Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2012 в 15:03, контрольная работа
В работе поставлена цель изучить и сравнить доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный типы социальности. На основании цели были поставлены следующие задачи:
рассмотреть различные способы типологии обществ;
проанализировать доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный типы общества, их сходства и различия.
ВВЕДЕНИЕ
1. Типология обществ в современной науке.
2. Характеристика доиндустриального общества.
3. Индустриальное общество и его взаимодействие с традиционным в современном мире.
4. Постиндустриальное общество.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
4. Постиндустриальное общество.
Начиная с 60-х гг. XX в. в западных странах наметились новые тенденции развития, которые позволяют говорить о переходе от индустриального общества к постиндустриальному. К основным чертам постиндустриального общества относят:
1) переход экономики от преимущественного производства товаров к преимущественному созданию услуг;
2) класс профессионалов и специалистов технического профиля превратился в самую крупную группу занятых;
3) нововведения в возрастающей степени стали зависеть от успехов в области теоретического знания;
4) интеллектуальные институты общества во все большей степени превращаются в ведущие институты;
5) возник и развивается новый политический класс класс консультантов, экспертов или технократов. В отличие от индустриального общества ведущим фактором развития становится сам человек, его профессиональный уровень.
Если индустриальное общество основано на машинном производстве, то постиндустриальное общество характеризуется интеллектуальным производством.[2]
Как и у других обществ, у постиндустриального общества есть свой символ это компьютер, свое решающее средство, свой главный ресурс информация, своя цель всестороннее возвышение индивидуальности человека, свой закон или принцип жизни демассификация.
Информации понимается здесь предельно широко: это и наука, и передовая (высокая, тонкая) технология, и новое содержание, особый характер интеллектуального труда, и отдельная отрасль производства, и многое другое. В узком же смысле информация это знания, переводимое (так или иначе) на язык машин. Информация, информационные технологии в наше время проникают буквально во все поры человеческого бытия. Вопрос стоит уже об информатизации всего общества, всей его жизнедеятельности, включая повседневную жизнь людей. Пожалуй, единственное производство производство информации, знаний имеет тенденцию оставаться здесь массовым. Иначе говоря, массовое индустриальное производство вещей (и услуг) уходит в прошлое, ему на смену приходит массовое производство знаний.
Постиндустриальное возвышение индивидуальности оборотная сторона демассификации. Демассификация приобретает различные формы и заявляет о себе во всех областях человеческой деятельности.
Главной ценностью постиндустриального общества является человек. Но опять же не в прежнем, традиционно-гуманистическом смысле, а как саморазвивающееся существо. Саморазвитие, с одной стороны, самодостаточно (цель в самом себе, не только подготовка к труду, социализация, но и средство самоутверждения личности), а с другой оказывается ответом на радикальный динамизм, беспрецедентную мобильность нового общества. Самый эффективный путь саморазвития это самообразование (конечно, в единстве с институциональным, государственным или частным, образованием). Без него в постиндустриальной среде просто не выжить.
Если для индустриального общества типичным является конфликт «бедные-богатые», то для постиндустриального «хорошо образованные-плохо образованные». Образование и самообразование в информационном обществе непрерывные, они не ассоциируются больше только с детством или юностью, но являются чем-то неотъемлемым и привычным для всех возрастных групп.
Базово-ключевой ценностью индустриального общества является различие. Но не как несходство составных компонентов того или иного многообразия, а как активное взаимодействие претендующих (и оправданно) на значимость позиций, ценностей, идей. Такое различие можно назвать плюралистическим, а систему таких различий плюрализмом.
Плюрализм представляет и одновременно защищает уникальность каждой человеческой личности и социальной группы, своеобразие их возможностей, потребностей и интересов, надежд, верований и убеждений. Как сказано в принятой ЮНЕСКО «Декларации о расах и расовых предрассудках», «все индивиды и группы имеют право быть различными, считать себя различными и рассматриваться как таковые».
Права человека занимают особое место в постиндустриальном обществе как мире плюрализма. Из всех его базовых ценностей они, пожалуй, самые универсальные.
Еще одна базовая ценность плюрализма институционализм. Институционализация цивилизованная форма решения важных социальных проблем, эффективное средство удовлетворения общественно значимых потребностей людей. Это вера, и весьма продуктивная, в то, что метафизику бытия можно и должно поверять организационной прагматикой жизни.
Институционализация вообще-то является сквозным цивилизационным измерением человеческой историии. То есть она имела (имеет) место и в традиционном, и в индустриальном обществах. Но в постиндустриальном обществе институционализация приобретает особые черты и чрезвычайно важна в связи с тем, прежде всего, что центральной проблемой данного общества является «война частей против целого» (Дж. Гарднер). Институализация упорядочивает, организует центробежную частно-индивидуалистическую стихию жизни, вводит ее в русло установленных норм и законов, подчиняет принятым правилам игры. С ее помощью часть (частное) усваивает что-то и от целого (общего), а индивидуальное, личное подводится так или иначе под социальное, общественное. В этом смысле институционализацию можно считать способом легитимации человеческой деятельности во всем многообразии ее форм. Оправданно видеть в ней и материализацию ответственности человека как субъекта мысли и действия в социальном мире.
В постиндустриальном обществе институционализация принимает форму всевозможных ассоциаций или заинтересованных групп, оказывающих самое серьезное влияние (в виде лоббирования, гражданского давления) на процесс выработки и принятия решений. В самой плюралистичной стране, в США их десятки тысяч. И наблюдается твердая тенденция к росту. Любое новое дело (проект закона, та или иная программа) тут же «обкладывается» всевозможными группами давления, акциями, инициативами.
Ассоциация связывает низы с верхами, народ с властью. Она поднимает на-гора общественной жизни реальные и уже тем законные интересы и устремления людей. Структура ассоциаций это структура организованных групповых интересов. Ассоциации представляют собой своеобразные центры власти в обществе. Их фракционная, уравновешивающая активность препятствует установлению господства большинства. Групповые интересы, однако, несут с собой не только позитивные, но и негативные зависимости. Они, в частности, не всегда работают на отбор и утверждение социетальных (общества в целом), общенациональных интересов. Тут часто наблюдается несовместимость, конфронтация, идет борьба.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенной работы были сделаны следующие выводы:
В современной социологии существуют различные способы типологии обществ. Одним из основных видов типологии обществ является формационный подход. Но более современным является деление общества на доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное, выдвинутое американским социологом Даниелем Беллом.
Доиндустриальному (традиционному) обществу присущи следующие характеристики:
1. «Непрерывность» исторического процесса, отсутствие явных граней между историческими эпохами, резких сдвигов и толчков.
2. Неприменимость европейской концепции линейного прогресса к характеристике особенностей исторического развития.
3. Тип отношений общества и природы построен не на принципе победы над нею, а на идее слияния с нею.
4. Основа экономической системы общинно-государственные формы собственности при слабом развитии института частной собственности.
5. Уровень социальной мобильности невысок, границы между социальными общностями (кастами, сословиями) устойчивы.
6. Государство подчиняет себе общество, общество вне государства и его контроля не существует.
7. Принцип автономии свободной от государства и социальных общностей личности отсутствует. Человек стремится включиться в существующую систему социальных общностей и «раствориться» в ней.
8. Главный регулятор общественной жизни традиция, обычай, следование нормам жизни предшествующих поколений.
Индустриальное общество характеризует:
1. История движется неравномерно, «скачками», разрывы между эпохами очевидны, часто это революции разных типов.
2. Общественно-исторический прогресс достаточно очевиден и может быть «измерен» посредством разных критериев.
3. Общество стремится властвовать над природой, подчиняя ее и извлекая максимально возможное из нее.
4. Основа экономики институт достигшей высокого развития частной собственности. Право собственности рассматривается как естественное и неотъемлемое.
5. Социальная мобильность населения высока, возможности социальных перемещений практически неограниченны.
6. Общество автономно от государства, сложилось развитое гражданское общество.
7. Автономия, свободы и права личности закреплены конституционно в качестве неотъемлемых и прирожденных. Отношения личности и общества строятся на началах взаимной ответственности.
8. Важнейшими социальными ценностями признаны способность и готовность к изменениям, новациям.
Постиндустриальное общество характеризует следующее:
1. Централизация теоретического знания.
2. Создание новых интеллектуальных технологий.
3. Формирование класса производителей знания.
4. Переход от производства товаров к производству услуг.
5. Плюралистичность.
6. Институционализм, как цивилизованная форма решения важных социальных проблем.
ЛИТЕРАТУРА
1. Американская модель: с будущим в конфликте. Сборник. М., Прогресс. 1984.
2. Вебер М. Политические работы (18951919). М, 1991.
3. Дж. Гэлбрейт. Новое индустриальное общество. М., 1969.
4. Ле Гофф Ж. Генезис средневековой цивилизации// Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.
5. Яковец Ю.В. Формирование постиндустриальной парадигмы: истоки и перспективы. // Вопросы философии 1997№1.
[1] Вебер М. Политические работы (1895-1919). М, 1991.
[2] Американская модель: с будущим в конфликте. Сборник. М., Прогресс. 1984. стр.19.