Типология конфликтов

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 19:15, контрольная работа

Описание работы

Конфликт (от лат. «confluctus» ) означает столкновение сторон, мнений, сил. Так же это одно из важнейших явлений современной социальной и политической жизни. Всем хорошо известно, что жизнь человека в обществе сложна и полна противоречий, часто приводящих к столкновению интересов как отдельных людей, так больших и малых социальных групп.

Содержание

Введение

1. Виды и структура конфликта.

2. Стадии протекания конфликта.

3. Соотношение видов и причин конфликтов

4. Заключение

5. Литература

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 37.81 Кб (Скачать)
 
 

Министерство  образования и  науки Российской Федерации 

Федеральное государственное  бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования 

«Всероссийский  заочный финансово-экономический  институт» 

в г. Барнауле 
 
 

        Кафедра
        философии, истории и права 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа  

По культуре речи и деловому общению на тему №22: 

Типология конфликтов 
 
 
 

    Студентка Попова Анастасия  Анатольевна
    Специальность Финансы и кредит
    Образование  

    № личного дела

    Первое высшее 

    11ФЛД11924

    Группа 1БЭу-2
    Преподаватель Воробьёва Марина Ивановна- старший преподаватель
    Выполнена: 03.11.2011 Подпись:
       
       

Барнаул 2011 
 

2 
 

СОДЕРЖАНИЕ 

        Введение

    1. Виды и  структура конфликта.

    2. Стадии протекания  конфликта.

    3. Соотношение  видов и причин конфликтов

    4.  Заключение

    5.  Литература 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

3

Введение 

       Конфликт (от лат. «confluctus» ) означает столкновение сторон, мнений, сил. Так же это одно из важнейших явлений современной социальной и политической жизни. Всем хорошо известно, что жизнь человека в обществе сложна и полна противоречий, часто приводящих к столкновению интересов как отдельных людей, так больших и малых социальных групп. Ведь у каждого человека в жизни есть свои цели в той ли иной области. Каждый стремится достичь своего и по-своему. Но часто люди, связанные одним делом сталкиваются в своих интересах, и тогда происходит конфликт.

     История человеческой цивилизации насыщена разного рода конфликтами. Одни конфликты  охватывали целые континенты и десятки  стран и народов, другие вовлекали  большие и малые социальные общности, третьи происходили между отдельными людьми. С древнейших времен люди пытаются решить возникающие противоречия и  мечтают о бесконфликтном обществе. Возникновение государственности  тоже можно рассматривать, как стремление создать универсальный механизм для предотвращения и разрешения конфликтов. В древнейших законах  жестокого царя Хаммурапи (1792-1750гг. до н.э.) содержатся десятки способов разрешения конфликтных ситуаций. По преданию царь Соломон (965-928гг. до н.э.) прославился благодаря мудрости и умению избегать и разрешать  конфликты.

     На  протяжении веков лучшие умы человечества создавали теоретические модели бесконфликтного общества, а порой  пытались воплотить их в реальную жизнь. К великому сожалению, все  заканчивалось неудачей и порождало  еще более жестокие конфликты.

     Таким образом, проблема конфликта и защиты от него является самой актуальной проблемой времени, и решение  ее требует не только определенных знаний, но и желания самих людей  к бесконфликтному решению вопросов.  
 
 
 
 
 
 
 

4

Виды  и структура конфликта 

Существует около 112 определений понятия «конфликт» и заметны значительные расхождения  в формулировках. Так что приведём наиболее типичные:

  • Конфликт — это проявление объективных или субъективных противоречий, выражающихся в противоборстве сторон.
  • Конфликт — это наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.

Как считает  Ф. Глазл автор литературы об конфликт-менеджменте, многие англо-американские авторы делают упор в своих определениях на противоречиях целей или интересов, которые преследуют стороны, но не дают четкого определения понятия “конфликт”.

Из всех определений  “конфликт” возникает ряд вопросов. Какие противоречия являются значимыми и что такое противоречие вообще и чем они отличаются от конфликтов?

Практически никто, за исключением Ю.В. Рождественского, не определяет противоречие как речевое  действие. Он выделяет три стадии развития борьбы интересов, которые приводят к конфликту. “Действия в этой борьбе можно поделить как бы на три стадии интенсивности: различия во мнениях, противоречия в дискуссиях и прямая борьба в виде конфликтов в действиях”. С нашей точки  зрения, противоречием можно считать  диалог, т.е. речевое действие, когда  высказываются различия сторон.

Конфликтом мы будем считать любые речевые  действия сторон, направленные на нанесение  ущерба любого рода противоположной  стороне.

Понятийная схема, характеризующая сущность конфликта должна охватывать четыре основные характеристики: структуру, динамику, функции и управление конфликтом.

В структуре конфликта  выделяют:

  • объект (предмет спора);
  • субъекты (отдельные индивиды, группы, организации);
  • условия протекания конфликта;
  • масштаб конфликта (межличностный, локальный, региональный, глобальный);
  • стратегии и тактики поведения сторон

5

  • исходы конфликтной ситуации (последствия, результаты, их осознание).

Всякий  реальный конфликт представляет собой сложный  динамический процесс, включающий следующие  основные стадии:

  • предметная ситуация — возникновение объективных причин конфликта
  • конфликтное взаимодействие — инцидент или развивающийся конфликт
  • разрешение конфликта (полное или частичное).

Конфликт, независимо от его  природы, выполняет  ряд функций, среди которых наиболее важными являются:

  • диалектическая — служит для выявления причин конфликтного взаимодействия;
  • конструктивная — вызываемое конфликтом напряжение может быть направлено на достижение цели;
  • деструктивная — появляется личностная, эмоциональная окраска взаимоотношений, которая мешает решению проблем. Управление конфликтом можно рассматривать в двух аспектах: внутреннем и внешнем. Первый из них заключается в управлении собственным поведением в конфликтном взаимодействии. Внешний аспект управления конфликтами предполагает, что субъектом управления может выступать руководитель.

Управление  конфликтом — это целенаправленное обусловленное объективными законами воздействие на его динамику в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт.

В научной литературе можно проследить различное отношение к конфликтам. Конфликт, как явление всегда нежелательное, которое следует, по возможности, избегать и немедленно разрешать. Такое отношение четко прослеживается в трудах авторов, принадлежащих к школе научного управления. Авторы, принадлежащие к школе “человеческих отношений”, также были склонны считать, что конфликтов желательно избегать. Но если конфликты в организациях присутствовали, то рассматривали это как признак неэффективной деятельности и плохого управления.

Современная точка  зрения заключается в том, что  даже в организациях с эффективным  управлением некоторые конфликты  не только возможны, но даже могут быть желательны. Во многих случаях конфликт помогает выявить разнообразия точек  зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить проблемы и т.п.

Таким образом, конфликт может быть функциональным и вести к повышению эффективность  организации. Или он может быть

6

дисфункциональным и приводить к снижению личной неудовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности организации. Роль конфликта в основном зависит от того, насколько эффективно им управляют.

Виды  конфликтов

В современной  литературе существует множество классификаций  конфликтов по различным основаниям.

Так А.Г. Здравомыслов дает классификацию уровней  конфликтующих сторон:

  • Междиндивидуальные конфликты
  • Межгрупповые конфликты и их типы:
    • группы интересов
    • группы этнонационального характера
    • группы, объединенные общностью положения;
  • конфликты между ассоциациями
  • внутри и межинституциональные конфликты
  • конфликты между государственными образованиями
  • конфликты между культурами или типами культур

Р. Дарендорф  дает одну из наиболее широких классификаций  конфликтов.

Мы  приведем данную классификацию, указав в скобках  типы конфликтов:

  • По источникам возникновения (конфликты интересов, ценностей, идентификации).
  • По социальным последствиям (успешные, безуспешные, созидательные или конструктивные, разрушительные или деструктивные).
  • По масштабности (локальные, региональные, межгосударственные, глобальные, микро-, макро-, и мегаконфликты).
  • По формам борьбы (мирные и немирные).
  • По особенностям условий происхождения (эндогенные и эксогенные).
  • По отношению субъектов к конфликту (подлинный, случайный, ложный, латентный).
  • По использованной сторонами тактики (сражение, игра, дебаты).

А. В. Дмитров  дает несколько классификацией социальных конфликтов по разным основаниям. К  конфликтам по сферам автор относит: экономические, политические, трудовые, социального обеспечения, образования, образования и пр.

Виды  конфликтов по отношению  к отдельному субъекту:

7

  • внешние (межличностные, между личностью и группой, межгрупповые).

В психологии принять  также выделять: мотивационные, когнитивные, ролевые и пр. конфликты.

мотивационные конфликты (мало кто удовлетворен работой, многие не верят в себя, испытывают стрессы, перегрузки на работе) в большей мере, к внутриличностным конфликтам. описывают мотивационные конфликты как групповые. Когнитивные конфликты также в литературе описаны как с позиций внутриличностных, так и межгрупповых конфликтов.

Ролевые конфликты (проблема выбора одного из нескольких возможных и желаемых вариантов): внутриличностные, межличностные и межгрупповые чаще всего проявляются в деятельностной сфере. Но чаще всего в психологической литературе описываются три вида конфликтов: на внутриличностном уровне, на межличностным и межгрупповом.

Ф. Лютенс выделяет 3 типа внутриличностных конфликтов: конфликт ролей; конфликт, вызванный фрустрацией, конфликт целей.

Межгрупповые  конфликт — это, как правило, конфликты интересов групп в производственной сфере.

Межгрупповые  конфликты порождаются чаще всего  борьбой за ограниченные ресурсы  или сферы влияния в рамках организации, которая состоит из множества формальных и неформальных групп, имеющих совершенно различные  интересы. Такое противостояние имеет  разные основы. Например, профессионально-производственная (конструкторы- производственники-финансисты), социальная (рабочие-служащие — руководство) или эмоционально-поведенческие ("лентяи" — "работяги").

Информация о работе Типология конфликтов