Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 18:19, реферат
Основой любой организации являются люди (коллектив), и без их функционирование организации невозможно. Трудовой коллектив - формальная (формализированная) общность людей, объединенных совместной деятельностью для достижения определенных целей (производство продукции, ремонт зданий, научные изыскания). Совокупность объектных условий, в которых оказываются люди в процессе совместной деятельности, предопределяет и ограничивает способы их взаимодействия. Количество потребностей, которые могут быть удовлетворены в общении, также оказывается ограниченным сложившимися обстоятельствами.
Содержание
Введение.......................................................................................................3
1. Сущность конфликта...............................................................................5
2. Причины возникновения конфликта в организации..............................8
3. Управление конфликтом........................................................................12
4. Особенности управления конфликтами.................................................17
Заключение.................................................................................................22
Список использованной литературы.........................................................23
Так или иначе, но в данном варианте субъект добровольно уступает победу оппоненту.
3. Конкуренция, соперничество.
Данная форма поведения в
Для данного варианта характерна максимальная мобилизация доступных средств, высокое эмоционально-волевое напряжение. Именно при таких действиях встречается борьба «не на жизнь, а на смерть» и здесь же чаще всего наблюдается отступление от правил «честной игры».
4. Компромисс. Такое решение
проблемы имеет место, когда
субъект умерив уровень своих
притязаний, идет навстречу интересам
оппонента, тем самым он
В трех последних формах поведения: приспособление, конкуренция и компромисс, сумма выигрышей равна сумме проигрышей, т.е. интересы побеждающего, целиком удовлетворяются за счет интересов проигрывающего (или добровольно уступающего).
5. Сотрудничество. В данном
варианте поведения при
Предупреждение конфликта в организации предполагает умение управлять процессом разрешения конфликтной ситуации до перерастания ее в открытое противоборство.
Управление конфликтом - это способность руководителя увидеть конфликтную ситуацию, осмыслить ее и осуществить направляющие действия по ее разрешению5.
Управление конфликтом как
сфера управленческой деятельности
имеет следующие различные
1) восприятие конфликта и первичная оценка ситуации;
2) исследование конфликта и поиск его причин;
3) поиск путей разрешения конфликта;
4) осуществление организационных мер.
Конфликт в организации практически всегда виден, так как имеет определенные и внешние проявления: высокий уровень напряженности в коллективе; снижение работоспособности; ухудшение производственных и финансовых показателей; изменение взаимоотношений с поставщиками и покупателями и др.
Следует учитывать то, что объективный уровень конфликта и его восприятие должны быть адекватными, иначе могут возникать:
* псевдоконфликты (реально не существующие конфликты);
* переоценка или недооценка значимости конфликта;
* невосприятие, игнорирование существующего конфликта.
Исследование конфликта и поиск его причин.
Это следующая важная стадия управления конфликтом в организации. Любым практическим действиям предшествует анализ конфликтной ситуации, который предполагает:
1) выявление сути противоречия,
установление не только повода,
но и причины, которая нередко
маскируется участниками
2) выяснение интересов
и целей участников, их позиций
(ибо могут быть цели не
3) оценка возможных исходов и последствий противоборства, альтернативных вариантов достижения цели;
4) поиск точек соприкосновения,
общих целей и интересов
Стадии поиска разрешения конфликта6 предполагает:
1) полное прекращение
конфронтации и взаимное
2) достижение компромисса - частичное удовлетворение притязаний обоих сторон, взаимные уступки. Такой исход приводит к взаимному выигрышу;
3) разрешение конфликта
на деловой, принципиальной
путем удовлетворения объективных требований, претензий сторон или путем разоблачения несостоятельности предъявляемых претензий, наказания участников конфликта;
4) механическое прекращение
конфликта (расформирование
В заключение отметим, что в организации весьма важно стремиться к быстрому и полному разрешению конфликтов, иначе они могут стать перманентными. Немаловажное значение при этом имеет создание благоприятной атмосферы труда, доброжелательных межличностных отношений членов коллектива в процессе трудовой деятельности, умение отличать причины от поводов, выбирать наиболее верные способы разрешения конфликтов. Это одна из первейших задач руководителя организации. Ведь эффективно управлять - это в том числе и умение создавать такую обстановку, в которой с минимальными издержками реализовывались бы поставленные перед организацией задачи.
Заключение
В своей работе я рассмотрел специфику конфликтов на различных уровнях социальной системы. Из чего я сделал выводы: конфликт необходим, где бы он не возникал. В представлениях многих людей конфликты ассоциируются с сугубо отрицательными явлениями: войнами и революциями, междоусобицами и скандалами. Поэтому, как правило, конфликт представляется как явление нежелательное и вредное. На самом же деле это не всегда так. Последствия конфликта могут быть как отрицательными, так и положительными.
Для объяснения функций социального конфликта следует обратиться прежде всего к самому понятию «функция». В общественных науках функция (от лат. functio - совершение, исполнение) означает значение и роль, которую определенный социальный институт или частный социальный процесс выполняет относительно потребностей социальной системы более высокого уровня организации или интересов составляющих ее общностей, социальных групп и индивидов. В соответствии с этим под функцией конфликта мы будем понимать ту роль, которую выполняет конфликт по отношению к обществу и его различным структурным образованиям: социальным группам, организациям и индивидам.
Список использованной литературы
1. Дмитриев А. В., Кудрявцев В. Н., Кудрявцев С. В. Введение в общую теорию конфликтов. - М., 1993. - С. 212
2. Здравомыслов А. Г., Социология конфликта: Учебное пособие для студентов ВУЗов, 3-изд. доп и пер. - М.: Аспект-Пресс, 1996. - 317 с.
3. Ильин В. И. Структура конфликта в организации. // Социальный конфликт 1999. - С. 295
4. Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации.- М.: Инфра-М, 1996. - С. 256
5. Смирнов Г.Л. Советский человек: Формирование социалистического типа личности. - М., 1973. - С. 424
6. Щербак В. Е. Конфликтные ситуации на предприятии // ЭКО,
1999. - С. 168
7. http://www.pragmatist.ru/
8. http://www.i-u.ru/biblio/
1 Смирнов Г.Л. Советский человек: Формирование социалистического типа личности. - М.,
1973. - С. 53
2 Здравомыслов А. Г. Социология конфликта: Учебное пособие для студентов ВУЗов, 3-изд. доп и пер. - М.: Аспект-Пресс, 1996. - С. 117.
3 http://www.pragmatist.ru/
4 http://www.i-u.ru/biblio/
5 Щербак В. Е.. Конфликтные ситуации на предприятии // ЭКО, 1999, № 11. - С. 162.
6 Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации.- М.: Инфра-М,
1996. - С. 121.