Типы и характеристика потенциальных и реальных «жертв» неблагоприятных условий социализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 22:35, реферат

Описание работы

Окружающая среда оказывает формирующее влияние на человека. В любом обществе социализация человека имеет особенности на различных этапах. В самом общем виде этапы социализации можно соотнести с возрастной периодизацией жизни человека.

Работа содержит 1 файл

Типы и характеристика потенциальных и реальных.docx

— 42.53 Кб (Скачать)
 
  • Фактором  виктимизации может быть семья, когда например, склонность к асоциальному образу жизни, противоправному поведению может передаваться по наследству. Кроме того, в семье может формироваться определенный тип жертвы в соответствии с теми механизмами социализации, которые для нее характерны, - идентификации4, импринтингу5 и др. Так, в неполной семье может сформироваться несколько поколений женщин-мужененавистниц, т. е. они станут обладателями определенного психического комплекса, что лишит их возможности создать благополучные семьи.

     Завершая  характеристику объективных факторов, следует отметить, что в любом обществе социализация человека имеет особенности на различных этапах. В самом общем виде этапы социализации можно соотнести с возрастной периодизацией жизни человека. Существуют различные периодизации, и приводимая ниже, не является общепризнанной. Она весьма условна (особенно после этапа юности), но достаточно удобна с социально-педагогической точки зрения.

- В периоде внутриутробного развития плода: нездоровье родителей, их пьянство и (или) беспорядочный образ жизни, плохое питание матери; отрицательное эмоционально-психологическое состояние родителей; медицинские ошибки; неблагоприятная экологическая среда.

- В дошкольном возрасте (0–6 лет): болезни и физические травмы; эмоциональная тупость и (или) аморальность родителей; игнорирование родителями ребенка и его заброшенность; нищета семьи; антигуманность работников детских учреждений; отвержение сверстниками; антисоциальные соседи и (или) их дети; видеопросмотры.

- В младшем школьном возрасте (6-10 лет): аморальность и (или) пьянство родителей, отчим или мачеха, нищета семьи; гипо– или гиперопека; видеопросмотры; плохо развитая речь; неготовность к обучению; негативное отношение учителя и (или) сверстников; отрицательное влияние сверстников и (или) старших ребят (привлечение к курению, к выпивке, воровству); физические травмы и дефекты; потеря родителей; изнасилование, растление6.

- В подростковом возрасте (11–14 лет): пьянство, алкоголизм, аморальность родителей; нищета семьи; гипо– или гиперопека; видеопросмотры; компьютерные игры; ошибки педагогов и родителей; курение, токсикомания; изнасилование, растление; одиночество (физические травмы и дефекты); травля со стороны сверстников; вовлечение в антисоциальные и преступные группы; опережение или отставание в психосексуальном развитии; частые переезды семьи; развод родителей.

- В ранней юности (15–17 лет): антисоциальная семья, нищета семьи; пьянство, наркомания, проституция; ранняя беременность; вовлечение в преступные и тоталитарные группы (группы, которые имеют чрезвычайно высокую степень влияния); изнасилование; физические травмы и дефекты; навязчивый бред дисморфофобии (приписывание себе несуществующего физического дефекта или недостатка); непонимание окружающими, одиночество; травля со стороны сверстников; неудачи в отношениях с лицами другого пола; самоубийства; разные идеалы, мировоззрения; потеря цели в жизни.

- В юношеском возрасте (18–23 года): пьянство, наркомания, проституция; нищета, безработица; изнасилование, сексуальные неудачи; стрессы; вовлечение в противоправную деятельность, в тоталитарные группы; одиночество; разрыв между уровнем притязаний и социальным статусом; служба в армии; невозможность продолжить образование.

- Молодость (23 - 33 года): алкоголизм, наркомания, проституция; изнасилование; одиночество; отсутствие жилья, семейные неурядицы, развод; конфликты на работе, профессиональная нереализованность; безработица; потеря смысла жизни, проблема смены видов деятельности; вовлечение в противоправную деятельность.

- Зрелый возраст (34 - 50 лет): пьянство, алкоголизм, одиночество, безработица, потеря жизненных перспектив; болезни; материальные трудности; смерть близких; семейные неурядицы, развод, уход детей из семьи.

- Пожилой возраст (50 - 60 лет): алкоголизм; одиночество; болезни, нищета, заброшенность; суицид; выход на пенсию, потеря жизненных перспектив; смерть сверстников и близких.

- Старческий возраст (60 - 70 лет) и далее: нищета, заброшенность, болезни, суицид.

     Субъективными предпосылками того, станет или нет  человек жертвой неблагоприятных  условий социализации, являются в  первую очередь и главным образом его индивидуальные особенности как на индивидном, так и на личностном уровне. От этого зависит и субъективное восприятие человеком себя жертвой.

     На  индивидном уровне виктимизация человека в тех или иных обстоятельствах зависит, видимо, от темперамента и некоторых других характерологических свойств, от генетической предрасположенности к саморазрушительному или отклоняющемуся поведению.

     На  личностном уровне предрасположенность к тому, чтобы стать жертвой тех или иных неблагоприятных условий социализации, зависит от многих личностных характеристик, которые в одних и тех же условиях могут способствовать или препятствовать виктимизации человека. К таким характеристикам, в частности, можно отнести степень устойчивости и меру гибкости человека, развитость у него рефлексии и саморегуляции, его ценностные ориентации и т. д.

     От  наличия и развитости у человека этих характеристик во многом зависит то, в состоянии ли он и в какой мере противостоять и сопротивляться различным опасностям, с которыми он сталкивается, а также прямому негативному влиянию окружающих. Так, человек неустойчивый, со слаборазвитой рефлексией может стать жертвой индуцирования - прямого внушения. Примером этого является опыт вовлечения людей в различного рода тоталитарные организации (политические, криминальные, квазирелигиозные). Индуцирование лидерами этих организаций своих последователей ведет к тому, что первоначально складывающиеся между ними отношения «учитель-ученик» превращаются в отношения «господин-раб».

     В зависимости от этих особенностей реальные жертвы того или иного типа могут  воспринимать или не воспринимать себя таковыми. Так, одни сироты и инвалиды считают себя жертвами, что и определяет их самоотношение и поведение, а другие - не воспринимают, что, естественно, отражается на их самоотношении и поведении. Аналогично может обстоять дело и в случае с жертвами-девиантами7. Часть из них не считают себя жертвами, имея вполне благополучное самоотношение (чего не скажешь об их поведении). Другие считают себя жертвами жизненных обстоятельств, что и определяет их самоотношение, а также отношение к жизни и окружающим людям. Третьи вообще считают себя «избранными», и это становится основой их повышенного самоуважения и презрения к окружающим. Конечно, перечисленные варианты субъективного восприятия определяются не только индивидуальными особенностями, но и отношением ближайшего окружения, в первую очередь референтных групп8, а также возрастными особенностями.

     Так, изучение детей, подростков и юношей с физическими опорно-двигательными дефектами показало следующее. Дошкольники, начиная с четырех лет, знают, что они больны, что у них есть физический дефект. Но они не осознают этого, и поэтому он не отражается на их психическом состоянии и во многом даже на поведении. В семь-восемь лет дети осознают, что у них есть физический дефект. Это может специфически проявляться в их поведении и в отношениях с окружающими. Если им предлагают какое-либо приятное занятие, о дефекте не вспоминают. Если же занятие им неприятно или от них хотят чего-то, что их не устраивает, они в качестве причины нежелания выполнить поручение ссылаются на свой дефект (т.е. они не переживают в связи с его наличием, но умеют спекулировать им). В ранней юности физический дефект становится основанием острых переживаний, потери жизненных перспектив (чего не отмечается в детстве и даже у многих подростков), т.е. юноша осознает свою ущербность по сравнению с окружающими, у него появляется самоощущение жертвы (что характерно для половины изученных).

     Индивидуальные  особенности, а также нормы и отношение ближайшего окружения могут приводить к тому, что вполне благополучный в обыденном смысле слова человек тем не менее считает себя неудачником, несчастным и т. д., относится к себе как к жертве жизненных обстоятельств. Это может вести к тому, что его поведение и отношения с окружающими определяются подобным самоотношением, что, как минимум, усложняет его жизнь и, как максимум, может привести к психическим и социальным отклонениям, т. е. превратить его в реальную жертву.

     Социализация  является успешной, если имеется, с  одной стороны, эффективная адаптация  человека в обществе, а с другой – способность в какой-то мере противостоять обществу, а точнее – части тех жизненных коллизий9, которые мешают развитию, самореализации, самоутверждению человека.

     Таким образом, можно констатировать, что  в процессе социализации заложен  внутренний, до конца не разрешимый конфликт между степенью адаптации  человека в обществе и степенью обособления  его в обществе. Эффективная социализация заключается в сохранении баланса между адаптацией в обществе и отделением, обособлением от него. Если человек не может в какой-то мере противостоять миру, то он является жертвой социализации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература:

  1. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учебник. – Москва: ACADEMA, 2005г.
  2. Павленок П.Д. Основы социальной работы: Учебник. - 2-е изд, - Москва: ИНФРА-М, 2001г.
  3. Жук О.Л., Богомазов А.П. "Конспект лекций по курсу «Основы педагогики»".
  4. Просветительский журнал по социальным вопросам "Социальная защита", №6 (159) июль 2005.

Информация о работе Типы и характеристика потенциальных и реальных «жертв» неблагоприятных условий социализации