Управление системой оказания социально-экономических услуг гражданам пожилого возраста в условиях муниципального учреждения

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 19:54, реферат

Описание работы

Решение задач повышения эффективности деятельности муниципальных учреждений в сфере оказания социально-экономических услуг требует новых подходов к раскрытию особенностей управления данной системой, определению параметров эффективности ее функционирования, оптимизации процесса исполнения муниципальными учреждениями функций по оказанию гражданам пожилого возраста соответствующих услуг.

Работа содержит 1 файл

аппарат 1.docx

— 27.95 Кб (Скачать)

 

Для решения поставленных задач использовалась комплексная  методика исследования, включающая в  себя: общетеоретические методы научного познания (анализ, синтез, аналогия, сравнение  и сопоставление, обобщение, классификация, систематизация); общепедагогические методы (анализ литературных источников и документов, биографический метод, беседа, интервью, анкетирование, тестирование, наблюдение, изучение результатов деятельности, обобщение практического опыта); опытно-экспериментальная работа; количественный и качественный анализ полученных результатов.

 

Опытно-экспериментальной  базой исследования являлось Муниципальное  учреждение Центр социальной помощи семье и детям «Дом Милосердия».

 

Диссертация является итогом исследовательской и организационно-педагогической деятельности автора продолжительностью 5 лет, в которой можно выделить три взаимосвязанных этапа:

 

На первом этапе (1999-2000 гг.) осуществлялся анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, опыта применения технологий социально-педагогической Л.поддержки; определены методология  и методика исследования, его научный  аппарат; велось накопление эмпирического  материала путем обобщения опыта  деятельности специалистов социальной работы с пожилыми людьми; разрабатывался и проводился констатирующий эксперимент  на базе «Дома Милосердия».

 

На втором этапе (2001-2002 гг.) были сформулированы основные положения, определяющие теоретические и методологические основы технологий социально-педагогической поддержки пожилых людей, ориентированных  на усиление их социальной активности, определены структура и содержание данных технологий; разработана модель социально-педагогической поддержки  пожилых в муниципальном учреждении социальной защиты населения, определены условия эффективности ее реализации и осуществлен формирующий эксперимент.

 

На третьем этапе (2003-2004 гг.) были подведены итоги опытно-экспериментальной  работы, обобщен материал исследования, проанализирован ее результат, уточнены теоретические выводы, оформлен текст  диссертации.

 

Научная новизна исследования:

 

- выявлена сущность и специфика социально-педагогической работы с пожилыми людьми как совокупность мер по обеспечению условий позитивной социализации личности;

 

- уточнена роль технологического  подхода в обеспечении качественного  результата социально-педагогической  поддержки пожилых людей;

 

- раскрыт потенциал технологий  социально-педагогической поддержки  пожилых людей как средства  их активизации в решении собственных  проблем;

 

- разработана модель социально-педагогической  поддержки пожилых людей в  муниципальном учреждении социальной  защиты населения, обеспечивающая  активизацию личности;

 

- выявлены и научно  обоснованы условия, способствующие  эффективности реализации модели  социально-педагогической поддержки  пожилых людей в учреждениях  социальной защиты населения.

 

Теоретическая значимость: результаты исследования раскрывают содержание социально-педагогической работы с  пожилыми людьми; научно обосновывают условия реализации технологий социально-педагогической поддержки пожилых людей; конкретизируют возможности технологического подхода  в социально-педагогической поддержке, разработана технология образования  пожилых как средство их поддержки  и активизации.

 

Практическая значимость исследования состоит в том, что  содержащиеся в нем теоретические  положения и выводы могут быть использованы при проектировании технологий социально-педагогической поддержки  в геронтологических службах, при  разработке спецкурсов в процессе подготовки специалистов социальной работы-геронтологов, социальных педагогов, а также в  системе повышения квалификации специалистов социальной сферы.

 

На защиту выносятся следующие  положения:

 

1. Социально-педагогическая  поддержка пожилых людей - это  процесс, обеспечивающий создание  условий для позитивной социализации  личности в данном возрасте, включающий: организацию социального опыта,  образование, индивидуальную помощь  и тем самым активизирующий  собственные возможности человека  в решении социальных проблем.

 

2. Технология социально-педагогической  поддержки пожилых рассматривается  как комплекс методов и средств профессиональной и непрофессиональной деятельности, направленной на усиление субъектности пожилого человека, предполагающей способность к решению собственных социальных проблем и активность во взаимодействии со средой.

 

3. Потенциал технологий  социально-педагогической поддержки  пожилых в учреждениях социальной  защиты населения заключается  в совокупности возможностей  удовлетворения их потребностей  в защищенности, в полноценном  социальном функционировании, а  также в активизации их жизненных  сил.

 

Выделено два уровня технологий социально-педагогической поддержки: институциональный и личностно-ориентированный.

 

Технологии социально-педагогической поддержки пожилых основываются на следующих принципах: социотехнологических (концептуальность, системность, управляемость, эффективность, воспроизводимость, гумани-стичность, открытость, партнерство); этических (согласие на помощь и поддержку; опора на позитивные личные силы и потенциальные возможности личности; сотрудничество, содействие, соучастие; конфиденциальность;

 

доброжелательность; безопасность, защита здоровья, прав, человеческого  достоинства); геронтологическом и межпоколенного подхода.

 

Частными технологиями социально-педагогической поддержки пожилых в учреждении социальной защиты населения выступают: социальная помощь, реабилитация, адаптация, профилактика, консультирование, терапия, образование.

 

4. Образование пожилых  как технология социально-педагогической  поддержки пожилых людей призвано  удовлетворить их ожидания, социокультурные  потребности и является ценностью,  имеющей личностный эффект (участие  в образовательном процессе делает  жизнь человека более наполненной,  разнообразной и интересной, позволяет  избежать социальной изоляции, расширяет социальные отношения, обеспечивает чувство необходимости, включенности в социальную деятельность).

 

5. Педагогическими условиями эффективности реализации модели социально-педагогической поддержки пожилых в учреждениях социальной защиты населения являются:

 

- целеполагание с учетом  специфики социально-педагогической  работы с пожилыми людьми как  субъектами социализации;

 

- внедрение технологий, ориентированных  на активизацию клиентов;

 

- использование образовательных  программ, направленных на повышение  социальной компетентности клиентов.

 

Апробация и внедрение  результатов исследования. Ход и  результаты исследования неоднократно обсуждались на заседаниях кафедры  социальной работы Института педагогики и социальной работы Тамбовского  государственного университета имени  Г.Р. Державина. Основные идеи исследования получили одобрение на международных  научно-практических конференциях: «Исследовательская деятельность в социальной сфере и подготовка к ней в системе высшего образования» (Тамбов - Терре-Хот (США), 2001), «Современные технологии в социальной работе и вузовской подготовке специалистов социальной сферы» (Тамбов - Москва - Терре-Хот (США), 2002), «Социальное партнерство трех секторов общества как фактор совершенствования системы социальной защиты населения» (Тамбов - Терре-Хот (США), 2003); ежегодных вузовских научно-методических конференциях (Тамбов, 2001,2002,2003,2004).


Информация о работе Управление системой оказания социально-экономических услуг гражданам пожилого возраста в условиях муниципального учреждения