Деятельность цирков на территории
Республики Беларусь основывается на
следующих нормативно-правовых актах:
- Закон Республики Беларусь от 4 июня 1991 года «О культуре в Республике Беларусь»
- Закон Республики Беларусь от 16 декабря 1999 года «О творческих союзах и творческих работниках»
- Постановление Министерства культуры Республики Беларусь от 30.12.2006 N 45 "Об утверждении Правил по охране труда для цирков"
- Трудовой кодекс Республики Беларусь
Социально-экономические
условия труда цирковых артистов отличаются
в зависимости от конкретного места их
работы.
Рассмотрим их на примере
Cirque du Soleil – самого знаменитого цирка
современности.
Обычно с артистами
заключается контракт на 1 или 2 года
с высоким, конкурентоспособным
окладом. Также артистам предоставляется
рыночная надбавка и надбавка за работу
на арене.
Начальная ставка для артиста
— 100 долларов за выступление. Как правило
в неделю проходит 8-10 представлений. Заработная
плата во многом зависит от стажа работы
– чем дольше работает артист в Цирке
Дю Солей, тем больше его гонорар. К примеру,
у молодых артистов зарплата составляет
30 тысяч долларов, а у ветеранов — около
250 тысяч. Кроме этого, сотрудникам цирка
предоставляется:
- 4 бесплатных билета в год на стационарный или гастрольный спектакль Cirque du Soleil
- 10 билетов по сниженным ценам на гастрольные спектакли Cirque du Soleil;
- Скидки на сувенирную продукцию Cirque du Soleil.
- На некоторых территориях – возможность получить бесплатные билеты на некоторые спектакли в последние минуты перед началом представления.
Специфика работы артиста
цирка предполагает постоянное физическое
и творческое развитие и самосовершенствование.
В Cirque du Soleil существует специальная
программа (Crossroads), предназначенная для
того, чтобы поддержать артистов и помочь
им подготовиться к тому дню, когда они
решат изменить свою профессию или в силу
независящих от них обстоятельств будут
не в состоянии продолжать работу. Таким
образом, даже когда артист перестает
выступать, из-за возраста или из-за травмы,
его переучивают, и он остается дальше
работать в цирке: тренером, консультантом,
менеджером, гримером и т.д.
Артистам Cirque du Soleil предоставляется:
- В среднем две недели отпуска в год в непиковые периоды;
- Оплата проезда домой (билет в обе стороны) как минимум один раз в год в непиковые периоды;
- 10 выходных в официальные праздники;
- Размещение и оплата проезда из города в город;
- Жилье в виде отдельного номера в гостинице;
- Страхование: медицина, стоматология, инвалидность, жизнь;
- Банк больничных дней;
- Столовая, обеспечивающая артистов питанием 5-6 дней в неделю в зависимости от графика представлений.
Помимо медицинской страховки (включая
стоматологию), в каждом шоу работает
медицинская служба, которая оказывает
помощь артистам в следующих областях:
- Индивидуальные и групповые укрепляющие программы;
- Реабилитационная терапия и профилактика травм;
- Обучение вопросам здоровья и профилактики;
- Лечебная физкультура (пилатес, йога и т.п.);
- Медицинская экспертиза;
- Оценка физического состояния и консультирование;
- Помощь диетолога;
- План оказания медицинской помощи и ухода в экстренных случаях;
- Оказание экстренной помощи на местах;
- Помощь в обращении к медикам-специалистам;
- Выплата компенсаций работникам;
- Страхование бытовых травм;
- Страхование: медицина, стоматология, инвалидность, жизнь.
Также необходимо отметить,
что в соответствии с Постановлением
Совета Министров Республики Беларусь
от 4 ноября 1992 г. артисты цирков,
концертных организаций и
профессиональных художественных
коллективов: гимнасты,
мотовелофигуристы, эквилибристы,
балансеры, акробаты, наездники,
дрессировщики диких зверей, борцы,
клоуны (ковровые), силовые жонглеры,
лилипуты достигшие 50-летнего возраста
имеют право на получение пенсии за выслугу
лет.
С 2011 года артисты российского
цирка получили такой же социальный
статус, как и артисты балета,
в связи с этим их зарплата повысилась,
а также улучшились условия труда
и социальные гарантии.
Технико-организационные
условия труда:
- Первый ряд мест для зрителей необходимо располагать не ближе 1,2 м от внешней стороны манежного барьера.
- Пол зрительного зала (в том числе сценической площадки) должен быть ровным, без выбоин, порогов и щелей. Допускается устройство пандусов.
- Часть пола вокруг манежа, от барьера до первого ряда зрительских мест, должна быть деревянной.
- Оркестровая ложа должна иметь удобные рабочие места для музыкантов, два выхода и балюстраду со стороны зрительного зала высотой не менее 0,6 м.
- Высота от пола оркестровой ложи до звукового козырька должна быть не менее 2 м. Вблизи оркестровой ложи оборудуются фойе для отдыха музыкантов и кладовая для хранения нот и инструментов.
- Сценическая площадка (эстрада), размещаемая напротив оркестровой ложи, должна иметь удобные проходы в закулисные помещения и два выхода в сторону манежа.
- У края осветительных балконов (галерей), а также под осветительными приборами, расположенными над зрительным залом и манежем (в том числе и под кольцами прожекторов у колосников), должны быть установлены предохранительные сетчатые ограждения.
- Внутренний диаметр манежа должен быть не менее 13 м. Манеж должен быть строго горизонтальным, а его настил находиться на уровне артистического прохода. Писта должна быть одинакового профиля по всему периметру манежа.
- Вокруг манежа должен быть прочный барьер шириной 0,5 м и высотой 0,5 м от уровня манежного настила. Барьер делается железобетонным и обшивается с внутренней стороны досками вертикально так, чтобы не было каких-либо выступающих частей и неровностей.
- Края барьера закругляются. Верх и края барьера обиваются упругим, мягким материалом и обтягиваются брезентом.
- Часть барьера со стороны артистического и главного прохода делается откидной и съемной. Расстояние между раздвинутыми частями барьера должно быть не менее 3 м.
- Откидные части должны легко и бесшумно открываться, а с внешней стороны иметь надежные запоры. Открытые створки барьера должны преграждать зрителям доступ к артистическому проходу, не уменьшая его ширины.
- Репетиционные залы должны иметь высоту не менее 6 м. Зал оборудуется шведской гимнастической стенкой, станком для балета и технологическими устройствами для подвески и крепления цирковых аппаратов.
- Репетиционный зал и место для разминки оборудуются кольцами, трапециями, корд-парелью и средствами страховки (матами, ковриками и так далее).
- Место для разминки высотой не менее 4,5 м необходимо размещать вблизи артистического прохода.
- Для работников цирка должны быть оборудованы вспомогательные закулисные помещения: бытовые (комната отдыха, гардеробные, душевые, умывальные, сушилки для костюмов); пункты общественного питания; медпункты.
- Устройство этих помещений должно удовлетворять требованиям соответствующих технических нормативных правовых актов.
- Гардеробные для хранения домашней, рабочей одежды и средств индивидуальной защиты производственно-технического персонала (рабочих, униформистов и других) должны иметь достаточное количество стульев и быть оборудованы индивидуальными шкафами. Ширина проходов между рядами закрытых шкафов должна быть не менее 1 м.
- Душевые должны быть размещены на тех же этажах, где размещены артистические гримерные.
- Умывальники должны быть снабжены мылом, чистым полотенцем или салфетками.
- Стены, полы, раковины, унитазы, писсуары, урны и плевательницы ежедневно дезинфицируются.
- Медпункт должен состоять из двух комнат общей площадью не менее 24 кв. м. В медпункте должен быть предусмотрен телефонный аппарат.
- Кабинет охраны труда оборудуется в соответствии с требованиями Типового положения о кабинете охраны труда, утвержденного постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 8 ноября 1999 г. № 144
- Радиоузел размещается в отдельном изолированном помещении.
- Уборка зрительного зала, артистических и прочих закулисных помещений производится влажным способом после каждого представления, не реже одного раза в день, а оконных рам, стекол и колосников - по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц и при смене программы. Зимой окна должны протираться с внутренней стороны не реже одного раза в неделю.
- Мягкую мебель, портьеры, ковры, чехлы и тому подобное чистят пылесосом не реже одного раза в две недели. Манежные ковры и дорожки очищают пылесосом ежедневно перед репетицией или представлением.
- В стационарном цирке ежемесячно предусматривается один санитарный день для генеральной уборки и дезинфекции помещений. В этот день репетиции не проводятся.
Социально-гигиенические
условия труда.
Социально-гигиенические
условия труда для работника
цирка четко прописаны в таких
документах, как:
- Требования строительных норм Республики Беларусь СНБ 1.04.01-04 «Здания и сооружения. Основные требования к техническому состоянию и обслуживанию строительных конструкций и инженерных систем, оценке их пригодности к эксплуатации», утвержденные приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 2 марта 2004 г.
- Требования строительных норм Республики Беларусь СНБ 4.02.01-03 «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха», утвержденные приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 30 декабря 2003 г. № 259.
- Электроустановки должны находиться в технически исправном состоянии, обеспечивающем безопасные условия труда работников, и соответствовать требованиям Правил устройства электроустановок, утвержденных Министерством энергетики и электрификации СССР в 1986 году.
- Устройство электрического освещения помещений цирка должно удовлетворять требованиям строительных норм Республики Беларусь «Естественное и искусственное освещение. СНБ 2.04.05-98», введенных в действие с 1 июля 1998 г. приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 7 апреля 1998 г. № 142.
- другие технические нормативные правовые акты.
- локальные нормативные правовые акты.
В соответствии с правилами
охраны труда, для работников цирка
предусмотрены кроме основных рабочих
помещений вспомогательные (бытовые,
пункты общественного питания, медпункты),
которые удовлетворяют требованиям
соответствующих технических нормативных
правовых актов.
В помещениях должна регулярно
проводиться уборка.
Системы вентиляции,
отопления и кондиционирования
должны обеспечивать:
- параметры микроклимата воздушной среды в соответствии с санитарными правилами и нормами
- содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны не выше предельно допустимых концентраций, регламентируемых санитарными правилами и
- Температура воздуха на манеже в стационарных цирках не должна быть ниже 14 °С и выше 25 °С, передвижных цирках - ниже 14 °С и выше 35 °С.
- Относительная влажность воздуха в зрительном зале стационарного цирка должна поддерживаться в пределах 30-75 %.
- Для контроля за этими параметрами на высоте 1,5 м в артистическом проходе устанавливают термометр и психрометр.
- Помещения для содержания животных, помещения питания, санузлов, котельных, подманежных пространств, проходов и тому подобного также имеют свои нормы, если они не оборудованный подачей кондиционированного воздуха, то должны иметь приточно-вытяжные вентиляционные системы с механическим побуждением.
- Одним из важнейших условий систем отопления и вентиляции является исправность используемого отопления.
Освещение
- Осветительные приборы должны размещаться так, чтобы обеспечивался надежный эффект освещения они были доступными для обслуживания, ремонта, чистки и осмотра;
- они не мешали подвеске (установке) цирковых аппаратов и работе воздушных номеров можно было направлять световой поток, исключая отражение света.
- Использование источников освещения без осветительной арматуры не допускается.
- Осветительные приборы в зрительном зале оснащаются предохранительными стеклами и защитными сетками.
- Осветительные приборы цирка должны подвергаться профилактическим осмотрам, чистке и своевременной замене неисправных их элементов не реже 1 раза в 3 месяца
- Рабочие места для музыкантов в оркестровой ложе оборудуются местным регулируемым освещением с затенителями.
- Во всех цирках должно быть предусмотрено аварийное освещение.
- Осветительные приборы цирка должны подвергаться профилактическим осмотрам, чистке и своевременной замене неисправных их элементов не реже 1 раза в 3 месяца
- Рабочие места для музыкантов в оркестровой ложе оборудуются местным регулируемым освещением с затенителями.
- Во всех цирках должно быть предусмотрено аварийное освещение.
АВАРИЙНОЕ ОСВЕЩЕНИЕ ДОЛЖНО
СОСТОЯТЬ ИЗ:
- Сигнального освещения для указания путей эвакуации зрителей из здания (фонари с надписью «Выход» над всеми выходами, ведущими из зрительного зала, кроме артистического), которое должно быть включено в течение всего представления;
- эвакуационного освещения путей основных проходов из зрительного зала, фойе, буфетов, гардеробных и лестничных клеток;
- сценического освещения для временного продолжения деятельности персонала цирка в помещениях зрительного зала, манежа, трюмов, проходов, помещений для содержания животных и путей их эвакуации, медпункта, касс, постоянных постов охраны, пожарного поста, насосной, котельной, щитовой, регуляторной, телефонного узла и гардеробов для зрителей.
- Аварийное освещение должно подключаться к независимому источнику питания.
- Лестницы и выходы для зрителей в темное время суток должны быть хорошо освещены.
ВОДОСНАБЖЕНИЕ И КАНАЛИЗАЦИЯ
Помещения цирка обеспечиваются
водой, соответствующей требованиям
санитарных правил и норм «Питьевая
вода. Гигиенические требования к
качеству воды централизованных систем
питьевого водоснабжения. Контроль
качества. СанПиН 10-124 РБ 99», утвержденных
и введенных в действие постановлением
Главного государственного санитарного
врача Республики Беларусь от 19 октября
1999 г. № 46.
Температура питьевой воды
не должна быть выше 20°С и ниже 8°С.
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
ПРИ РАБОТЕ АРТИСТОВ ЦИРКА
РЕПЕТИЦИИ И РАЗМИНКИ
Артист обязан знать опасные
ситуации, которые могут возникнуть
при исполнении трюков, способы благополучного
выхода из них, заранее отрепетировать
и отработать свои действия и движения
на случай неточного (неблагоприятного)
хода трюка.
Акробаты и гимнасты, выступающие
над предохранительной сеткой, должны
быть обучены приемам безопасного
падения на пол, ковер или сетку
из любых положений, при которых
может произойти падение (срыв).
Трюки на батуте должны исполняться
артистами без значительных горизонтальных
перемещений.
Репетиционные прыжки с барьера
должны исполняться при снятой барьерной
дорожке.
Все артисты, выступления
которых связаны с повышенной
физической нагрузкой, обязаны делать
общую и специальную разминку,
проводить ее спокойно и без спешки,
с соблюдением последовательности,
чтобы исключить возможность
травм в период самой разминки.
Разминка соответствует индивидуальности
артиста, характеру трюков.
Время разминки колеблется
в зависимости от особенностей физического
развития, индивидуальной подготовленности
артиста, величины и интенсивности
рабочей нагрузки.
Общая и специальная разминки
длятся не менее 15 минут.
Разминка заканчивается
за 10-15 минут до выхода на манеж.
При перерывах в работе
продолжительностью до 15 минут артист
должен надевать теплый халат, чтобы
сохранить в теле тепло.
СТРАХОВКА И ПАССИРОВКА
. Виды страховки:
страховка с помощью лонжи;
страховка с применением
петли;
пассировка.
Страховке подлежат:
исполнители трюков, связанных
с возможностью непредвиденного
падения независимо от его высоты;
артисты, исполняющие прыжки
на третьего артиста или на перш;
артисты, исполняющие трюки
на першах, лестницах, мачтах и других
аналогичных аппаратах независимо
от их высоты;