Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 23:50, реферат
Способы типологизации общественных систем: 1) формационный; 2) основанный на критериях свободы и демократии и 3) на уровне технико-экономического развития общества. Последний способ типологизации в условиях современного обострения экологической проблематики и угрозы термоядерной катастрофы все чаще связывается и сливается с критериями "естественности" и гуманности - гармоничных отношений общества и природы, способности общественной системы реализовать приоритеты выживания, физического и морального здоровья человека. Каждый из этих способов типологизации не является чисто объективистским, ценностно нейтральным, предполагает предрасположенность к определенной ценностной ориентации. Люди, верящие в формационный принцип классификации обществ, скорее всего оппозиционны капитализму и принимают социалистические ценности в том или ином их варианте или по меньшей мере считают равенство и социальную справедливость приоритетными принципами общественной организации. Для сторонников капитализма, даже если они и признают правомерность понятийной пары "капитализм-социализм", все же психологически более значимым является противопоставление "свободных" и "тоталитарноавторитарных" (отождествляемых с социализмом) обществ.
Способы типологизации общественных систем: 1) формационный; 2) основанный на критериях свободы и демократии и 3) на уровне технико-экономического развития общества. Последний способ типологизации в условиях современного обострения экологической проблематики и угрозы термоядерной катастрофы все чаще связывается и сливается с критериями "естественности" и гуманности - гармоничных отношений общества и природы, способности общественной системы реализовать приоритеты выживания, физического и морального здоровья человека. Каждый из этих способов типологизации не является чисто объективистским, ценностно нейтральным, предполагает предрасположенность к определенной ценностной ориентации. Люди, верящие в формационный принцип классификации обществ, скорее всего оппозиционны капитализму и принимают социалистические ценности в том или ином их варианте или по меньшей мере считают равенство и социальную справедливость приоритетными принципами общественной организации. Для сторонников капитализма, даже если они и признают правомерность понятийной пары "капитализм-социализм", все же психологически более значимым является противопоставление "свободных" и "тоталитарноавторитарных" (отождествляемых с социализмом) обществ.
Типологизация на основе уровня технико-экономического развития общества, на первый взгляд, менее идеологична, но и она коррелируется с определенными ценностными ориентациями. Правда, в данном случае эта корреляция неоднозначна: один и тот же когнитивный компонент может соответствовать противоположным идейно-ценностным установкам. Деление обществ на доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные одинаково значимо и для "технократов", видящих в техническом прогрессе и экономическом росте генеральный путь к решению всех проблем человечества, и для "гуманистов" и "экологов", акцентирующих антигуманные последствия этих процессов.
Ряд ценностей,
включенных в 1-й раздел матрицы, вообще
не имеет явного отношения к абстрактно-
Присваивающий и производящий типы хозяйственной деятельности Формы хозяйственной деятельности не единственный, но важный критерий для выделения стадий эволюции первобытного общества. Это дает основание различать социально-экономические структуры на стадии присваивающего и на стадии производящего хозяйства.
Неолитическая
революция была подготовлена всем развитием
обществ, базировавшихся на присваивающих
формах хозяйства. Последним свойственны
черты, которые можно рассматривать как
предпосылки производящего хозяйства.
Мы не будем касаться предпосылок животноводства
и форм перехода к нему - это особая тема,
которой посвящена большая литература,
- а обратимся к предпосылкам земледелия
как ведущей формы производящего хозяйства.
Впрочем, процессы становления земледелия
и животноводства нередко были тесно связаны
и совершались внутри одних и тех же обществ.
«Вместе с земледелием наступила новая
эра в истории человечества - начался процесс
преобразования живой природы». Но вместе
с земледелием начался и процесс преобразования
самого человеческого общества.
Традиционное общество — общество, которое регулируется традицией. Сохранение традиций является в нём более высокой ценностью, чем развитие. Общественный вклад в нём характеризуется жёсткой сословной иерархией, существованием устойчивых социальных общностей (особенно в странах Востока), особым способом регуляции жизни общества, основанном на традициях, обычаях. Данная организация общества стремится сохранить в неизменном виде социокультурные устои жизни. Традиционное общество - аграрное общество.
Для традиционного общества, как правило, характерны:
Традиционный
человек воспринимает мир и заведенный
порядок жизни как нечто
В традиционном обществе преобладают коллективистские установки, индивидуализм не приветствуется (т. к. свобода индивидуальных действий может приводить к нарушению заведённого порядка, проверенного временем). В целом для традиционных обществ характерно преобладание коллективных интересов над частными, в том числе примат интересов имеющихся иерархических структур (государства, клана и т. п.). Ценится не столько индивидуальная дееспособность, сколько то место в иерархии (чиновничьей, сословной, клановой и т. д.), которое занимает человек.
Традиционные общества, как правило, авторитарны и не плюралистичны. Авторитаризм необходим, в частности, для пресечения попыток несоблюдения традиций или их изменения.
В
традиционном обществе, как правило,
преобладают отношения
В
традиционном обществе большинство
людей всю жизнь живет в
локальном сообществе (например деревне),
связи с «большим обществом» довольно
слабые. При этом родственные связи,
напротив, очень сильны.
Индустриальное общество — это общество, основанное на промышленности с гибкими динамичными структурами, для которого характерны - разделение труда, широкое развитие средств массовой коммуникации и высокий уровень урбанизации.
Индустриальное общество возникает в результате промышленной революции. Происходит перераспределение рабочей силы: занятость населения в сфере сельского хозяйства падает с 70-80 % до 10-15 %, возрастает доля занятости населения в промышленности до 80-85 %, так же происходит прирост городского населения. Доминирующим фактором производства становится предпринимательская деятельность. В результате научно-технической революции индустриальное общество трансформируется в постиндустриальное общество.
Для
индустриального общества характерны
резкий рост промышленного и сельскохозяйственного
производства, невообразимый в предшествующие
эпохи; бурное развитие науки и техники,
средств коммуникации, изобретение газет,
радио и телевидения; резкое расширение
возможностей пропаганды; резкий рост
населения, увеличение продолжительности
его жизни; значительное повышение уровня
жизни в сравнении с предыдущими эпохами;
резкое повышение мобильности населения;
сложное разделение труда не только в
рамках отдельных стран, но и в международном
масштабе; централизованное государство;
сглаживание горизонтальной дифференциации
населения (деление его на касты, сословия,
классы) и рост вертикальной дифференциации
(деление общества на нации, «миры», регионы).
Информационное общество — теоретическая концепция постиндустриального общества; историческая фаза возможного эволюционного развития цивилизации, в которой информация и знания умножаются в едином информационном пространстве. главными продуктами производства информационного общества становятся информация и знания. Отличительные черты:
Информационное общество — современный
этап развития цивилизации с доминирующей
ролью знаний и информации, воздействием информационно-коммуникационных
технологий
на все сферы человеческой деятельности
и общество в целом.
Социальные статусы и роли. Социальный статус обычно определяется как положение индивида или группы в социальной системе, имеющее специфические для данной системы признаки. Каждый социальный статус обладает определенным престижем.
Все социальные статусы можно подразделить на два основных типа: те, которые предписываются индивиду обществом или группой независимо от его способностей и усилий, и те, которые личность достигает своими собственными усилиями.
Социальная роль — это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус. Социальные роли — это совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, а также действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. У человека может быть множество ролей.
Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет. Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук... Мужчина и женщина — это тоже социальные роли, биологически предопределенные и предполагающие специфические способы поведения, закрепленные общественными нормами, обычаями.
Межличностные
роли связаны с межличностными отношениями,
которые регулируются на эмоциональном
уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый,
кумир семьи, любимый и т. д.).
Социальные группы - относительно устойчивые совокупности людей, имеющих общие интересы, ценности и нормы поведения. Формирование и устойчивость социальных групп определена историческими условиями функционирования общества. В классовых обществах выделяются большие социальные группы, называемые классами: рабы и рабовладельцы, феодалы и крестьяне, рабочие и капиталисты. Классы существенно различаются по своему общественному положению, а также по положению в общественном производстве. Классы оказывают определяющее воздействие на все области общественной жизни, на поведение всех других социальных групп, каждая из которых имеет свою специфику.