Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 13:28, контрольная работа
Цель нашей работы – характеристика основных положений социологической теории Э. Дюркгейма. Мы рассмотрим его учение о методе, выделим особенности его «социологизма», раскроем основное содержание его теории – поиск социальной солидарности и коснемся понятия «аномии», введенного Дюркгеймом и актуального для современного российского общества.
Введение 3
1.Учение о методе Э. Дюркгейма и концепция социального факта. Особенности «социологизма» Э. Дюркгейма. 4
2. Основное содержание социологической теории Э. Дюркгейма – поиск социальной солидарности. Нормальное и патологическое в развитии общества. 7
3.Понятие аномии как кризисного состояния общества и нарушения его ценностно-нормативной структуры. 12
Заключение 17
Список использованной литературы 19
Социальное здоровье, по Дюркгейму, заключается в нормальном развитии жизненных сил индивида, коллектива или общества, в их способности адаптироваться к условиям среды и использовать ее для своего развития. Это дает им «шансы на долгую жизнь». То, что способствует развитию общества и благосостоянию людей, должно быть признано полезным и необходимым. Болезнь общества может зародиться в любой его сфере. Если же оно больно целиком, лечить его надо комплексно.
Дюркгейм был вынужден признать, что и в сложных обществах, основанных на разделении труда, встречаются всевозможные социальные патологии, связанные с потерей органической солидарности. Изучая эти явления, он разработал теорию социальной аномии, которая давала научное объяснение процессам социальной дезорганизации.
Под термином «аномия» (буквально «беззаконие») Дюркгейм понимал отсутствие четкой системы социальных ценностей и норм, регулирующих поведение людей. Подобное явление характерно для переходных и кризисных периодов жизни, когда старые ценности и нормы перестают действовать, а новые еще не утвердились.
Таким образом, аномия свойственна трансформирующемуся типу общества, осуществляющему переход от традиционного к индустриальному состоянию, когда резко меняются структура, иные свойства и характеристики социума. Сегментарная модель традиционного общества с немногочисленным набором ясных, однозначно трактуемых норм и предписаний уступает место целостному социуму, в котором индивиду не так просто среди совокупности подчас противоречащих и многочисленных образцов и стандартов поведения, действия выявить достойные повторения. «Функциональное разнообразие влечет за собой моральное, - отмечает Дюркгейм, - которое ничто не может предупредить; одно неизбежно возрастает вместе с другим… Коллективные чувства все более бессильны сдерживать центробежные тенденции, которые, как думают, порождаются разделением труда,… эти тенденции увеличиваются по мере усиления разделения труда, а с другой стороны – сами коллективные чувства в то же время ослабевают»10.
Именно упадок в новых условиях этих коллективных представлений, действующих как объективные социальные факты, ослабление и индивидуального осознания приобщенности к тем нормам, которые были свойственны замкнутой корпорации, и уничтожаются самим переходом к обществу промышленного типа, и означают наступление аномии.
Развернутое
обоснование концепция
Аномия - это состояние, вследствие разрушения системы общественных норм и ценностей. В "Самоубийстве" Дюркгейм проследил взаимосвязь между социальными фактами и различиями в показателях самоубийств между группами, регионами, странами и разными категориями людей.
Он выделил следующие типы самоубийств:
Эгоистическое самоубийство - намеренный разрыв человеком своих социальных связей.
Альтруистическое самоубийство - возникает вследствие абсолютной интеграции индивида в социальную среду. Например, капитан, который согласно кодексу чести, в случае кораблекрушения должен потонуть вместе с кораблем.
Аномическое самоубийство - самоубийство, связанное с потерей ценностной системы в обществе.
Аномия - продукт неполноты перехода от механической к органической солидарности, ибо объективная база последней - общественное разделение труда - прогрессирует быстрее, чем находит моральную опору в коллективном сознании. Постоянно воспроизводится необходимое условие аномии - расхождение между двумя рядами социально порождаемых явлений: потребностями, интересами и возможностями их удовлетворения. Предпосылкой цельной, неаномической личности, по Дюркгейму, является устойчивое и сплоченное общество. Иерархическое традиционное общество (например, феодальное) было устойчивым, так как ставило специфические цели разным социальным слоям и позволяло каждому ощущать свою жизнь осмысленной внутри узкого замкнутого слоя. Ход общественной эволюции порождает двойственный процесс: увеличивает "индивидуацию" и одновременно подрывает силу коллективного надзора, твердые моральные границы, характерные для старого времени. Степень свободы личности от традиций, коллективных нравов и предрассудков, возможности личного выбора занятий и способов действия резко расширяются.
Но
относительно свободная нормативная
структура индустриального
В.В. Кривошеев выделяет следующие специфические черты проявления аномии в современном российском обществе.
Во-первых, аномия российского социума реально проявляется в условиях перехода общества от некоего целостного состояния к фрагментарному, атомизированному (т.е. приосходит в условиях, противоположных тем, которые исследовал Дюркгейм).
Во-вторых,
специфика аномии российского общества
состоит в его небывалой
В-третьих, особенность аномии российского общества заключается в том, что в связи с перестройкой, переходом к рыночной экономике, сопровождающейся невероятно быстрой сменой ценностей, оказалось дезориентированным всё население страны. Тех, кто обладал молниеносной реакцией, «выбросило наверх», остальные – и их подавляющее большинство – с «запоздавшей» реакцией, оказались в ситуации раскола, разрушения их жизненных ориентиров, они были вынуждены в кратчайшие сроки переосмыслить всю систему жизненных ценностей.
Одним
из наиболее серьёзных и опасных
последствий аномии можно назвать
проблему разрыва поколений. Мировоззрение,
принципы, взгляды на мир и место в нем
человека у представителей различных
поколений всегда различались. Так, например,
молодежь представляет собой группу, которая
только ещё находится в состоянии формирования
ценностей, идеалов, осваивает существующие
в обществе традиции, обычаи. В какой-то
степени данная когорта всегда аномична,
поскольку пока ещё не выработала устойчивой
иерархии норм и ценностей. В ситуации,
когда само общество безнормно, ориентация
молодёжи в существующей системе становится
вдвойне проблематичной.
Итак, мы охарактеризовали основные положения социологической теории Э. Дюркгейма, который заложил основы функционального подхода к изучению общества, разработал не только общую теорию и методологию социологического исследования, но и его конкретные методы, правила и процедуры.
Мы увидели, что главный принцип методологии Дюркгейма заключен в его знаменитом афоризме: «Социальные факты нужно рассматривать как вещи»11, - что означает установку на изучение социальных явлений не путем интроспекции, а извне, через их внешним образом фиксируемые признаки, как это происходит с изучением объектов природного мира.
Объект социологии, по Дюркгейму, - социальная реальность; она включена в универсальный природный порядок и так же фундаментальна и «прочна», как и другие виды природной реальности, поэтому подобно им она не поддается произвольному манипулированию. Обосновывая самостоятельность социологии, ее особое место в системе наук, он доказывал специфичность социальной реальности и ее несводимость к биопсихической реальности, воплощенной в индивидах.
Введенный Дюркгеймом в научный оборот термин «аномия» позволяет дать объяснение дефектов социальных норм и причин отклоняющегося поведения.