Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 19:54, реферат
Решение задач повышения эффективности деятельности муниципальных учреждений в сфере оказания социально-экономических услуг требует новых подходов к раскрытию особенностей управления данной системой, определению параметров эффективности ее функционирования, оптимизации процесса исполнения муниципальными учреждениями функций по оказанию гражданам пожилого возраста соответствующих услуг.
Для решения поставленных
задач использовалась комплексная
методика исследования, включающая в
себя: общетеоретические методы научного
познания (анализ, синтез, аналогия, сравнение
и сопоставление, обобщение, классификация,
систематизация); общепедагогические
методы (анализ литературных источников
и документов, биографический метод,
беседа, интервью, анкетирование, тестирование,
наблюдение, изучение результатов деятельности,
обобщение практического опыта)
Опытно-экспериментальной базой исследования являлось Муниципальное учреждение Центр социальной помощи семье и детям «Дом Милосердия».
Диссертация является итогом
исследовательской и
На первом этапе (1999-2000 гг.)
осуществлялся анализ философской,
социологической, психолого-педагогической
литературы по проблеме исследования,
опыта применения технологий социально-педагогической
Л.поддержки; определены методология
и методика исследования, его научный
аппарат; велось накопление эмпирического
материала путем обобщения
На втором этапе (2001-2002 гг.)
были сформулированы основные положения,
определяющие теоретические и
На третьем этапе (2003-2004
гг.) были подведены итоги опытно-
Научная новизна исследования:
- выявлена сущность и специфика социально-педагогической работы с пожилыми людьми как совокупность мер по обеспечению условий позитивной социализации личности;
- уточнена роль
- раскрыт потенциал технологий
социально-педагогической
- разработана модель социально-
- выявлены и научно
обоснованы условия,
Теоретическая значимость: результаты исследования раскрывают содержание социально-педагогической работы с пожилыми людьми; научно обосновывают условия реализации технологий социально-педагогической поддержки пожилых людей; конкретизируют возможности технологического подхода в социально-педагогической поддержке, разработана технология образования пожилых как средство их поддержки и активизации.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы могут быть использованы при проектировании технологий социально-педагогической поддержки в геронтологических службах, при разработке спецкурсов в процессе подготовки специалистов социальной работы-геронтологов, социальных педагогов, а также в системе повышения квалификации специалистов социальной сферы.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Социально-педагогическая
поддержка пожилых людей - это
процесс, обеспечивающий
2. Технология социально-
3. Потенциал технологий
социально-педагогической
Выделено два уровня технологий
социально-педагогической поддержки:
институциональный и личностно-
Технологии социально-
доброжелательность; безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства); геронтологическом и межпоколенного подхода.
Частными технологиями социально-педагогической поддержки пожилых в учреждении социальной защиты населения выступают: социальная помощь, реабилитация, адаптация, профилактика, консультирование, терапия, образование.
4. Образование пожилых
как технология социально-
5. Педагогическими условиями эффективности реализации модели социально-педагогической поддержки пожилых в учреждениях социальной защиты населения являются:
- целеполагание с учетом
специфики социально-
- внедрение технологий, ориентированных на активизацию клиентов;
- использование образовательных
программ, направленных на повышение
социальной компетентности
Апробация и внедрение результатов исследования. Ход и результаты исследования неоднократно обсуждались на заседаниях кафедры социальной работы Института педагогики и социальной работы Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина. Основные идеи исследования получили одобрение на международных научно-практических конференциях: «Исследовательская деятельность в социальной сфере и подготовка к ней в системе высшего образования» (Тамбов - Терре-Хот (США), 2001), «Современные технологии в социальной работе и вузовской подготовке специалистов социальной сферы» (Тамбов - Москва - Терре-Хот (США), 2002), «Социальное партнерство трех секторов общества как фактор совершенствования системы социальной защиты населения» (Тамбов - Терре-Хот (США), 2003); ежегодных вузовских научно-методических конференциях (Тамбов, 2001,2002,2003,2004).