Типы обществ

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2012 в 15:03, контрольная работа

Описание работы

В работе поставлена цель изучить и сравнить доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный типы социальности. На основании цели были поставлены следующие задачи:
 рассмотреть различные способы типологии обществ;
 проанализировать доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный типы общества, их сходства и различия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Типология обществ в современной науке.
2. Характеристика доиндустриального общества.
3. Индустриальное общество и его взаимодействие с традиционным в современном мире.
4. Постиндустриальное общество.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Работа содержит 1 файл

Типы обществ социология.doc

— 132.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Постиндустриальное общество.

 

Начиная с 60-х гг. XX в. в западных странах наметились новые тенденции развития, которые позволяют говорить о переходе от индустриального общества к постиндустриальному. К основным чертам постиндустриального общества относят:

1) переход экономики от преимущественного производства товаров к преимущественному созданию услуг;

2) класс профессионалов и специалистов технического профиля превратился в самую крупную группу занятых;

3) нововведения в возрастающей степени стали зависеть от успехов в области теоретического знания;

4) интеллектуальные институты общества во все большей степени превращаются в ведущие институты;

5) возник и развивается новый политический класс  класс консультантов, экспертов или технократов. В отличие от индустриального общества ведущим фактором развития становится сам человек, его профессиональный уровень.

Если индустриальное общество основано на машинном производстве, то постиндустриальное общество характеризуется интеллектуальным производством.[2]

 Как и у других обществ, у постиндустриального общества есть свой символ  это компьютер, свое решающее средство, свой главный ресурс  информация, своя цель  всестороннее возвышение индивидуальности человека, свой закон или принцип жизни  демассификация. 

Информации понимается здесь предельно широко: это и наука, и передовая (высокая, тонкая) технология, и новое содержание, особый характер интеллектуального труда, и отдельная отрасль производства, и многое другое. В узком же смысле информация  это знания, переводимое (так или иначе) на язык машин. Информация, информационные технологии в наше время проникают буквально во все поры человеческого бытия. Вопрос стоит уже об информатизации всего общества, всей его жизнедеятельности, включая повседневную жизнь людей. Пожалуй, единственное производство  производство информации, знаний имеет тенденцию оставаться здесь массовым. Иначе говоря, массовое индустриальное производство вещей (и услуг) уходит в прошлое, ему на смену приходит массовое производство знаний.

Постиндустриальное возвышение индивидуальности  оборотная сторона демассификации. Демассификация приобретает различные формы и заявляет о себе во всех областях человеческой деятельности.

Главной ценностью постиндустриального общества является человек. Но опять же не в прежнем, традиционно-гуманистическом смысле, а как саморазвивающееся существо. Саморазвитие, с одной стороны, самодостаточно (цель в самом себе, не только подготовка к труду, социализация, но и средство самоутверждения личности), а с другой  оказывается ответом на радикальный динамизм, беспрецедентную мобильность нового общества. Самый эффективный путь саморазвития  это самообразование (конечно, в единстве с институциональным, государственным или частным, образованием). Без него в постиндустриальной среде просто не выжить.

Если для индустриального общества типичным является конфликт «бедные-богатые», то для постиндустриального  «хорошо образованные-плохо образованные». Образование и самообразование в информационном обществе  непрерывные, они не ассоциируются больше только с детством или юностью, но являются чем-то неотъемлемым и привычным для всех возрастных групп.

Базово-ключевой ценностью индустриального общества является различие. Но не как несходство составных компонентов того или иного многообразия, а как активное взаимодействие претендующих (и оправданно) на значимость позиций, ценностей, идей. Такое различие можно назвать плюралистическим, а систему таких различий  плюрализмом.

Плюрализм представляет и одновременно защищает уникальность каждой человеческой личности и социальной группы, своеобразие их возможностей, потребностей и интересов, надежд, верований и убеждений. Как сказано в принятой ЮНЕСКО «Декларации о расах и расовых предрассудках», «все индивиды и группы имеют право быть различными, считать себя различными и рассматриваться как таковые».

Права человека занимают особое место в постиндустриальном обществе как мире плюрализма. Из всех его базовых ценностей они, пожалуй, самые универсальные.

Еще одна базовая ценность плюрализма  институционализм. Институционализация  цивилизованная форма решения важных социальных проблем, эффективное средство удовлетворения общественно значимых потребностей людей. Это вера, и весьма продуктивная, в то, что метафизику бытия можно и должно поверять организационной прагматикой жизни.

Институционализация вообще-то является сквозным цивилизационным измерением человеческой историии. То есть она имела (имеет) место и в традиционном, и в индустриальном обществах. Но в постиндустриальном обществе институционализация приобретает особые черты и чрезвычайно важна  в связи с тем, прежде всего, что центральной проблемой данного общества является «война частей против целого» (Дж. Гарднер). Институализация упорядочивает, организует центробежную частно-индивидуалистическую стихию жизни, вводит ее в русло установленных норм и законов, подчиняет принятым правилам игры. С ее помощью часть (частное) усваивает что-то и от целого (общего), а индивидуальное, личное подводится так или иначе под социальное, общественное. В этом смысле институционализацию можно считать способом легитимации человеческой деятельности во всем многообразии ее форм. Оправданно видеть в ней и материализацию ответственности человека как субъекта мысли и действия в социальном мире.

В постиндустриальном обществе институционализация принимает форму всевозможных ассоциаций или заинтересованных групп, оказывающих самое серьезное влияние (в виде лоббирования, гражданского давления) на процесс выработки и принятия решений. В самой плюралистичной стране, в США их десятки тысяч. И наблюдается твердая тенденция к росту. Любое новое дело (проект закона, та или иная программа) тут же «обкладывается» всевозможными группами давления, акциями, инициативами.

Ассоциация связывает низы с верхами, народ с властью. Она поднимает на-гора общественной жизни реальные и уже тем законные интересы и устремления людей. Структура ассоциаций  это структура организованных групповых интересов. Ассоциации представляют собой своеобразные центры власти в обществе. Их фракционная, уравновешивающая активность препятствует установлению господства большинства. Групповые интересы, однако, несут с собой не только позитивные, но и негативные зависимости. Они, в частности, не всегда работают на отбор и утверждение социетальных (общества в целом), общенациональных интересов. Тут часто наблюдается несовместимость, конфронтация, идет борьба.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

 

На основании проведенной работы были сделаны следующие выводы:

В современной социологии существуют различные способы типологии обществ. Одним из основных видов типологии обществ является формационный подход. Но более современным является деление общества на доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное, выдвинутое американским социологом Даниелем Беллом.

Доиндустриальному (традиционному) обществу присущи следующие характеристики:

1. «Непрерывность» исторического процесса, отсутствие явных граней между историческими эпохами, резких сдвигов и толчков.

2. Неприменимость европейской концепции линейного прогресса к характеристике особенностей исторического развития.

3. Тип отношений общества и природы построен не на принципе победы над нею, а на идее слияния с нею.

4. Основа экономической системы  общинно-государственные формы собственности при слабом развитии института частной собственности.

5. Уровень социальной мобильности невысок, границы между социальными общностями (кастами, сословиями) устойчивы.

6. Государство подчиняет себе общество, общество вне государства и его контроля не существует.

7. Принцип автономии свободной от государства и социальных общностей личности отсутствует. Человек стремится включиться в существующую систему социальных общностей и «раствориться» в ней.

8. Главный регулятор общественной жизни  традиция, обычай, следование нормам жизни предшествующих поколений.

Индустриальное общество характеризует:

1. История движется неравномерно, «скачками», разрывы между эпохами очевидны, часто это революции разных типов.

2. Общественно-исторический прогресс достаточно очевиден и может быть «измерен» посредством разных критериев.

3. Общество стремится властвовать над природой, подчиняя ее и извлекая максимально возможное из нее.

4. Основа экономики  институт достигшей высокого развития частной собственности. Право собственности рассматривается как естественное и неотъемлемое.

5. Социальная мобильность населения высока, возможности социальных перемещений практически неограниченны.

6. Общество автономно от государства, сложилось развитое гражданское общество.

7. Автономия, свободы и права личности закреплены конституционно в качестве неотъемлемых и прирожденных. Отношения личности и общества строятся на началах взаимной ответственности.

8. Важнейшими социальными ценностями признаны способность и готовность к изменениям, новациям.

   Постиндустриальное общество характеризует следующее:

1. Централизация теоретического знания.

2. Создание новых интеллектуальных технологий.

3.  Формирование класса производителей знания.

4. Переход от производства товаров к производству услуг.

5. Плюралистичность.

6. Институционализм, как цивилизованная форма решения важных социальных проблем.

      

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1.      Американская модель: с будущим в конфликте. Сборник. М., Прогресс. 1984.

2.      Вебер М. Политические работы (18951919). М, 1991.

3.      Дж. Гэлбрейт. Новое индустриальное общество. М., 1969.

4.      Ле Гофф Ж. Генезис средневековой цивилизации// Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.

5.      Яковец Ю.В. Формирование постиндустриальной парадигмы: истоки и перспективы. // Вопросы философии 1997№1.

 

 

 

 

 



[1] Вебер М. Политические работы (1895-1919). М, 1991.

 

[2] Американская модель: с будущим в конфликте. Сборник. М., Прогресс. 1984. стр.19.


Информация о работе Типы обществ