Уровень жизни населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 18:05, практическая работа

Описание работы

Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом политических дискуссий.

Работа содержит 1 файл

соц труда.docx

— 42.02 Кб (Скачать)

А. Белоусов, заместитель  министра экономического развития и  торговли РФ, приводит свой расчет структурных  показателей инфляции, согласно которому в 10,9% роста цен монетарная часть  в 2005 г. составляла всего 4,3%, остальные 6,6% - результат роста тарифов естественных и других монополий. Примерно те же соотношения характерны и для 2006 г. С учетом этих обстоятельств А.Белоусов считает, что главным инструментом борьбы с инфляцией должно стать  снижение сырьевой зависимости нашей  экономики, ее диверсификация, ибо причины  инфляции - не только в нарушении  денежного обращения, но и в структурном  несоответствии, и низкой эффективности  производства.

Таблица 1 - Соотношение темпов роста денежной базы, денежной массы, ВВП  и инфляции

 
Показатель 1.01.2001 1.01.2003 1.01.2004 1.01.2005 1.01.2006 1.01.2007  
Денежная  база в широком определении Млрд. руб. Ежегодный  рост, %

% к ВВП

721,6

69,5

10,2

928,3

28,6

10,4

1232,6

32,8

11,4

1914,4

55,3

14,4

2386,3

24,7

14,2

2914,1

22,1

13,5

 
Денежная  масса М2 Млрд. руб. Ежегодный  рост, %

% к ВВП

1444,3

64,2

16,2

1602,6

40,1

17,9

2134,4

33,2

19,7

3212,6

50,5

24,2

4363,3

35,8

26

6045,6

38,6

27,9

 
ВВП Номинальный рост, % . Реальный рост, % 53,3

9

26,6

5,1

21,1

4,7

22,6

7,3

26,7

7,2

29,1

6,4

 
Инфляция %

Ежегодное снижение процента

20,2

44,6

18,6

7,9

15,1

18,8

12

18,8

11,7

2,5

10,9

--

 
                 

Источник. Гамза В. Денежно-кредитная политика: стабилизационный фонд и инфляция // Социально-консервативная идеология и приоритеты развития страны. М., 2006 г., с.19.

Начиная с 2001 г. Наблюдается  тенденция некоторого снижения темпов роста денежных показателей. В течение  всего периода 2001-2006 гг. коэффициенты монетизации были невысокими. Денежная база в процентах к ВВП за этот период выросла с 10,2% до 13,5%, а денежный агрегат М2 - с 16,2% до 27,9%. Это существенно  ниже, чем в развитых странах. Так  что говорить об избыточности денег  в обращении нет никаких оснований.

К тому же между темпами  роста денежной базы, денежной массы, ВВП и инфляции нет тесной корреляции. Так, в 2003 г. Количество денег в обращении  увеличилось на 50,5%, ВВП вырос  на 7,3%, а инфляция снизилась с 15,1% до 12%. В 2004 г., когда темп роста ВВП  практически остался на прежнем  уровне (7,2%), прирост денежной базы уменьшился в 2,2 раза, денежного агрегата М2 - на 10%, инфляции - всего лишь на 2,5%.

О том, что утверждение  А.Кудрина, будто основной фактор инфляции в стране - рост бюджетных расходов - не соответствует действительности, свидетельствуют и расчеты депутата Госдумы РФ О.Дмитриевой. Доля этих расходов в ВВП постоянно снижается: с 32,5% в 2003 г. До 30,8% в 2004 г. И 29,2% в 2005 г. К тому же далеко не очевидно, что высокая инфляция является следствием избыточного спроса. Ведь спрос при данном уровне цен определяется прежде всего доходами. А реальные доходы населения выросли в 2005 г. На 9%, в 2006 г. - на 11,5%. Если к ним добавить начавший оживать спрос на потребительские и ипотечные кредиты, то даже в этом случае потребительский спрос вряд ли можно оценить как избыточный. С учетом того, что по показателю качества жизни Россия занимает 151-е место в мире, в данном случае можно говорить скорее о больших масштабах неудовлетворенных потребностей, чем об избыточном потребительском спросе. Отсюда - вывод: снижать инфляционное давление на экономику следует, не ограничивая потребительский спрос, а увеличивая предложение товаров и повышая их качество.

Стратегической целью  России является вхождение в перспективе  в группу развитых стран. Отсюда целевые  ориентиры по инфляции для России должны устанавливаться на базе данных по развитым странам. Таким образом, допустимый уровень инфляции для  России должен составлять не 13% , а 8-9%.

В целом результаты моделирования можно представить  в виде таблицы допустимых и предельных уровней инфляции для различных  типов стран:

Таблица 2 - Допустимые уровни инфляции для различных  типов стран

 
Группа  стран Допустимый уровень  инфляции с позиции эффективности  соц.-эк. развития и не ухудшение  качества жизни, в % Предельный уровень  инфляции, в %  
Переходные 13 16  
Развивающие 4 10-12  
Развитые  8 9,5-10,5  
Целевые ориентиры  для России 8 9,5-10,5  
       

Источник. Греков И.Е., Садков В.Г. Финансы и кредит // Влияние  инфляционных процессов на конечные результаты общественного развития. №6, 2007 г., с. 8.

Вывод:

Основные показатели инфляции - уровень и динамика потребительских  цен; все другие цены влияют на них  через издержки производства. Сокращая номинальные и реальные доходы, инфляция тормозит экономический рост и отрицательно сказывается на уровне жизни населения. Все попытки заглушить ее пока оказываются тщетными.

Целью России является вхождение в перспективе в  группу развитых стран.

Таким образом, допустимый уровень инфляции для России должен составлять не 13% , а 8-9%.

2.2 Антиинфляционные  меры по защите  уровня жизни населения  России

Антиинфляционная  политика -- макроэкономическая политика,

нацелена на стабилизацию общего уровня цен, смягчение инфляционной остроты.

Антиинфляционная  политика осуществляется посредством  стратегии и тактики, предусматривающих  систему мер, связанных с борьбой  с инфляционными процессами. Она  может быть активной, направленной на ликвидацию причин, породивших инфляцию, и пассивной, которая представляет собой приспособление к условиям инфляции.

Перед правительством стоит главный вопрос: или ликвидировать  инфляцию посредством радикальных  мер, или адаптироваться к ней.

Для низкого роста  цен Правительством РФ в 2005 г. Был  принят план антиинфляционных мер:

· Ограничение роста  цен и издержек естественных монополий;

· Ограничение роста  тарифов на услуги жилищно-коммунального  хозяйства и повышение контроля за их издержками;

· Меры по увеличению предложения продовольственных  товаров, повышению конкуренции  на продовольственных рынках; сдерживание  роста цен на нефтепродукты за счёт снижения налоговой нагрузки на нефтяной сектор и развитие конкурентных отношений;

· Проведение консервативной денежной политики;

· Обеспечение финансовой устойчивости, недопущение роста  социальных расходов выше, чем предусмотрено  в проекте бюджета 2006 г. и перспективном  финансовом плане;

· Стимулирование спроса на деньги и создание условий для  расширения частных инвестиций в  финансовые инструменты.

Тем не менее по итогам 2006 г. Инфляция выйдет за установленные  в начале года пределы и в лучшем случае составит 9,5-10%.

Уменьшение неравенства  населения по уровню жизни, устранения бедности путём повышения минимальной  заработной платы до прожиточного минимума снижают накал социального конфликта.

Необходимыми условиями  для осуществления безинфляционного финансирования экономики также  является:

· Создание эффективной  системы государственных закупок, т.е. ужесточение контроля за их проведением, повышение ответственности и  борьба с системой “откатов”;

· Создание нормативно-правовой базы и обеспечение “прозрачности” формирования, распределения и использования  Стабилизационного фонда РФ;

· Целевой характер государственного финансирования с  жёстким контролем со стороны  федеральных и региональных областей.

С помощью эффективных  антиинфляционных мер многим странам  удается более успешно, чем России, регулировать динамику цен и длительное время сохранять низкие показатели инфляции. Государственно-монополистическая  система располагает достаточно сложной многослойной социально-экономической  инфраструктурой, позволяющей оценивать  основные факторы, обусловливающие инфляционные процессы, и в той или иной степени влиять на них. Эти факторы, их сила и соотношение в рыночной экономике постоянно меняются и соответственно должен меняться набор средств преодоления чрезмерной инфляции и ее отрицательных последствий. Сам же выбор наиболее эффективных средств зависит от характера инфляции.

Различают монетарную и немонетарную инфляцию. Первая связана  с нарушением закона денежного обращения, в соответствии с которым предложение  денег, умноженное на скорость их обращения, должно примерно равняться произведению двух величин - физического объема выпущенной продукции (товаров и услуг) и  цен на них. Суть классической монетарной инфляции заключается в том, что  денег в обращении много, а товаров мало. Вторая возникает в связи с ростом цен, который определяется либо увеличением издержек производства, либо высоким уровнем монополизации рынков, либо картельными соглашениями и другими подобными процессами. Немонетарная инфляция - это результат низкой эффективности и слабой конкурентоспособности экономики.

В зависимости от причин и размеров инфляция по-разному  влияет на экономику. Сравнительно низкая монетарная инфляция стимулирует экономический  рост, так как величина предложения  товаров и услуг при прочих равных условиях находится в прямой зависимости от уровня цен. Но если инфляция велика и измеряется двузначными  цифрами, она существенно подавляет  экономический рост, поскольку в  этом случае обесцениваются сбережения, инвестиции, фиксированные доходы. В подобных условиях субъекты экономики  теряют стимул как к увеличению предложения (росту производства), так и к  повышению спроса.

Необходимо четкое определение приоритетов экономической  политики в целях укрепления позиций  России, а также выяснение того, является ли контроль над инфляцией  самоцелью, или это ступень к  решению каких-то более глубоких задач. В качестве целевого ориентира  инфляции должен устанавливаться научно обоснованный оптимально допустимый уровень, который не наносит ущерб экономическому росту и общественному воспроизводству (или несет минимальные издержки), но в то же время позволяет поднимать низкие доходы граждан, повышать в целом качество жизни в стране.

Информация о работе Уровень жизни населения