Терроризм. Причины возникновения и пути преодоления

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 08:59, реферат

Описание работы

Актуальность темы обусловлена и многими другими обстоятельствами:
- до сих пор не выработано общепринятое определение терроризма и религиозного экстремизма, что порождает много путаницы, недоразумений и непонимание при анализе этих проблем и формулировании практических выводов, вытекающих из этого анализа;
- следует особо исследовать вопрос о религиозном терроризме, который в исследовательской литературе главным образом связывается с исламом, при этом упускается из виду, что тенденции радикализации существуют в любой религии, в любой идеологии;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1
ТЕРРОРИЗМ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ДЕЛ………….....5
Краткий экскурс в историю терроризма………………………………...……5
Лицо современного терроризма………………………………………….……6
ГЛАВА 2
ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ТЕРРОРИЗМА………………………………………….11
2.1. Проблема терроризма в России………............................................................11
2.2. Пути преодоления терроризма …………………………………...…………....12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………...20

Работа содержит 1 файл

Копия реферат.doc

— 47.85 Кб (Скачать)

Террористические группировки  активно используют в своих интересах  современные достижения науки и  техники, получили широкий доступ к  информации и современным военным  технологиям.

Нынешний терроризм может служить не только дополнением и органическим элементом, но и детонатором военных конфликтов, в частности, межэтнических, препятствовать мирному процессу. Этим обстоятельством в ряде случаев пытаются воспользоваться в своих геополитических и стратегических интересах США и другие западные страны. Сами страдая от террора, они, тем не менее, готовы сотрудничать с террористическими группировками в тех случаях, когда деятельность последних не направлена в данный момент против тех же США или их союзников. Примеров такой «избирательности» - великое множество.

Еще одной особенностью современного терроризма является все чаще встречающаяся  политизация целей террористической деятельности. Между тем в законодательстве ряда развитых стран и в международных документах (например, в Европейской конвенции по борьбе с терроризмом от 27.01.77 г.) терроризм квалифицируется как уголовное преступление, независимо от его причин, целей, мотивов. Нельзя не отметить, что прежде различие между политическим терроризмом и уголовной преступностью было достаточно четким.

Сегодня политический терроризм  все больше сливается с уголовной  преступностью. Их можно порой различить лишь по целям и мотивам, а методы и формы идентичны. Они взаимодействуют и оказывают поддержку друг другу. Нередко преступления уголовного характера маскируются политическими целями, а их участники, выдавая себя за террористов, требуют отношения к себе после ареста как к политическим заключенным. В Латинской Америке, например, ряд террористических организаций (перуанских, колумбийских) переплетается с наркомафией.

Таким образом, терроризм оказался непосредственно связанным с проблемой выживания человечества, обеспечения безопасности государств. Будучи крайней формой выражения социального, этнического, религиозного радикализма и экстремизма, он не склонен останавливаться ни перед чем для достижения своих целей.

В свете вышеизложенного чрезвычайное значение приобретает задача координации  международных усилий в борьбе с  терроризмом.

Акты терроризма, составляющие по своей сути международные преступления, наносят непоправимый ущерб международному правопорядку в целом. Это обстоятельство требует консолидации усилий целого ряда государств в масштабах региона  либо всего мира. Современное международное  право выработало целый ряд международных  конвенций универсального и регионального  характера, которые на основе четких критериев устанавливают в качестве предмета своего правового регулирования  взаимное сотрудничество государств в  борьбе с международным терроризмом.

Еще перед Второй мировой войной под эгидой Лиги Наций были разработаны  Конвенция о предотвращении терроризма и наказании за террористические действия и Конвенция о создании Международного суда (1937 г.).

 

 ГЛАВА 2. ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ТЕРРОРИЗМА

 

2.1. Проблема терроризма в России

 

В России проблема терроризма в последние годы приобрела особо  острый характер. Среди острых политических, экономических и социальных проблем, которые приобрела Россия на исходе ХХ века, терроризм представляет одну из главных опасностей. Для России это явление не есть порождение века нынешнего, атрибут урбанизации. Истоки российского терроризма теряются в глубине веков. По иронии судьбы русская интеллигенция еще в конце ХIХ века полагала, что только в форме терроризма она способна защитить свое право на свободу и демократию. Терроризм рассматривался как средство борьбы против самодержавия, способ защиты права двигать историю. За всю историю русских революционеров было совершено порядка трехсот террористических актов.

В наши дни, как это ни прискорбно, терроризм вошел в  повседневную жизнь российского  общества, представляя реальную угрозу национальной безопасности страны. Похищение  людей, взятие заложников, случаи угона  самолетов (70 попыток захвата воздушных  судов за период с 1991-1992 гг.), взрывы бомб на железных дорогах, в общественных местах, акты насилия в этно-конфессиональных конфликтах, прямые угрозы и их реализация в ходе политической борьбы, физическое устранение политических соперников, покушения на представителей различных  ветвей власти и т.д. стали уже  привычным явлением.

Отличительными особенностями российского терроризма являются: наличие широкого спектра террористических организаций различного толка и окраски (националистические, религиозные, левые и правые, неофашистские и т.д.); относительная новизна этого явления для современной России и неготовность правоохранительных сил к эффективному противодействию им; различная оценка терроризма и террористов в зависимости от регионов и субъектов Федерации (от национального героя до преступника), что связано с ростом националистических и сепаратистских устремлений местных этноэлит; невозможность выделения “чистых” типов терроризма и несовершенство российского законодательства по борьбе с терроризмом.

В России происходит интеграция терроризма и организованной преступности, появляются примеры взаимодействия российских террористических групп с подобными организациями на международном уровне (обучение боевиков УНА-УНСО на территории Чечни, участие боевиков турецкой террористической организации “Серые волки” в боевых действиях на Северном Кавказе, учебные лагеря Хаттаба на территории Чечни и т.п.).

 

2.2. Пути преодоления терроризма

 

По мере возрастания угроз  со стороны террористических организаций  для борьбы с ними во многих странах  создавались спецподразделения, затрачивались  значительные финансовые средства, ужесточалось законодательство, принимались другие ответные меры. Насколько же все  эти шаги оказались эффективными?

Анализируя нынешнее состояние  дел в этой области, зарубежные эксперты подчеркивают, что антитеррористические акции, проведенные в период 90-х  годов, не всегда достигали желаемого  результата. В некоторых случаях  власти пассивно наблюдали за тем, как  развиваются события, и даже шли  на выполнение требований террористов, либо отвечали на провокации экстремистов применением силы, предпочитая бороться с ними их же методами. Как отмечалось в связи с этим в зарубежных изданиях, крупномасштабные антитеррористические операции, в ходе которых использовался  широкий спектр средств вооруженной  борьбы, если и достигают поставленных целей, то причиняют ущерб, сопоставимый или даже превышающий тот, что наносят террористы, и, таким образом, себя не оправдывают.

Возможные способы противодействия  терроризму, предлагаемые иностранными специалистами, варьируются от политико-дипломатических  мер до физического устранения лидеров  преступных группировок и бескомпромиссного  уничтожения террористических формирований в обширных зонах. Особым методом  считается освобождение заложников, однако при проведении такой операции необходимо исходить в первую очередь  из возможностей спецслужб. Общим требованием, выдвигаемым при подготовке и  проведении антитеррористических операций, является необходимость их завершения в сжатые сроки, а главным приоритетом - обеспечение безопасности, как  привлекаемых сил, так и гражданского населения. По мнению зарубежных экспертов, затягивание операции способно вызвать  раздражение общества, а "слишком  энергичное" ее проведение может  привести к жертвам среди заложников и "побочному урону".

Часть западных специалистов полагает, что в любом случае необходимо вступать с террористами в терпеливый диалог. У них сложилось устойчивое мнение о необходимости уступок  боевикам в ситуациях, когда жизни  людей или сохранности особо  важных объектов угрожает опасность. И  лишь в том случае, если все предпринятые меры не дали ожидаемого результата, то можно пойти на такую меру, как  нейтрализация угрозы с применением  вооруженной силы.

Те же эксперты, которые  выступают за силовое решение  проблемы, считают необходимым повышать мобильность, ударную и огневую  мощь спецподразделений, а при необходимости  привлекать воинские контингенты. При  этом, по их мнению, должно быть налажено тесное взаимодействие между привлекаемыми  силами, включая совместную подготовку к решению следующих боевых задач: охрана важных объектов и участков коммуникаций, представляющих интерес  для террористов, предотвращение диверсий и изоляция террористических группировок от населения, окружение, разоружение или огневое поражение вооруженных террористических группировок, ликвидация их баз и воспрещение подхода пополнений, оказание необходимой помощи пострадавшим и транспортное обеспечение операций.

Первостепенное значение приобретает совершенствование  всех видов разведки, призванных устанавливать  состав и местоположение наиболее опасных  террористических группировок, систематически отслеживать их деятельность и вскрывать  пути поставок им оружия и боеприпасов. При этом подчеркивается, что прогнозировать и предупреждать террористические акции в десятки раз дешевле, чем ликвидировать их последствия. Для решения общими усилиями более  широкого круга задач рекомендуется  готовить специальные сценарии, где  должны быть детально проработаны схемы  действий подразделений и частей в соответствии с ожидаемой обстановкой.

Еще одним аспектом борьбы с терроризмом, как полагают западные военные эксперты, является создание мощных малогабаритных средств поражения, не наносящих вред окружающей среде, что пока недостаточно учитывается  в технических заданиях на их разработку. Вместе с тем они отмечают, что  здесь еще не в полной мере реализованы  возможности современных огневых  средств. В частности, нет никаких  оснований отказываться от существующих образцов высокоточного оружия, обеспечивающих избирательное поражение малоразмерных  объектов. Позитивное начало, по мнению этих экспертов, содержится в относительно гуманном, так называемом несмертельном  оружии, действие которого основано на иных физических принципах (электромагнитное, лазерное, акустическое и др.), позволяющем  без кровопролития сковать действия террористов и спасти заложников. В зарубежных публикациях перечисляются  такие его достоинства, как скрытность и внезапность применения, а также  сильное морально-психологическое  воздействие. Некоторые сомнения у  специалистов вызывают, однако, темпы  его разработки.

Одним из важнейших направлений  подготовки антитеррористических сил  является тщательный анализ опыта, накопленного в ходе ранее проведенных антитеррористических операций. Иностранные специалисты отмечают, что при всем разнообразии они содержат немало поучительных моментов и поныне не теряют своей значимости. Так, в 1995 году во Франции в течение трех месяцев были совершены несколько терактов в метро, на рынках и площадях, вследствие чего 10 человек погибли, более 200 получили ранения. В связи с этим правительство ввело в действие план чрезвычайных мер по борьбе с терроризмом "Вижипират", предусматривавший, в частности, установление жесткого контроля за потенциальными преступниками, координацию действий различных спецслужб и полиции, активное участие населения, призванного информировать силовые структуры о "любых подозрительных объектах и субъектах". В результате осуществления этих мер, одобренных более 70 проц. жителей страны, уже через год все активные члены террористических групп (некоторые из них проходили подготовку в Саудовской Аравии) и причастные к ним лица были выявлены, арестованы, а впоследствии осуждены. В 1997 году в г. Гавана (Куба) произошла серия взрывов в гостиницах и ресторане, что повлекло за собой человеческие жертвы. В кратчайший срок кубинские спецслужбы сумели "вычислить" среди десятков тысяч иностранных туристов их устроителей, оказавшихся гражданами Сальвадора.

Экстремисты, действующие  внутри государства, нередко снабжаются и финансируются извне, поддерживают систематические контакты с другими  национальными преступными группировками, обмениваются опытом, оказывают помощь друг другу в приобретении необходимого оружия, интересующей их информации, вместе тренируются в учебных центрах, созданных в различных странах.

Распространение терроризма вызывает серьезную обеспокоенность  мирового сообщества, в том числе  и политических лидеров западных стран. Однако, по мнению некоторых  зарубежных экспертов, ни в Европе, ни в США еще не осознали в полной мере всю опасность международного терроризма и необходимость выработки  общей стратегии и принятия более  эффективных контрмер. Отмечая крайне сложную ситуацию в тех регионах, где опасность терактов особенно велика, они подчеркивают, что ни одна страна не в состоянии справиться с таким социальным явлением самостоятельно. Поэтому, по их мнению, борьба с терроризмом становится общей проблемой, которая должна решаться не на национальном уровне, а на широкой международной основе путем интеграции и комплексирования структур, на которые возложены такие функции.

Решить назревшую проблему невозможно без радикального совершенствования  международно-правовой антитеррористической базы. Этот вопрос имеет свою предысторию. Еще в 70-х годах в США после ряда крупных терактов стал разрабатываться план общегосударственных мер по борьбе с терроризмом на территории самой страны и за ее пределами, реализация которого была возложена на ФБР и управление по борьбе с терроризмом государственного департамента соответственно. В то же время в Европейской конвенции о преследовании терроризма (1977) отсутствует даже определение терроризма. В ст. 1 лишь перечислены преступные акции, подпадающие под ее действие, а именно: относящиеся к сфере действия Гаагской конвенции о борьбе с незаконных захватом воздушных судов (1970) и Монреальской конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (1971); покушения на жизнь, здоровье и свободу лиц, имеющих международный иммунитет; захват заложников; преступления, связанные с применением бомб, гранат, ракет, автоматического оружия, заминированной корреспонденции. На парижском совещании стран восьмерки (1996) были приняты уточненные рекомендации по многостороннему сотрудничеству в борьбе с международным терроризмом. Среди них проведение мероприятий по защите от незаконного захвата воздушных судов и дальнейшему укреплению безопасности гражданской авиации, обнаружению взрывных устройств и предупреждению терактов на общественном транспорте, повышению устойчивости электронных и компьютерных инфраструктур и т. д.

Информация о работе Терроризм. Причины возникновения и пути преодоления