Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 18:05, практическая работа
Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом политических дискуссий.
А. Белоусов, заместитель
министра экономического развития и
торговли РФ, приводит свой расчет структурных
показателей инфляции, согласно которому
в 10,9% роста цен монетарная часть
в 2005 г. составляла всего 4,3%, остальные
6,6% - результат роста тарифов
Таблица 1 - Соотношение темпов роста денежной базы, денежной массы, ВВП и инфляции
Показатель | 1.01.2001 | 1.01.2003 | 1.01.2004 | 1.01.2005 | 1.01.2006 | 1.01.2007 | ||
Денежная база в широком определении | Млрд. руб. Ежегодный
рост, %
% к ВВП |
721,6
69,5 10,2 |
928,3
28,6 10,4 |
1232,6
32,8 11,4 |
1914,4
55,3 14,4 |
2386,3
24,7 14,2 |
2914,1
22,1 13,5 |
|
Денежная масса М2 | Млрд. руб. Ежегодный
рост, %
% к ВВП |
1444,3
64,2 16,2 |
1602,6
40,1 17,9 |
2134,4
33,2 19,7 |
3212,6
50,5 24,2 |
4363,3
35,8 26 |
6045,6
38,6 27,9 |
|
ВВП | Номинальный рост, % . Реальный рост, % | 53,3
9 |
26,6
5,1 |
21,1
4,7 |
22,6
7,3 |
26,7
7,2 |
29,1
6,4 |
|
Инфляция | %
Ежегодное снижение процента |
20,2
44,6 |
18,6
7,9 |
15,1
18,8 |
12
18,8 |
11,7
2,5 |
10,9
-- |
|
Источник. Гамза В. Денежно-кредитная политика: стабилизационный фонд и инфляция // Социально-консервативная идеология и приоритеты развития страны. М., 2006 г., с.19.
Начиная с 2001 г. Наблюдается
тенденция некоторого снижения темпов
роста денежных показателей. В течение
всего периода 2001-2006 гг. коэффициенты
монетизации были невысокими. Денежная
база в процентах к ВВП за этот
период выросла с 10,2% до 13,5%, а денежный
агрегат М2 - с 16,2% до 27,9%. Это существенно
ниже, чем в развитых странах. Так
что говорить об избыточности денег
в обращении нет никаких
К тому же между темпами роста денежной базы, денежной массы, ВВП и инфляции нет тесной корреляции. Так, в 2003 г. Количество денег в обращении увеличилось на 50,5%, ВВП вырос на 7,3%, а инфляция снизилась с 15,1% до 12%. В 2004 г., когда темп роста ВВП практически остался на прежнем уровне (7,2%), прирост денежной базы уменьшился в 2,2 раза, денежного агрегата М2 - на 10%, инфляции - всего лишь на 2,5%.
О том, что утверждение
А.Кудрина, будто основной фактор инфляции
в стране - рост бюджетных расходов
- не соответствует
Стратегической целью России является вхождение в перспективе в группу развитых стран. Отсюда целевые ориентиры по инфляции для России должны устанавливаться на базе данных по развитым странам. Таким образом, допустимый уровень инфляции для России должен составлять не 13% , а 8-9%.
В целом результаты
моделирования можно
Таблица 2 - Допустимые уровни инфляции для различных типов стран
Группа стран | Допустимый уровень инфляции с позиции эффективности соц.-эк. развития и не ухудшение качества жизни, в % | Предельный уровень инфляции, в % | |
Переходные | 13 | 16 | |
Развивающие | 4 | 10-12 | |
Развитые | 8 | 9,5-10,5 | |
Целевые ориентиры для России | 8 | 9,5-10,5 | |
Источник. Греков И.Е., Садков В.Г. Финансы и кредит // Влияние инфляционных процессов на конечные результаты общественного развития. №6, 2007 г., с. 8.
Вывод:
Основные показатели инфляции - уровень и динамика потребительских цен; все другие цены влияют на них через издержки производства. Сокращая номинальные и реальные доходы, инфляция тормозит экономический рост и отрицательно сказывается на уровне жизни населения. Все попытки заглушить ее пока оказываются тщетными.
Целью России является вхождение в перспективе в группу развитых стран.
Таким образом, допустимый уровень инфляции для России должен составлять не 13% , а 8-9%.
2.2 Антиинфляционные меры по защите уровня жизни населения России
Антиинфляционная политика -- макроэкономическая политика,
нацелена на стабилизацию общего уровня цен, смягчение инфляционной остроты.
Антиинфляционная политика осуществляется посредством стратегии и тактики, предусматривающих систему мер, связанных с борьбой с инфляционными процессами. Она может быть активной, направленной на ликвидацию причин, породивших инфляцию, и пассивной, которая представляет собой приспособление к условиям инфляции.
Перед правительством стоит главный вопрос: или ликвидировать инфляцию посредством радикальных мер, или адаптироваться к ней.
Для низкого роста цен Правительством РФ в 2005 г. Был принят план антиинфляционных мер:
· Ограничение роста цен и издержек естественных монополий;
· Ограничение роста тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства и повышение контроля за их издержками;
· Меры по увеличению предложения продовольственных товаров, повышению конкуренции на продовольственных рынках; сдерживание роста цен на нефтепродукты за счёт снижения налоговой нагрузки на нефтяной сектор и развитие конкурентных отношений;
· Проведение консервативной денежной политики;
· Обеспечение финансовой устойчивости, недопущение роста социальных расходов выше, чем предусмотрено в проекте бюджета 2006 г. и перспективном финансовом плане;
· Стимулирование спроса на деньги и создание условий для расширения частных инвестиций в финансовые инструменты.
Тем не менее по итогам 2006 г. Инфляция выйдет за установленные в начале года пределы и в лучшем случае составит 9,5-10%.
Уменьшение неравенства
населения по уровню жизни, устранения
бедности путём повышения минимальной
заработной платы до прожиточного минимума
снижают накал социального
Необходимыми условиями
для осуществления
· Создание эффективной
системы государственных
· Создание нормативно-правовой базы и обеспечение “прозрачности” формирования, распределения и использования Стабилизационного фонда РФ;
· Целевой характер государственного финансирования с жёстким контролем со стороны федеральных и региональных областей.
С помощью эффективных
антиинфляционных мер многим странам
удается более успешно, чем России,
регулировать динамику цен и длительное
время сохранять низкие показатели
инфляции. Государственно-
Различают монетарную и немонетарную инфляцию. Первая связана с нарушением закона денежного обращения, в соответствии с которым предложение денег, умноженное на скорость их обращения, должно примерно равняться произведению двух величин - физического объема выпущенной продукции (товаров и услуг) и цен на них. Суть классической монетарной инфляции заключается в том, что денег в обращении много, а товаров мало. Вторая возникает в связи с ростом цен, который определяется либо увеличением издержек производства, либо высоким уровнем монополизации рынков, либо картельными соглашениями и другими подобными процессами. Немонетарная инфляция - это результат низкой эффективности и слабой конкурентоспособности экономики.
В зависимости от причин и размеров инфляция по-разному влияет на экономику. Сравнительно низкая монетарная инфляция стимулирует экономический рост, так как величина предложения товаров и услуг при прочих равных условиях находится в прямой зависимости от уровня цен. Но если инфляция велика и измеряется двузначными цифрами, она существенно подавляет экономический рост, поскольку в этом случае обесцениваются сбережения, инвестиции, фиксированные доходы. В подобных условиях субъекты экономики теряют стимул как к увеличению предложения (росту производства), так и к повышению спроса.
Необходимо четкое
определение приоритетов