или частичная переориентация сообществ, исходно не принадлежащих к западнохристианской культурной традиции, на социокультурное развитие по образцу развитых стран Запада. При этом речь идет не о насильственном внедрении или навязывании западными державами своих культурных норм другим народам в процессе их колонизации, а именно о добровольной вестернизации, проводимой элитами развивающихся стран». В этом определении делается акцент на то, что вестернизация - добровольный процесс, однако этот факт вызывает у меня сомнение. Безусловно, о колонизации тут не может идти речи, но значит ли это, что заимствование западной культуры происходит по собственной инициативе? На мой взгляд, вестернизация - результат пропаганды, по большей части скрытой и завуалированной. Средством для подобной пропаганды, как правило, является реклама, создающаяся различными транснациональными компания, для обеспечения интересов своего производства. Для своего успешного функционирования ТНК внедряют различные социальные и духовные механизмы в среду потенциальных покупателей. Таким образом, культура «производится» с помощью кинофильмов, телевизионных программ, музыки, журналов, газет, книг, игр и т.д., созданных, преимущественно, в США. ТНК способствует появлению товарного фетишизма. Товар не только продается; он функционирует в огромной степени как часть соответствующего образа жизни, предполагаемого всей системой средств массовой коммуникации, массовой культуры и рекламы. Реклама способствует внедрению очень завышенных потребностей, непригодных для данного общества. В результате этого происходите перестройка системы ценностей общества и его переориентация на потребление, как путь к «счастливой жизни», навязанной массовой культурой.
Стоит отметить, что подобная реклама, по большей части, нацелена на молодых людей, тех, кто наиболее уязвим для воздействия коммерческой пропаганды. Молодежь – наиболее активная и наиболее чувствительная к внешним воздействиям часть общества, и работа с ней, как правило, более перспективна. Для молодого поколения свойственно бунтарство и стремление выделиться, но, в то же время оно, чаще всего, ограничивается выбором какого-либо направления развития, стремлением найти группу единомышленников, что непременно ведет к формированию моды и желанию ей соответствовать. А это в свою очередь отличный инструмент для управления. Однако то, что увлечение значительной части молодежи западной массовой культурой является свидетельством серьезной вестернизации общества - вопрос спорный. Вполне возможно, что такое стремление к самоидентификации на глубинные ценностные установки молодых людей не влияет.
При этом влияние Запада на культуру русского языка происходит по большей части через молодое поколение. Открыв любой молодежный журнал можно убедиться в том, что практически на каждой странице изобилуют слова западного происхождения. Так же большая доля американизмов приходит в русский язык посредством научной и технической литературы. Но далеко не всегда использование «американских» слов обусловлено общепринятыми правилами. И здесь так же немалую роль играют молодые специалисты. Дело в том, что в России, в последние годы появилась и продолжает сохраняться своеобразная мода на использование американских терминов в технической литературе, и обусловлена она, к сожалению, в большей степени стремлением молодых авторов продемонстрировать свою эрудированность и знакомство с зарубежными публикациями.
Хочется отметить, что влияние западного мира на другие страны в области культуры глубоко противоречиво. В том числе это касается и России. Кто-то находит во влиянии Запада положительные аспекты, кто-то, напротив, говорит, что оно погубит русскую культуру. Лично я вижу в процессе вестернизации, как «плюсы», так и «минусы».
Положительным мне кажется то, что Западная культура прививает нам более рациональный образ мысли. Русскому человеку свойственна безответственность и недальновидность, особенно в том, что касается денег, чего не скажешь о западном человеке. В подтверждении своей мысли, я бы хотела привести цитату Ф. М. Достоевского из романа «Игрок»: «в катехизис добродетелей и достоинств цивилизованного западного человека вошла исторически и чуть ли не в виде главного пункта способность приобретения капиталов. А русский не только не способен приобретать капиталы, но даже и расточает их как-то зря и безобразно». Сегодня, с приобщением России к западному образу мыслей, картина поменялась. Отношение к рациональному использованию денежных ресурсов в нашей стране стало более ответственным, появилось большое количество индивидуальных предпринимателей. Люди научились копить и откладывать, а так же вкладывать деньги в производство для получения новой прибыли. Однако, стоит заметить, что предпринимательская деятельность превращается в массовое явление в наши дни, а вопрос выгоды и накопления капитала становится буквально смыслом жизни, то есть вся жизнь человека направлена на обогащение и мысль о приобретении все более и более усовершенствованной техники, машин, мебели и одежды становится как бы фоном для повседневной жизни. Многие люди просто живут от покупки до покупки, в перерывах подпитываясь новыми мечтами. Духовные ценности выходят из моды и им на смену приходят материальные, что, безусловно, уже никак нельзя назвать положительным аспектом вестернизации.
Этот
пример как нельзя лучше показывает,
что отрицательное влияние
Я
не одобряю распространение
Еще один аспект западной культуры, укоренившийся как в России, так и в других странах – это стандарты красоты. Красотки из голливудских фильмов приковывают внимание миллионов мужчин стройной фигурой «90-60-90» и длинными ногами, а миллионы среднестатистических девушек садятся на диеты, покупают дорогостоящие препараты, косметику, некоторые даже ложатся под нож хирурга и все ради того, чтобы соответствовать массовому представлению о красоте. Нередко подобные самоистязания заканчиваются серьезными болезнями, связанными с пищеварительной системой, потерей иммунитета и различными психическими отклонениями вроде анорексии и булимии. Таким образом, перенятие западных идеалов не только разрушает традиционно русское представление о женской красоте, но и серьезно угрожает здоровью россиян.
Сегодня вестернизация охватила практически все сферы жизни в нашей стране. И, к сожалению, ее влияние нельзя назвать положительным. То плохое, что пришло к нам с Запада можно перечислять бесконечно: это и любовь к ресторанам быстрого питания, подрывающее здоровье нашей нации; и уменьшение числа читающих на фоне приобщения масс к банальным голливудским фильмам, снижающее культурный уровень населения нашей страны; и отход от русских традиций и обычаев, замена русских православных праздников западными, такими как Хэллоуин и День святого Валентина, что искореняет присущий русскому человеку патриотизм.
Однако,
я считаю, что отрицательные проявления
«вестернизации» - это лишь выражение
наших собственных проблем, нашей слабости.
Нам почему – то тяжело выстоять перед
соблазном заменить слова русского языка
на «имхо, рофл», перед все тем же злосчастным
фаст-фудом и т.д. Мы почему – то не знаем,
какие города входят в Золотое Кольцо
России, зато мечтаем посетить Париж и
представляем себе историю его улиц и,
конечно же, башни. Кстати, неплохо бы было
перенять у Запада внимание к старине,
поскольку европейцы, и тем более американцы
«трясутся» над каждой страницей своей
истории, в то время как мы позволяем из
нашей истории страницы вырывать (новые
«трактовки» хода и результатов Великой
Отечественной Войны), писать историю
за нас (недавний нашумевший конфликт
с Грузией, где Россия «агрессор»). В наше
время уже мало кого удивляет, когда, вместо
того, чтобы финансировать раскопок теоретически
возможного места захоронения древней
цивилизации, это площадь отдается
под свалку мусора или строительства бизнес-центра.
Так что, в целом, прежде чем искать виновного
вне, я считаю, следует посмотреть на то,
что делается внутри.
Список литературы: