Учение о методе Э. Дюркгейма

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 13:28, контрольная работа

Описание работы

Цель нашей работы – характеристика основных положений социологической теории Э. Дюркгейма. Мы рассмотрим его учение о методе, выделим особенности его «социологизма», раскроем основное содержание его теории – поиск социальной солидарности и коснемся понятия «аномии», введенного Дюркгеймом и актуального для современного российского общества.

Содержание

Введение 3
1.Учение о методе Э. Дюркгейма и концепция социального факта. Особенности «социологизма» Э. Дюркгейма. 4
2. Основное содержание социологической теории Э. Дюркгейма – поиск социальной солидарности. Нормальное и патологическое в развитии общества. 7
3.Понятие аномии как кризисного состояния общества и нарушения его ценностно-нормативной структуры. 12
Заключение 17
Список использованной литературы 19

Работа содержит 1 файл

799 КОНТР Сциология.doc

— 108.00 Кб (Скачать)

     Социальное  здоровье, по Дюркгейму, заключается  в нормальном развитии жизненных  сил индивида, коллектива или общества, в их способности адаптироваться к условиям среды и использовать ее для своего развития. Это дает им «шансы на долгую жизнь». То, что способствует развитию общества и благосостоянию людей, должно быть признано полезным и необходимым. Болезнь общества может зародиться в любой его сфере. Если же оно больно целиком, лечить его надо комплексно.

     Дюркгейм  был вынужден признать, что и в  сложных обществах, основанных на разделении труда, встречаются всевозможные социальные патологии, связанные с потерей органической солидарности. Изучая эти явления, он разработал теорию социальной аномии, которая давала научное объяснение процессам социальной дезорганизации.

  1. Понятие аномии как кризисного состояния общества и нарушения его ценностно-нормативной структуры.
 

     Под термином «аномия» (буквально «беззаконие») Дюркгейм понимал отсутствие четкой системы социальных ценностей и норм, регулирующих поведение людей. Подобное явление характерно для переходных и кризисных периодов жизни, когда старые ценности и нормы перестают действовать, а новые еще не утвердились.

     Таким образом, аномия свойственна трансформирующемуся типу общества, осуществляющему переход от традиционного к индустриальному состоянию, когда резко меняются структура, иные свойства и характеристики социума. Сегментарная модель традиционного общества с немногочисленным набором ясных, однозначно трактуемых норм и предписаний уступает место целостному социуму, в котором индивиду не так просто среди совокупности подчас противоречащих и многочисленных образцов и стандартов поведения, действия выявить достойные повторения. «Функциональное разнообразие влечет за собой моральное, - отмечает Дюркгейм, - которое ничто не может предупредить; одно неизбежно возрастает вместе с другим… Коллективные чувства все более бессильны сдерживать центробежные тенденции, которые, как думают, порождаются разделением труда,… эти тенденции увеличиваются по мере усиления разделения труда, а с другой стороны – сами коллективные чувства в то же время ослабевают»10.

     Именно  упадок в новых условиях этих коллективных представлений, действующих как объективные социальные факты, ослабление и индивидуального осознания приобщенности к тем нормам, которые были свойственны замкнутой корпорации, и уничтожаются самим переходом к обществу промышленного типа, и означают наступление аномии.

Развернутое обоснование концепция социальной аномии получила в работе Дюркгейма  «Самоубийство», где на большом статическом материале прослеживалась динамика самоубийств в европейских странах в зависимости от различных социальных факторов. В этой книге Дюркгейм предложил термин "аномия" для обозначения одного из важнейших факторов, способствующих росту самоубийств.

     Аномия - это состояние, вследствие разрушения системы общественных норм и ценностей. В "Самоубийстве" Дюркгейм проследил взаимосвязь между социальными фактами и различиями в показателях самоубийств между группами, регионами, странами и разными категориями людей.

     Он выделил следующие типы самоубийств:

    Эгоистическое самоубийство - намеренный разрыв человеком своих социальных связей.

      Альтруистическое самоубийство - возникает вследствие абсолютной интеграции индивида в социальную среду. Например, капитан, который согласно кодексу чести, в случае кораблекрушения должен потонуть вместе с кораблем.

     Аномическое самоубийство - самоубийство, связанное с потерей ценностной системы в обществе.

     Аномия - продукт неполноты перехода от механической к органической солидарности, ибо объективная база последней - общественное разделение труда - прогрессирует быстрее, чем находит моральную опору в коллективном сознании. Постоянно воспроизводится необходимое условие аномии - расхождение между двумя рядами социально порождаемых явлений: потребностями, интересами и возможностями их удовлетворения.     Предпосылкой цельной, неаномической личности, по Дюркгейму, является устойчивое и сплоченное общество. Иерархическое традиционное общество (например, феодальное) было устойчивым, так как ставило специфические цели разным социальным слоям и позволяло каждому ощущать свою жизнь осмысленной внутри узкого замкнутого слоя. Ход общественной эволюции порождает двойственный процесс: увеличивает "индивидуацию" и одновременно подрывает силу коллективного надзора, твердые моральные границы, характерные для старого времени. Степень свободы личности от традиций, коллективных нравов и предрассудков, возможности личного выбора занятий и способов действия резко расширяются.

     Но  относительно свободная нормативная  структура индустриального общества больше не определяет жизнедеятельность людей и начинает воспроизводить аномию в смысле отсутствия твердых жизненных целей, норм и образцов поведения. Это ставит многих в неопределенное социальное положение, лишает коллективной солидарности, чувства связи с конкретной группой и со всем обществом, что ведет к росту в нем отклоняющегося и саморазрушительного поведения. Особой концентрации аномия достигает в экономической жизни как сфере постоянных перемен и личного расчета, где свободным рынком, конкуренцией и т.п. наиболее полно разбиты традиционные ограничения, но еще не окрепла новая мораль индивидуализма, адекватная современному обществу. В этой сфере аномия из "патологического" стала почти "нормальным" явлением. Одна из главных социально-исторических причин аномии - уничтожение или утрата прежних функций институтами и группами, промежуточными между индивидом и государством. Выявляется психологический парадокс: человек чувствует себя более защищенным и свободным в жесткой закрытой системе с малым выбором занятий и ограниченными возможностями социального продвижения, чем в условиях неопределенности, в подвижной открытой системе с универсальными нормами, формально равными для всех. Тем не менее, путь ослабления аномии - не в искусственной реставрации патриархально-репрессивной дисциплины традиционных институтов, а в дальнейшем развитии либерального "морального индивидуализма" новых профессиональных групп, свободных от средневековой замкнутости, но способных взять на себя функции нравственного контроля и защиты своих членов перед лицом государства. Касательно человеческого поведения дюркгеймово понятие аномия включает два аспекта: один относится к обеспеченности действия определенными целями, другой - к тому, насколько эти цели реализуемы (они могут быть ясны, но недоступны).

     В.В. Кривошеев выделяет следующие специфические черты проявления аномии в современном российском обществе.

     Во-первых, аномия российского социума реально  проявляется в условиях перехода общества от некоего целостного состояния  к фрагментарному, атомизированному (т.е. приосходит в условиях, противоположных тем, которые исследовал Дюркгейм).

     Во-вторых, специфика аномии российского общества состоит в его небывалой криминальной насыщенности. Аномия в решающей мере выступает в наших отечественных  условиях в форме криминализации социума. Разумеется, любое нарушение моральной и правовой регуляции вызывает нарастание числа преступных поведенческих актов индивидов.

     В-третьих, особенность аномии российского  общества заключается в том, что  в связи с перестройкой, переходом  к рыночной экономике, сопровождающейся невероятно быстрой сменой ценностей, оказалось дезориентированным всё население страны. Тех, кто обладал молниеносной реакцией, «выбросило наверх», остальные – и их подавляющее большинство – с «запоздавшей» реакцией, оказались в ситуации раскола, разрушения их жизненных ориентиров, они были вынуждены в кратчайшие сроки переосмыслить всю систему жизненных ценностей.

     Одним из наиболее серьёзных и опасных  последствий аномии можно назвать  проблему разрыва поколений. Мировоззрение, принципы, взгляды на мир и место в нем человека у представителей различных поколений всегда различались. Так, например, молодежь представляет собой группу, которая только ещё находится в состоянии формирования ценностей, идеалов, осваивает существующие в обществе традиции, обычаи. В какой-то степени данная когорта всегда аномична, поскольку пока ещё не выработала устойчивой иерархии норм и ценностей. В ситуации, когда само общество безнормно, ориентация молодёжи в существующей системе становится вдвойне проблематичной. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

 

     Итак, мы охарактеризовали основные положения социологической теории Э. Дюркгейма, который заложил основы функционального подхода к изучению общества, разработал не только общую теорию и методологию социологического исследования, но и его конкретные методы, правила и процедуры.

     Мы  увидели, что главный принцип методологии Дюркгейма заключен в его знаменитом афоризме: «Социальные факты нужно рассматривать как вещи»11, - что означает установку на изучение социальных явлений не путем интроспекции, а извне, через их внешним образом фиксируемые признаки, как это происходит с изучением объектов природного мира.

     Объект  социологии, по Дюркгейму, - социальная реальность; она включена в универсальный природный порядок и так же фундаментальна и «прочна», как и другие виды природной реальности, поэтому подобно им она не поддается произвольному манипулированию. Обосновывая самостоятельность социологии, ее особое место в системе наук, он доказывал специфичность социальной реальности и ее несводимость к биопсихической реальности, воплощенной в индивидах.

       Введенный Дюркгеймом в научный оборот термин «аномия» позволяет дать объяснение дефектов социальных норм и причин отклоняющегося поведения.

 

Список использованной литературы

 
  1. Гофман А. Б.Семь лекций по истории. - М.: Книжный дом «Университет», 2001. - 216 с.
  2. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение.- М.: Канон, 1995.- 352 с.
  3. Кривошеев В.В. Особенности аномии в современном российском обществе  // Социологические исследования. - М., 2004. N 3.- С.93-97.
  4. Кухарчук Д. Социология. Конспект лекций.- Юрайт, 2010.- 192 с.
  5. Социология/ Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 407 с.
  6. Социология: Энциклопедия/ Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко.- Мн.: Книжный Дом, 2003.- 1312 с.

Информация о работе Учение о методе Э. Дюркгейма