Тойнби Арнольд Джозеф

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 17:43, доклад

Описание работы

Локальная цивилизация обладает определенным культурно-творческим ядром, вокруг которого созидаются присущие данной цивилизации формы духовной жизни, социально-политической и экономической организации. Между некоторыми цивилизациями существуют своеобразные «отцовско-сыновьи» связи, т.е. некоторые цивилизации способны порождать своих преемников, которые могут географически располагаться в том же регионе или же их местоположение будет иным.

Работа содержит 1 файл

Тойнби Арнольд Джозеф.docx

— 13.00 Кб (Скачать)

Тойнби Арнольд Джозеф - английский историк и социолог. Известность ему принес многотомный труд «Постижение истории», в котором Тойнби разработал концепцию локальных цивилизаций.

В соответствии с ней история  человечества рассматривается как  совокупность историй отдельных, локально существующих цивилизаций, каждая из которых  проходит собственные стадии эволюции от возникновения через расцвет  к упадку и умиранию. Локальная  цивилизация обладает определенным культурно-творческим ядром, вокруг которого созидаются присущие данной цивилизации формы духовной жизни, социально-политической и экономической организации. Между некоторыми цивилизациями существуют своеобразные «отцовско-сыновьи» связи, т.е. некоторые цивилизации способны порождать своих преемников, которые могут географически располагаться в том же регионе или же их местоположение будет иным. Так, эллинская цивилизация породила, во-первых, православно-христианскую в России, во-вторых, – западную цивилизацию, в-третьих, современную православно-греческую. Утрата цивилизацией своего культурно-творческого ядра равносильна ее гибели, поэтому пока цивилизация живет, ее отношения с внешним миром строятся по принципу «вызов-и-ответ». Иначе говоря, жизнеспособная цивилизация в состоянии мобилизовать внутренние ресурсы для нахождения адекватных ответов на вызовы, идущие со стороны окружающих ее обществ и угрожающие ее существованию.

Тойнби особо подчеркивает значение для цивилизации тех  специфических черт культуры, на которых  она возникает и существует. Специфика  культуры определяет лицо народа, создавшего цивилизацию. Тойнби призывает отказаться от вольного или невольного «западноцентризма», признать право обществ, непохожих на западное, на собственную самобытность, перестать относить всё, что непривычно с западной точки зрения, к «отсталому», «нецивилизованному», «варварскому». Согласно Тойнби, о единстве мировой цивилизации можно говорить только в том смысле, что такое единство предполагает множественность разнообразных, непохожих друг на друга обществ, между которыми, однако, возможны и необходимы диалоги и взаимопонимание.

 

Первый труд ученого был  опубликован в 1915 году, а мировую  известность Арнольду Тойнби принесла работа "Постижение истории" (1934-1961). В этом капитальном двенадцатитомном труде он выдвинул теорию круговорота сменяющих друг друга локальных цивилизаций, причем движущей силой их развития считал "творческую элиту", отвечающую на различные исторические "вызовы" и увлекающую за собой "инертное большинство".

Своеобразие этих "вызовов" и "ответов" определяет специфику  каждой цивилизации. Прогресс человечества, по А.Тойнби, заключается в духовном совершенствовании, эволюции от примитивных  анимистических верований через  универсальные религии к единой религии будущего. Выход из противоречий и конфликтов общества ученый видел  в духовном обновлении. Среди других работ А.Тойнби - книги "Эллинизм", "Ганнибалово наследство"


Информация о работе Тойнби Арнольд Джозеф