Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 19:49, доклад
В широком круге вопросов политического, экономического и социального развития страны сегодня все больше внимание уделяется вопросам компетентности. Такой акцент общественной практики в свою очередь актуализирует необходимость прикладных аспектов компетентности. В связи с этим в настоящей работе рассматриваются как теоретические вопросы тренинговой формы обучения, так и ее методические аспекты.
А. П. Садохин
Тренинг как метод обучения межкультурной компетентности
В широком круге вопросов политического, экономического и социального развития страны сегодня все больше внимание уделяется вопросам компетентности. Такой акцент общественной практики в свою очередь актуализирует необходимость прикладных аспектов компетентности. В связи с этим в настоящей работе рассматриваются как теоретические вопросы тренинговой формы обучения, так и ее методические аспекты.
Поведение людей, принадлежащих к другим культурам, не является чем-то непредсказуемым, оно поддается изучению и прогнозированию, но только для этого требуется специальная подготовка. К настоящему времени сложилось множество методов такой подготовки, основанных на самых разных методологических и теоретических положениях, школах и концепциях. Из них наиболее распространенными методами подготовки к успешному межкультурному общению являются беседы, рассказы очевидцев или представителей разных культурных групп, сбор информации об истории, традициях, того или иного народа, о его культурных ценностях, просмотр и обсуждение видеоматериалов, дискуссии. Изучение иных культур, их особенностей и закономерностей позволяет овладеть необходимыми навыками для коммуникации с ее представителями, а также может существенно изменить и отношение к собственным культурным ценностям. Среди огромного многообразия различных форм и методов обучения огромное значение имеют методы активного вовлечения в ситуации межкультурного общения, такие как проживание в инокультурном окружении, учеба в мультикультурных группах, работа в малых поликультурных группах над совместными проектами и т. д.
Таким образом, современная наука предлагает широкий выбор различных способов и методов обучения эффективной коммуникации.1 Однако, как показывает практика, наиболее эффективными среди них являются те, которые не преподносят готовых рецептов и рекомендаций для реальной жизни, а требуют анализа этих фактов в виде диагностики и рефлексии конкретных ситуаций межкультурного общения, генерирования всех имеющихся знаний и навыков для преодоления культурных барьеров. По этой причине в системе межкультурного обучения получили распространение преимущественно активные методы: дискуссии, разнообразные игры, анализ ситуаций, тренинги, позволяющие полностью погрузиться в активное контролируемое общение. Именно активные методы межкультурного обучения — имитационные игры и тренинги позволяют развернуть проблемы в динамике, дают возможность участникам прожить необходимое количество времени в конкретных ситуациях межкультурной коммуникации. Именно с помощью этих методов обучения партнеры по коммуникации обретают необходимые знания, навыки и опыт взаимодействия, развивают уверенность в себе, способность к гибким взаимоотношениям.
Само понятие «тренинг» вошло в широкий научный оборот лишь в последние десятилетия. Сегодня термин «тренинг» обычно связывается с комплексом упражнений, осуществляемых по специальной методике, разработанной на научной основе и осуществляемый с помощью квалифицированного специалиста. Как метод учебных занятий тренинг представляет собой планомерно осуществляемую программу разнообразных упражнений с целью формирования и совершенствования умений и навыков в той или иной сфере человеческой деятельности.
На сегодняшний день можно выделить две точки зрения на роль тренинга в совершенствовании коммуникативной компетентности. Сторонники первой точки зрения считают, что тренинг призван восполнить недостаток умений и навыков, которые не обеспечиваются системой образования, процессами социализации и инкультурации и не могут быть приобретены в процессе коммуникативной практики.2 Другая точка зрения заключается в том, что тренинг представляет собой прежде всего работу по переосмыслению коммуникативного опыта, расширению знаний, способствующих формированию более компетентного взаимодействия с окружающим миром.3
Соответственно этим точкам зрения существуют две модели совершенствования компетентности в путем использования тренинга. Согласно первой из них тренинг — это место приобретения и совершенствования знаний, умений и установок. К концу тренинга его участники получают большое количество новых знаний и навыков, значительно улучшающих их компетентность по теме тренинга. Как правило, после тренинга участники начинают постепенно терять полученные знания, особенно в той их части, которая оказалась не востребованной. Другая модель предполагает, что в тренинге участники овладевают новыми, более совершенными способами работы со своим опытом. При этой модели знания и умения приобретаются не столько во время тренинговых занятий, а в большей степени после них.
В области межкультурных отношений метод тренинга впервые был предложен Г. Триандисом, который считает, что с помощью этого метода происходит знакомство с межкультурными различиями в межличностных отношениях путем проигрывания ситуаций, по-разному протекающих в различных культурах. В процессе тренинга, по его мнению, происходит знакомство с чужой культурой посредством эмоционально окрашенной деятельности, повторного проигрывания ситуаций и их анализа. В результате становится возможным перенос полученных знаний на новые ситуации.4
В американской культурной антропологии разработаны различные типы тренингов в области межкультурной коммуникации, полную типологию которых представил У. Брислин.5 Он выделяет следующие типы этих тренингов:
— Тренинг самосознания, в котором индивид познает свои культурные основы;
— Когнитивный тренинг, в котором участники получают информацию о других культурах;
— Тренинг атрибуции, который обучает участников давать причинные объяснения ситуаций и действий с точки зрения другой культуры;
— Поведенческий тренинг, который имеет своей целью обучение практическим навыкам, необходимым для жизни в другой культуре;
— Ситуативный тренинг, который предполагает воспроизведение и анализ конкретных межкультурных контактов, а также обсуждение проблем, возникающих в результате таких контактов.
Таким образом, метод тренинга сочетает в себе информационный и деятельностный аспекты, что и делает его одним из самых эффективных методов в формировании межкультурной компетентности. Однако изучением культур и их взаимодействием занимаются сегодня различные научные направления, что породило разные подходы к проблемам межкультурной коммуникации и повлекло за собой определенную размытость терминологии и разночтения в толковании отдельных понятий.
Наш опыт проведения тренингов межкультурной компетентности показывает, что тренинг также является эффективным методом обучения межкультурной компетентности, поскольку развивает умение слушать своего собеседника, держать себя уверенно с другими людьми, публично выступать, строить эффективную модель взаимоотношений с партнерами по коммуникации, предотвращать и конструктивно разрешать конфликты, преодолевать осложняющие общение привычки и манеры поведения и т. д.6
Данная оценка тренинга основывается на том, что обучение взаимодействию с представителями других культур ставит перед собой две основные задачи:
— во-первых, через целенаправленное воспроизведение конкретных ситуаций, протекающих по-разному в различных культурах, познакомить обучаемых с межкультурными различиями во взаимоотношениях с представителями других культур;
— во-вторых, познакомив обучаемых с самыми характерными особенностями чужой культуры, подготовить перенос полученных знаний на другие ситуации.
Основой подготовки обычно является общекультурный тренинг, или тренинг самосознания, в результате которого человек должен осознать себя представителем конкретной культуры, вывести на уровень сознания нормы, ценности и правила поведения в своей культуре.
После этого становится возможным показать и проанализировать различия между разными культурами, а затем — выработать умение замечать эти различия и пользоваться ими для эффективного межкультурного взаимодействия. Для этого тренер чаще всего предлагает участникам рассмотреть различные конфликтные ситуации, которые решаются с позиций разных культур и фиксируют внимание на стереотипах и нормах родной культуры.
Другим видом межкультурного тренинга являются культурно-специфичные тренинги, которые целенаправленно готовят человека к коммуникации в рамках той или иной конкретной культуры. Они могут быть:
— когнитивными, дающими информацию о другой культуре;
— поведенческими, обучающими практическим навыкам, необходимыми для жизни в соответствующей культуре;
— атрибутивными, объясняющими каким образом представители разных народов и культур интерпретируют поведение и результаты деятельности с точки зрения другой культуры.
Среди названных видов тренингов самым важным является атрибутивный, так как большая часть проблем в общении с представителями других культур возникает из-за непонимания причин поведения друг друга. Люди в определенной ситуации ждут конкретного поведения, и, не дождавшись его, делают ложные выводы о человеке, с которым они общаются. В ходе атрибутивного тренинга человек знакомится с атрибуциями, характерными для интересующей его культуры.
В процессе подготовки человека к межкультурному взаимодействию нужно стремиться использовать разные методы подготовки и разные типы тренингов. Итогом процесса обучения должно стать овладение так называемым платиновым правилом, сформулированным по аналогу с золотым правилом нравственности: «делай так, как делают другие. Делай так, как они любят, как им нравится. Это правило означает, что, попадая в чужую культуру, целесообразно поступать в соответствии с нормами, обычаями, традициями этой культуры, не навязывая своих религии, ценностей, образа жизни».7
Проведение тренингов по межкультурному обучению представляет собой сложный метод, эффективность которого определяется тремя важными компонентами тренинговой программы:
— Анализом потребностей в тренинге;
— Подбором методов и техник, соответствующих теме и цели тренинга;
— Оценкой программы тренинга и его результатов.
Сущность первого компонента тренинговой программы заключается прежде всего в определении основного круга проблем культуры, требующих своего обстоятельного рассмотрения и усвоения. Дело в том, что на протяжении одного тренинга физически невозможно освоить все особенности чужой культуры и поэтому приходится всегда выбирать для изучения наиболее важные аспекты межкультурного общения. Однако, как показывают исследования, такого рода анализ проводится организаторами тренингов далеко не всегда. При проведении тренинговых мероприятий зачастую господствует убеждение, что тренинги всегда полезны. В действительности же неясное представление о целях тренинга в свою очередь осложняет выбор оптимальных тренинговых техник и методов, снижает эффективность тренинга в целом.
Второй компонент тренинговой программы — подбор методов и техник должен максимально соответствовать целям тренинга. Тренинговые методы включают в себя ролевые игры, анализ конкретной ситуации, мозговые атаки, групповые дискуссии, и т. д. В отличие от них тренинговая техника предполагает использование особенностей обучающего воздействия того или иного метода для достижения максимального эффекта от тренинга. Специалисты различают четыре основных вида тренинговой техники: информационную, симуляционную (имитационную), упражнения по практическому выполнению заданий и групподинамические упражнения.8 Выбор оптимальной для тренинга техники зависит от многих факторов, важнейшим среди которых является цель тренинговой программы. В общем, соответствуя цели программы, тренинговые техники вместе с тем не имеют жесткой, однозначной целевой закрепленности. Нередко для достижения одной и той же цели могут использоваться несколько техник.
Третий компонент тренинговой программы — оценка ее эффективности заключается в сопоставлении по заданным параметрам состояния обучаемых до и после тренинга. Несмотря на кажущуюся простоту процедуры оценки, при ее практическом осуществлении возникает немало трудностей. Они связаны прежде всего с тем, что за время исходной и итоговой оценками обучаемых, на них могли оказать как позитивное, так и негативное влияние различные факторы. В качестве критериев оценки результативности тренинга целесообразно использовать те же показатели, которые уже применялись для определения потребности в тренинге. При этом оценки эффективности тренинговых программ делятся на послетренинговые и долгосрочные. Первые измеряют эффект тренинговой программы непосредственно после ее завершения, вторые — после истечения определенного промежутка времени. Чтобы получить всестороннюю картину эффективности тренинговой программы, целесообразно использовать как послетренинговую, так и долгосрочную оценки.
Наш опыт проведения тренингов межкультурной компетентности показывает, что процесс проведения тренинга разделяется на три стадии, каждая из которых имеет свою специфику.
Первая стадия — вспомогательная — представляет собой подготовку участников к предстоящим изменениям в их коммуникативном поведении. Эта стадия в свою очередь разделяется на два этапа: 1) принятие правил проведения тренинга; 2) создание атмосферы доверия, открытости и доброжелательности. Правила формулируются и оглашаются тренером в начале тренинговой работы, обсуждаются и принимаются всеми участниками. Сама эта процедура уже является важной частью тренинга, поскольку в ней актуализируются соответствующие установки всех членов группы. Обсуждение правил создает у членов группы установку на взаимодействие по принципу «здесь-и-сейчас». В ходе обсуждения каждый участник должен публично выразить свое согласие с правилами проведения тренинга. Если эта процедура не будет проведена, а правила лишь огласятся тренером, то возможно возникновение ситуации, когда в ходе работы кто-либо из участников откажется работать по этим правилам. Обычно подобная ситуация крайне негативно сказывается на состоянии остальных членов группы и может развалить весь тренинг.
К числу основных правил проведения тренинга относятся:
1. Правило присутствия. В соответствии с ним тренер предупреждает участников, что он никогда не сможет абсолютно точно спрогнозировать результаты тренинга. В процессе проведения занятий участники будут переживать разные эмоции, приятные и неприятные чувства, находится в трудных ситуациях. Но все это не должно быть причиной желания досрочно прервать участие в тренинге.
Информация о работе Тренинг как метод обучения межкультурной компетентности