Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 18:17, реферат
Проблема "утечки мозгов" до сих пор не потеряла свою актуальность. Никто не станет оспаривать тот факт, что россияне продолжают покидать свою родину. В последнее время все больше желают уехать из России обычные студенты, а также ученые. А ведь это люди, которые через несколько лет будут строить не только собственную карьеру, но и жизнь всего государства. Это тревожный знак для родимого отечества.
Источник :
Численность и
миграция научных
кадров Российской федерации
за 1995-1998гг.,2009г.
Из этой таблицы следует, что хоть эмиграция научных кадров и в наше время уменьшилась, но она все еще остается в ряде нерешенных проблем России,2970 человек –Россия имеет лидирующие позиции по сравнению с другими сравниваемыми странами.
Согласно неправительственным
источникам, только «за первую половину
90-х годов из страны выехало не менее 80
тысяч ученых, а прямые потери бюджета
составили не менее $60 млрд»(Российский
фонд фундаментальных исследований)
Владимир Зернов,
ректор Российского Нового Университета
заявил, что «Если бы те специалисты,
которые выехали за границу начиная
с 70-х годов, готовились в университетах
США и Западной Европы, то на их подготовку
пришлось бы потратить более $1 трлн . Также
следует указать, эти данные никак не учитывают
потери от оттока ноу-хау» .
Профессионально-миграционные намерения
Жесткой ориентации на жизнь и работу в России во всей совокупности опрошенных придерживается лишь один из пяти человек. Твердо намеревающихся остаться жить и работать за рубежом вдвое меньше: примерно каждый десятый. В целом же преобладают гибкие ориентации. Во всяком случае о возвращении в Россию лишь при определенных условиях, касающихся прежде всего профессиональных возможностей, заявили 60% респондентов. Доля безусловно ориентированных на Россию больше среди студентов, обучающихся в Европе, и студентов общественно-гуманитарного профиля. Весьма невелик удельный вес тех, кто придерживается "чистых" стратегий постоянного проживания и работы: либо только в России (7%), либо только за рубежом (8%). Более распространены "смешанные", или промежуточные, стратегии, включающие возможности постоянного проживания в России и временной работы за рубежом. И наоборот, подавляющее большинство опрошенных студентов-россиян (80%) связывает свою дальнейшую профессиональную жизнь одновременно с Западом и Россией.
Результаты обследования
позволили ориентировочно оценить
потенциал возвращения и
Если рассматривать
возвращение и эмиграцию не как
чисто территориальное
Выбор миграционно-профессиональной
стратегии определяется в первую
очередь профессиональными, а не
географическими факторами. Среди
респондентов, специализирующихся в
естественно-технических
Подавляющее большинство респондентов согласны рассмотреть и оценить факторы возвращения. Лишь менее 10% опрошенных не видят ни одной значимой причины возвращения в Россию.
Что касается обязательных условий возвратной миграции, то молодые специалисты выделяют прежде всего высокую заработную плату и наличие высококлассной профессиональной среды. Далее следуют: возможности быстрой профессиональной карьеры, международных контактов, зарубежных поездок и т.п., а также доступ к современному оборудованию, выход в Интернет и т.д..
Две трети респондентов проявили заинтересованность в участии в специальных программах, ориентированных на возвращение учебных мигрантов на работу в Россию.
Среди мер организационно-
Выявлена потребность
студентов-россиян, обучающихся за
рубежом, в квалифицированных
Программы возвращения интеллектуальных ресурсов в Россию
Основываясь на результатах анализа полученных данных, мы попытались нащупать подходы к решению проблем, связанных с международной интеллектуальной миграцией. На наш взгляд, перспективным является формирование специальных программ по возвращению интеллектуальных ресурсов в Россию как на государственном уровне, так и в качестве общественных инициатив.
Программа возвращения в Россию для постоянного проживания и профессиональной деятельности как можно большей части молодых специалистов, получивших образование за рубежом, предполагает создание условий для начала их профессиональной деятельности на родине. Эффект данной программы повысится, если акцент будет сделан прежде всего на студентах, обучающихся за рубежом по общественно-гуманитарным специальностям, а также на тех, кто учится в Европе.
Программа использования в России интеллектуального потенциала тех молодых ученых и специалистов, которые, не желая после окончания учебы возвращаться навсегда, тем не менее не исключают для себя каких-либо форм профессионального сотрудничества с родиной. Она должна включать меры, направленные на привлечение интеллектуальных мигрантов к профессиональному сотрудничеству с Россией. В первую очередь имеются в виду студенты, обучающиеся в США, и те, кто специализируется в естественно-технической области.
Программа, направленная на создание и поддержание тесного информационного контакта с молодой российской научно-профессиональной диаспорой, включая зарубежное сообщество российских студентов, призвана обеспечить регулярное предоставление консультационных услуг и информации о ситуации на российском рынке труда. Очень перспективным представляется создание соответствующего сайта.
К участию в работе над созданием подобных программ, поиску стимулов к возвращению молодых российских специалистов, находящихся за рубежом, следовало бы привлекать и самих интеллектуальных мигрантов.
По-видимому, существенную роль в этом процессе могла бы сыграть коалиция заинтересованных организаций, включающая федеральные и местные региональные структуры исполнительной власти, неправительственные организации, образовательные учреждения и профессиональные сообщества.
В рамках такого объединения легче обмениваться информацией и взаимодействовать при выработке мер, стимулирующих возвращение "умов" и их безболезненную адаптацию к российским условиям.
Формы институционализации подобной деятельности могут быть различными. Главное, чтобы они действовали на принципах партнерства, чтобы молодые интеллектуалы, находящиеся как в России, так и за рубежом, могли играть в подобных организациях активную роль.
Причины и последствия «утечки умов» из России
Основная
причина и ведущий фактор
Для
ученых и
- недостаточно
финансирования науки,
- низкого
уровня научно –
- незащищенности прав собственности на продукт интеллектуального труда;
- материальные,
информационные и другие
Не менее значимы также причины политические (кризис политической власти и неверие в возможность быстрой демократизации и прогресс рыночных реформ, политическая нестабильность, нарушение прав человека, обострение межнациональных отношений), т.е. весь спектр «выталкивающих факторов».
Последствия
Процесс интеллектуальной эмиграции приобрел такие масштабы, что угрожает существованию и развитию целых направлений российской науки, вызывая целый ряд социальных и экономических последствий для российского общества.
Распад
научных школ существенно
Несмотря
на сохранение значимости
Таким
образом, политика западных
В целом,
в настоящее время идет
Этот
процесс замедляет научно –
технический прогресс, нарушает
режим воспроизводства кадров
высокой и высшей квалификации,
отрицательно влияет на
Наибольшую
тревогу у российских
За прошедшее
десятилетие число
Возможно ли здесь рождение новых проектов государственного устройства, обоснование рациональных экономических моделей и новых информационных технологий, других эффективных механизмов развития России с опорой на интеллектуальный, научный, информационный и духовный потенциал нации?
Информация о работе "Утечка мозгов" или миграция научных кадров из России