Условия стабильности брака и причины развода

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 23:00, курсовая работа

Описание работы

Данная проблема представляет собой интерес для исследования, поскольку семья является одним из пяти фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой – самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп – в группу сверстников или друзей, школьный класс, трудовой коллектив, спортивную команду – но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает.
Поэтому когда мы говорим о важнейших социальных институтах – столпах общества, то в числе первых называем семью. Семья – главный институт общества. В свою очередь институт семьи включает множество более частных институтов, а именно институт брака, институт родства, институт материнства и отцовства, институт собственности, институт социальной защиты детства и опеки и другие.
Брак – институт, регулирующий отношения между полами. В обществе сексуальные отношения регулируются комплексом культурных норм. Конечно, половые отношения могут происходить вне, брака, а сам брак может существовать и без них. Однако именно брак в человеческом обществе считается единственно приемлемой, социально одобренной и закрепленным законом формой, не только разрешенных, но обязательных сексуальных отношений супругов.

Содержание

Введение.
Глава 1. Брак как основа семейных отношении.
1.1. Понятия брака и семьи.
1.2.Формы брака.
Глава 2. Стабильность брака.
2.1. Совместимость супругов. Факторы супружеской совместимости.
2.2. Удовлетворенность браком. Факторы, влияющие на удовлетворенность браком.
2.3. Условия стабильности брака.
Глава 3. Развод как социальное явление.
3.1. Супружеские конфликты.
3.2. Причины развода.
3.3. Последствия развода.
Заключение.
Использованная литература.

Работа содержит 1 файл

реферат по социологии.doc

— 173.50 Кб (Скачать)

                    МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

КАСПИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИИ и ИНЖИНИРИНГА  ИМ.Ш.ЕСЕНОВА.

 

Институт педагогических технологий.

Кафедра «Истории и философии»

 

 

 

 

 

Реферат

 По дисциплине  «Социология»

 

На тему:  «Условия стабильности брака и причины развода».

 

 

 

 

                                                     

 

 

                                                           Выполнил (а): студент гр. ЭП-09-2

                                                                         Абдымова А. 

                                                               Проверил (а): ст. преподаватель

                                                                                          Кильдякова Е.Н.

                                                                                                                                                                                   

 

 

 

 

 

 

                                                

 

 

                                                     Актау -2010г.


 

 

                  

 

План.

 

Введение.

Глава 1. Брак как основа семейных отношении.

           1.1. Понятия брака и семьи.

           1.2.Формы  брака.

Глава 2. Стабильность брака.

2.1. Совместимость супругов. Факторы супружеской совместимости.

2.2. Удовлетворенность браком. Факторы, влияющие на удовлетворенность браком.

2.3. Условия стабильности брака.

Глава 3. Развод как социальное явление.

3.1. Супружеские конфликты.

3.2. Причины развода.

3.3. Последствия развода.

Заключение.

Использованная литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Введение.

 

   Данная проблема представляет собой интерес для исследования, поскольку семья является одним из пяти фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой – самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп – в группу сверстников или друзей, школьный класс, трудовой коллектив, спортивную команду – но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает.

   Поэтому когда мы говорим о важнейших социальных институтах – столпах общества, то в числе первых называем семью. Семья – главный институт общества. В свою очередь институт семьи включает множество более частных институтов, а именно институт брака, институт родства, институт материнства и отцовства, институт собственности, институт социальной защиты детства и опеки и другие.

   Брак – институт, регулирующий отношения между полами. В обществе сексуальные отношения регулируются комплексом культурных норм. Конечно, половые отношения могут происходить вне, брака, а сам брак может существовать и без них. Однако именно брак в человеческом обществе считается единственно приемлемой, социально одобренной и закрепленным законом формой, не только разрешенных, но обязательных сексуальных отношений супругов.

   В ходе культурно-исторического развития изменялась не только форма семейно-брачных отношений, но и само содержание этих отношений, в частности, между мужем и женой. С возникновением моногамии это изменение в большей степени носило качественный характер. Рассмотрение причин возникновения тех или иных форм брака представляет интерес для культурно-исторического анализа, рассмотрения причин кризиса семьи в настоящее время. Таким образом, цель исследования можно представить как изучение типов брака и семьи в традиционном обществе, эволюции семейно-брачного института.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                  Глава 1. Брак как основа семейных отношений.

 

        1. Понятия брака и семьи.

 

      Существуют две формы социальных институтов: простая и сложная.

      Простые   социальные  институты  -  организованные  объединения  людей, которые выполняют определенные социально  значимые  функции,  обеспечивающие совместное достижение целей на основе  выполнения  членами  института  своих социальных ролей, обусловленных социальными ценностями,  идеалами,  нормами. На этом уровне управляющая система не выделилась в самостоятельную  систему.

   Социальные  ценности,   идеалы,   нормы   сами   обеспечивают   устойчивость существования  и  функционирования   социального   института.   Классическим примером  простого  социального  института  является  институт  семьи.  А.Г. Харчев  определяет  семью  как  основанное  на  браке  и   кровном   родстве объединение людей, связанное общностью  быта  и  взаимной  ответственностью.

  Первоначальную  основу  семейных  отношений  составляет  брак.  Брак  – это исторически  меняющаяся  социальная  форма  отношений   между   женщиной   и мужчиной, посредством которой  общество  упорядочивает  и  санкционирует  их половую  жизнь  и  устанавливает  их  супружеские  и  родственные  права   и обязанности. Но семья,  как  правило,  представляет  более  сложную  систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только  супругов,  но и  их  детей,  а  также  других   родственников.   Поэтому   семью   следует рассматривать не просто как брачную группу, но как социальный  институт,  то есть систему связей,  взаимодействий  и  отношений  индивидов,  выполняющих функции  воспроизводства  человеческого  рода  и  регулирующих  все   связи,

взаимодействия  и  отношения  на  основе  определенных  ценностей  и   норм, подтвержденных обширному социальному контролю  через  систему  позитивных  и негативных санкций.

   «Брак - это исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу, к детям и к обществу». Иными словами, брак - это контракт, который заключается тремя сторонами - мужчиной, женщиной и государством. В отличие от всех других формальных контрактов, существующих в обществе, в нем оговорена только одна дата - дата заключения брачного соглашения, но не проставлена дата окончания действия контракта. Тем самым подразумевается, что брачные узы скрепляют людей до конца их жизни. Во многих обществах государство берет на себя не только оформление брака, а его освящение совершает церковь. Супруги дают клятву верности друг другу и берут на себя обязанность социальной, экономической и физической взаимной опеки. Освящение брака перед церковным алтарем считается самой сильной формой укрепления брака.

   Институт брака самим фактом своего существования свидетельствует, что общество преднамеренно разделило все виды половых отношений на одобряемые и неодобряемые, а государство - на разрешенные и неразрешенные. Но так было не всегда. В древности брачные отношения выглядели совсем иначе, а на заре человеческой истории их не было вовсе.

   В любом обществе - древнем или современном - семья формируется, как правило, через брак. Брак - санкционированный обществом сексуальный союз определенной продолжительности между двумя и более индивидами. Подобный союз обычно заключается благодаря специальной церемонии - инаугурации, торжественному заключению брачных уз. Инаугурация может проходить в строго формальной либо в совершенно неформальной атмосфере. Дети, рожденные в брачном союзе, считаются законнорожденными, а дети, рожденные вне брака - незаконнорожденными.

   Брак - совокупность обычаев, которые регулируют супружеские отношения мужчины и женщины. В современной европейской культуре такие обычаи включают знакомство, обручение, обмен кольцами, медовый месяц, перешагивание жениха и невесты через символическое препятствие.

   Все эти нормы, по определению американского социолога К. Дэвиса, формируют некую целостную структуру, которую называют институтом брака. В обществе такой институт выполняет рад принципиально важных функций - воспроизводство людей, воспитание детей и другие.

   Итак, брак - институт, регулирующий отношения только супругов, а семья - институт, регулирующий, кроме того, еще и отношения между родителями и детьми.

 

 

                                      1.2.Формы брака.

 

   Способ, каким выбирается брачный партнер, подразделяет все формы брака на два типа - эндогамный и экзогамный. При эндогамии партнер выбирается только из той группы, к которой относится сам выбирающий, то есть это обычай, по которому разрешены браки только между лицами одной и той же социальной группы. Экзогамия предполагает выбор брачного партнера из чужой группы. Чужой группой может стать класс, раса, нация, возрастная категория.

   Размер брачной группы служит основанием для разделения форм брака на две большие категории:

 1) моногамия (брачный союз одного мужчины и одной женщины);

 2) полигамия (брачный союз более чем двух партнеров).

 

   Каждая из данных категорий распадается на подвиды. В моногамии выделяют:

 

а) пожизненную моногамию;

 

б) моногамию, допускающую  развод (легко разводимый брак);

 

в) парную семью.

 

   Последняя хоть и называется семьей, но лишь формально. На самом деле парная семья - это неустойчивая, кратковременная форма брачного союза. В полигамии выделяют:

 

а) полигинию (брачный  союз одного мужчины с несколькими  женщинами);

 

б) полиандрию (брак одной  женщины с несколькими мужчинами);

 

в) групповой брак (брачный  союз нескольких мужчин и нескольких женщин).

 

   Классификацию форм брака можно провести и по самым разным критериям: брак по сговору, брак по любви, брак по расчету, брак по рекомендации посредников. Посредники - друзья и знакомые, которые рекомендуют будущего жениха или невесту.

   Гостевой брак. Этот термин пришел из Франции. Супруги имеют две квартиры и живут раздельно, навещая друг друга 2-3 раза в неделю: и женаты, и свободны одновременно.

   Неравный брак подразумевает, что супруги различаются по какому-либо значимому признаку - общественному положению, возрасту, доходу и т. д.

   Другим критерием классификации выступает плата за брак. Институт покупного брака имеет давние традиции. Он возник одновременно с групповым браком и внутри него. Раннюю форму покупного брака можно назвать дарообменной. Обряд бракосочетания осуществлялся в виде эквивалентного дарообмена. Две группы обменивались «подарками», которым могла служить женщина. Родственники женщины «дарили» родственникам мужчины его будущую супругу в обмен на равноценные услуги и помощь, которые обязывались оказать вторые первым.  

   В отличие от древних форм покупного брака, осуществлявшихся в виде эквивалентного дарообмена, более поздние его формы, особенно в эпоху патриархата, проявлялись уже в форме неравного дарообмена. Мужчина преподносил невесте более дорогие подарки, чем получал от нее, - соответственно своему привилегированному положению, размерам богатства и политической власти. С тех пор можно говорить о новой форме покупного брака - выкупном браке. Теперь устной договоренности молодых людей или их родителей было уже недостаточно. Поскольку речь шла о крупном состоянии, постольку возникла необходимость в заключение договора, где оговаривались права и обязанности сторон, а также размер выкупа.

Постепенно покупной брак превратился в часть родоплеменных  мероприятий, и на мусульманском Востоке возникла новая форма покупного брака - калымный брак. Калым, выкуп за невесту, первоначально выплачивался роду, а позднее - родителям в качестве компенсации за потерю работницы. Как пережиток калым сохранился у некоторых народов Азии и Африки.

 

   Кроме покупного брака существует хищнический брак. Различают две его разновидности:

 

1) умыкание (похищение)  невесты;

 

2) умыкание жениха;

 

   Такой брак возник в древности и сохранился у некоторых народов как общепринятая норма (Закавказье) либо как девиантное поведение (Европа).

 

   Брак (предположительно произошедший от глагола брать)

или брачный союз —  это регулируемая обществом непрерывная  взаимосвязь мужчины и женщины. Как правило, опирающаяся на личных чувствах и симпатиях друг к другу. Брак необходим для создания полноценной семьи.

   Согласно Брокгаузу и Эфрону, брак — это постоянный союз мужчины с женщиной с целью создания семьи и продолжения рода. Люди, состоящие в браке, называются супругами или супружеской парой. Мужчина — муж, женщина — жена.

   В браке реализуется природная потребность людей в создании семьи и продолжение рода, нормализуемая социальными условиями и культурой. В большей степени именно этим и объясняется запрет на близкородственные браки,  хотя в разных культурах имеются разные трактовки и ограничения, существующий во всём мире, — он связан с вероятностью получения детьми в таком браке наследственных болезней.

   Как правило, брак подразумевает ведение супругами совместного хозяйства и наличие общего имущества, передаваемого по наследству, а также воспитание ими детей. Брак пользуется охраной и покровительством законов лишь при совершении по известным формам, с соблюдением, установленных в законах условий; влечет за собой известные юридические последствия в области личных и имущественных прав и обязанностей супругов по отношению друг к другу и к детям (право на содержание, наследование и пр.).

   В то же время в различных странах мира, помимо брака как союза мужчины и женщины, на различных исторических промежутках времени, а в некоторых странах — и в настоящее время практикуется полигамный брак. Кроме того, в ряде стран Европы с недавних пор регистрируют однополые гражданские партнёрства.

 

 

                               Глава 2. Стабильность брака.

 

2.1. Совместимость супругов. Факторы супружеской совместимости.

Информация о работе Условия стабильности брака и причины развода