Т.Гоббс об общественном договоре

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 19:23, контрольная работа

Описание работы

Макросоциология изучает социальные структуры, общности, большие социальные группы, слои, системы и процессы в них происходящие. Социальная общность, выступающая объектом макросоциологического анализа,— это цивилизация и наиболее крупные ее образования. Макросоциологический подход не требует детального рассмотрения конкретных проблем и ситуаций, а нацелен на их комплексный охват. Макросоциологический подход к явлениям связан с общественными мировыми системами и их взаимодействием, с различными типами культур, с социальными институтами и общественными структурами, с глобальными процессами.

Содержание

Понятие макро и микро социологии……………………………………..3
Религия как социальный институт……………………………………….8
Тоталитаризм как политическая система……………………………….15
Политика и мораль. Цели и средства в политике. Насилие и ненасилие…………………………………………………………………19
Т.Гоббс об общественном договоре…………………………………….27
Список литературы…………………………………………………….....30

Работа содержит 1 файл

Социология.doc

— 173.50 Кб (Скачать)

 

 

 

Содержание:

 

  1. Понятие макро и микро социологии……………………………………..3
  2. Религия как социальный институт……………………………………….8
  3. Тоталитаризм как политическая система……………………………….15
  4. Политика и мораль. Цели и средства в политике. Насилие и ненасилие…………………………………………………………………19
  5. Т.Гоббс об общественном договоре…………………………………….27
  6. Список литературы…………………………………………………….....30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Понятие макро и микро социологии

Макросоциология изучает социальные структуры, общности, большие социальные группы, слои, системы  и процессы в них происходящие. Социальная  общность, выступающая объектом макросоциологического анализа,— это цивилизация и наиболее крупные ее  образования. Макросоциологический подход не  требует детального рассмотрения конкретных проблем и ситуаций, а нацелен на их комплексный охват. Макросоциологический подход к явлениям  связан с общественными мировыми системами  и их взаимодействием, с различными типами культур, с  социальными   институтами  и  общественными  структурами, с глобальными процессами.

 Макросоциология основное внимание уделяет моделям поведения, помогающим понять сущность любого общества. В ней оперируют понятиями: общество, культура, социальный  институт, социальная система и структура, глобальные социальные процессы и пр.

Макросоциологи полагают, что общество первично, а индивид - вторичен (он таков, каково общество, в котором он родился и сформировался). Предметом макросоциологии являются над индивидуальные структуры. Макросоциология тяготеет к социально-философской традиции, является в основном теоретической,  предметно-ориентированной. Но имеет и прикладную функцию: совершенствование общества через его реформации, содействие стабилизации, упорядоченности общественной жизни.

          В 30-е годы нашего столетия в социологии возникла новая отрасль социологического знания, получившая название социометрии или микросоциологии.

Микросоциология изучает повсеместное поведение  людей в их межличностном взаимодействии.

Активное внедрение  социометрии в практику изучения внутригрупповых отношений связано с именем Джекоба Морено. Он родился в Румынии, окончил Венский университет (где изучал философию и медицину). Во время учебы находился под сильным влиянием взглядов З. Фрейда. Несколько лет работал врачом, занимался психиатрической практикой. Первые свои наблюдения о значимости межличностных внутригрупповых отношений и необходимости их специального исследования сделал ещё в 1920-х гг. В 1925 г. Морено переехал в США. Там он основал Институт социометрии  и психодрамы, вошедший в историю как Институт Морено. Под его руководством публиковались известные и популярные в то время периодические издания «Журнал межличностных отношений» и «Социометрия».

Морено активно  пропагандировал свои концепции  и практическую психотерапевтическую деятельность. Под эгидой ЮНЕСКО он читал лекции во многих странах Европы, был с этой целью и Советском Союзе. На русском языке издана его «Социометрия». Среди более чем 300 научных трудов основными работами были «Социометрия и культурный порядок», «Социодрама», «Психодрама». Наиболее популярной его книгой стала работа «Кто выживет? Основы социометрии, групповой психотерапии и социодрамы».

Распространенность  социометрии в значительной мере объясняется оригинальными исследовательскими методиками, которые используются как  общенаучный инструментарий в различного рода социальных исследованиях.

В то же время  некоторые теоретические посылки  социометрии со свойственной ей фетишизацией психической жизни людей и  необоснованным распространением теории малых групп на все социальные процессы вызывали определенную критику, как в социальной философии, так и в социологии.

В качестве трех важнейших базисных понятий социометрии  Морено называл: «социус» – товарищ; «метрум» – измерение; «драма» –  действие.

Важным моментом теоретических построений Морено было положение о том, что через раскрытие социально-психических механизмов и психических структур сообществ социометрия получает возможность установления социального контроля над поведением личностей и социальных групп.

Для Морено и  других представителей социометрии объектом исследований являются реально существующие малые социальные группы. Главное, чем они характеризуются, - это эмоциональные отношения людей друг с другом, составляющие атомарную (атомистическую) структуру общества. Простое наблюдение не в состоянии зафиксировать эти отношения, но они могут быть выявлены с помощью специфических методов измерения, особой техники опроса и обработки данных. Эта техника позволяет определить реальные конфликтные ситуации и предпринять усилия для их ликвидации.

Среди существенных инструментов социометрического анализа наибольшей популярностью пользуются:

1. Социометрические  тесты – один из приемов  опроса людей, в ходе которого  выполняется задание стандартной  формы, позволяющее получить как  бы «коллективное самовыражение опрашиваемых», т. е. количественно измеримые характеристики межличностных отношений в социальной группе.

2. Социоматрицы  – таблица, в которую при  помощи графических и числовых  обозначений заносятся полученные  в результате исследований данные, характеризующие систему взаимоотношений людей в изучаемой группе.

3. Социограммы  – дает соответствующее графическое  (схематическое) выражение социальных  отношений людей преимущественно  в малых группах.

Наряду с  ними в социометрии широко используются разнообразные индексы, коэффициенты и пр., позволяющие дать количественную характеристику изучаемым явлениям социального взаимодействия.

По мнению Морено, причиной общественных изменений являются взаимоотношения индивидов, складывающиеся из особых «микроэлементов», которые именуются «социальными электронами», или «телеэлементами». Морено охотно использовал понятие «теле», или «социогравитационный фактор», с помощью которого он пытался объяснить различные чувства, возникающие в процессе общения людей друг с другом. При это  понятие «теле» Морено определял как простейшие единицы чувства,  излучаемые человеком и направленные от индивида к индивиду. Интенсивное излучение «теле» «со знаком плюс», согласно утверждениям Морено, вызывает симпатию, а излучение «теле» «со знаком минус» – антипатию.

Микросоциология уделяет большое внимание анализу  количественной стороны психологических  отношений людей, которые определяются социометристами в терминах безразличия, симпатии (притяжения) и антипатии (отталкивания).

Для определения  параметров психологического взаимодействия людей в больших группах Морено пользовался понятием «психосоциальных сетей», которые, по его мнению, объединяют самые сложные линии взаимоотношений микроэлементов общества. К этим микроэлементам он относил в первую очередь так называемый социальный атом – непосредственной сосуществование индивидов, которое он считал наименьшим элементом общества.

Важнейшей идеей  Морено было положение о том, что  помимо внешней структуры каждая группа имеет в своей основе невидимую, неофициальную структуру, которая, однако, более реальна, нежели структура официальная (формальная).

В этой связи  Морено сформулировал одно из фундаментальных  положений социометрии, согласно которому социальные процессы, происходящие в  группе и обществе, могут быть правильно поняты лишь с учетом существования микро- и макроструктур. Под микроструктурой он понимал совокупность психических отношений людей, их желания, чувства, представления и т.д., а под макроструктурой – пространственное взаимоположение и взаимоотношение людей при выполнении ими производственных функций.

Исследования различных  противоречий между людьми привели, Морено к выводу, что основным источником напряженности и социальных конфликтов является несоответствие микро- и макроструктур  группы или общества.

Данные исследования и их интерпритация подтолкнули  Морено к обобщениям. Одним из них  стал так называемый «универсальный микрозакон», согласно которому социальные конфликты и напряжение увеличиваются  прямо пропорционально социодинамической  разнице между микро- (социометрической матрицей) и макроструктурой (официальным обществом). Из этого «закона» уже чисто логически вытекало положение о том, что основным путем для ликвидации конфликтов в обществе является приведение в соответствие микро- и макроструктур.

Это означало, что  социальная напряженность и различного рода конфликты могут быть ликвидированы  путем реорганизации макроструктуры (перегруппировки людей в пространстве) таким образом, чтобы во всех случаях  рядом оказывались люди, симпатизирующие  друг другу. Так морено пришел к одному из наиболее утопических выводов своей теории – о возможности «улучшения» человеческих отношений в рамках любой общественной системы.

Среди других законов, сформулированных Морено, особой популярностью  в ряде школ современной западной социологии пользуется так называемый «закон насыщения». Согласно «закону насыщения», в национальных и международных  отношениях существует точка, превышение которой ведет к «перенасыщению» или иными словами, к национальным и расовым конфликтам, розни и войне.

Продолжением  социометрии являются психодрама и  социодрама, также разработанные  Морено. Он создал «терапевтический» (его  иногда называют социометрическим) театр, который означает метод группового тренинга, основанный на особенностях межличностного взаимодействия в группах. Социодрама – это моделирование и проигрывание различных социальных ситуаций, а психодрама – это моделирование и проигрывание различных ситуаций межличностного общения. Находясь на сцене люди проигрывают определенные психические состояния и социальные роли, благодаря чему им становится психологически легче и комфортнее. Таким путем ученый  лечил неврозы, алкоголизм, смягчал конфликты, выявлял неформальных лидеров, оптимизировал социально-психологический климат в малой группе.

Создание социометрии явилось одним из наиболее значимых достижений социологии как науки за весь период её существования. Внедрение количественных методов в социологию существенно преобразило её и позволило осуществлять исследования с невиданной ранее точностью, сопоставимой с исследованиями в области естественнонаучного знания. Одним из наиболее существенных последствий создания микросоциологии стал рост интереса и возможностей социальных исследований в изучении разнообразных проблем человеческого существования с использованием количественных методов и современной компьютерной техники.

 

 

 

 

 

 

 

 

                              

                       2.Религия как социальный институт

  Прежде чем рассматривать религию как социальный институт общества, необходимо рассмотреть, что представляет собой понятие «социальный институт».

     Социальные институты - это организованные объединения людей, выполняющих определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполняемых членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения, а процесс упорядочения, формализации и стандартизации общественных связей и отношений называется институционализацией .История социологии религии как дисциплины, определившей свой предмет и методы исследования, начинается с работ Э.Дюркгейма и М.Вебера. После первой мировой войны центр ее развития переместился из Европы в США. В России социологии религии не повезло, ее перспектива здесь и сегодня достаточно проблематична. Это значит, что религия выпала из поля зрения русской социальной мысли. С середины прошлого века религия неизменно остается в числе тем, активно обсуждаемых большинством направлений и школ. Это понятно, принимая во внимание тот факт, что попытки осмыслить религию как социально-исторический феномен, оценить ее социальную роль, в русской общественной мысли XIX в. предпринимаются, прежде всего в контексте споров об историческом пути и судьбах России. В то же время, вплоть до 1917 года, все сколько-нибудь важные достижения в этой области знания, полученные за рубежом, быстро получают отклик в России.

      На эту полемику наложились европейские влияния, которые для русской социальной мысли, развивавшей в научном русле, были не просто важным, но во многом конституирующим фактором.

      Исследованию религии как социального института посвятили свои работы Э. Дюркгейм, М. Вебер и другие известные ученые, и общественные деятели, в т.ч. и К. Маркс.

      Согласно теории Маркса религия как социальный феномен представляет собой объективный фактор, внешним и принудительным образом воздействующий на людей подобно любому другому общественному институту. Маркс заложил, таким образом, основу функционального метода исследования религии. Религия, согласно Марксу, больше обусловливаемый общественными отношениями, нежели обусловливающий их фактор. Ее общественная функция заключается в интерпретации, а не продуцирования существующих отношений. Социальная функция религии - функция идеологическая: она или оправдывает и тем самым узаконивает существующие порядки, или осуждает их, отказывая им в праве на существование. Религия может выполнять функцию интеграции общества, но также может действовать и как дезинтегрирующий общество фактор, когда возникают конфликты на религиозной почве.

Информация о работе Т.Гоббс об общественном договоре