Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 18:05, доклад
Наибольший вклад в изучение социальных институтов на начальном этапе развития социологии внес Г.Спенсер. Он ввел этот термин, часто его употреблял, но не дал строгого определения. Учение о социальных институтах разработано им в рамках системного описания общества. Все институты составляют единое, взаимосвязанное целое.
Наибольший вклад в изучение социальных институтов на начальном этапе развития социологии внес Г.Спенсер. Он ввел этот термин, часто его употреблял, но не дал строгого определения. Учение о социальных институтах разработано им в рамках системного описания общества. Все институты составляют единое, взаимосвязанное целое. Каждый из них удовлетворяет определенную общественную потребность и не подменяет другие институты. Так же, как и общество, институты существуют для блага людей, а не наоборот.
Для Спенсера социальные институты – это нечто вроде органов общественного суперорганизма, позволяющих вести совместную жизнь и деятельность людей. Именно совокупность институтов и сеть функциональных связей между ними определяют строение и базовую организацию общества.
Система |
Организм |
Общество |
поддерживающая |
мышцы, органы питания |
промышленность, с/хоз-во |
распределительная |
кровеносная система |
транспорт, торговля, средства коммуникации |
регулятивная |
нервная система |
государство |
Анализу институтов английский социолог посвятил значительную часть своего главного социологического труда – «Оснований социологии» (1876-1896).
Спенсер говорит, что в обществе, по мере его эволюции, становится все больше социальных институтов, цель деятельности которых состоит в обеспечении нормального функционирования всего социального организма. Помимо обеспечения стабильности общественного функционирования, социальные институты обеспечивают превращение человека в социальное существо, создают условия для социализации личности.
Всего Спенсер выделяет шесть групп институтов: домашние (семейные), обрядовые, политические, церковные, профессиональные и промышленные.
- Домашние институты характеризуют включенность людей в различные формы жизни, связанные с межиндивидуальными отношениями. Они эволюционируют от неупорядоченных отношений между полами (первобытные формы общественной жизни) до современных форм моногамии и показывают связь между типом семьи и типом общества. Основное внимание Спенсер уделяет рассмотрению таких домашних институтов, как семья, брак, воспитание.
- Обрядовые, или церемониальные институты регулируют поведение людей через установление, утверждение в качестве принятых большинством населения обычаев, обрядов, этикета, моды, привычек и т. д. Многие из этих институтов имели и продолжают иметь культовый характер (свадьба, похороны, народные празднества и др.). Главная их задача – осуществление регулятивной функции и конкретизирующей ее функции социального контроля за повседневным поведением людей. Обрядовые институты старше по возрасту своего существования, чем политические и церковные, и часто оказываются более эффективными в реализации основных социальных функций, чем государство и религия.
- Политические институты (главные среди них – государство, армия, право, полиция, суд), анализу которых ученый уделяет больше внимания, устанавливают и регулируют политические и правовые отношения между людьми, их группами, классами.
Он был убежден в
том, что конфликты и войны
сыграли решающую роль в становлении
политической организации и классовой
структуры общества. Классы возникли
не в результате завоевания одних
народов другими, а как следствие
подчинения внутренней организации
общества задачам войны. На основе традиции
формировалось право, укрепление института
собственности привело к
Война и труд – те силы, которые создают государство, причем на начальных этапах роль насилия и военных конфликтов была решающей, так как потребность обороны или завоевания больше всего сплачивают и дисциплинируют общество. В последующем объединяющей силой становятся общественное производство, разделение труда, прямое насилие уступает место внутреннему самоограничению.
Церковные институты обеспечивают интеграцию в общество различных групп населения, хотя и используют для достижения этой цели иные средства и механизмы. Спенсер подчеркивал большую роль духовенства в функционировании церковных институтов. В качестве прообраза его деятельности им рассматривались действия жрецов, шаманов, колдунов. Постепенно эта каста создает организацию, контролирующую определенные сферы общественной жизни, поддерживая традиции, обычаи, верования.
Профессиональные промышленные (изначально – профессиональные) институты, возникающие на основе разделения труда. Они охватывают различные виды производства и их организацию на заводах и фабриках. К профессиональным институтам Спенсер относил гильдии, цехи, профессиональные союзы. Они обеспечивают функционирование производственной структуры общества и регулирование трудовых отношений между участниками производства. Их главная функция – в сближении, интеграции, защите людей, занятых одной и той же профессиональной деятельностью. Развитие промышленных институтов основано, прежде всего, на усиливающемся разделении труда и оптимизации управления производством.
Ценность учения Спенсера
о социальных институтах определяется,
во-первых, тем, что они впервые
были строго проклассифицированы, во-вторых,
проанализированы с позиций эволюционной
теории, в-третьих, рассмотрены на громадном
историко-этнографическом