Теория социального реализма и научный метод в социологии Э.Дюркгейма

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2011 в 13:55, реферат

Описание работы

1. Жизненный путь ученого

2. Интеллектуальные истоки дюркгеймовской социологии

3. “ Социологизм ” как философское обоснование социологии

Работа содержит 1 файл

КР.docx

— 49.47 Кб (Скачать)

Необходимо уточнить, что критика психологизма осуществлялась Дюркгеймом по существу с позиций  зарождавшейся тогда социальной психологии. “Когда мы говорим просто "психология", - писал Дюркгейм, - мы имеем в виду индивидуальную психологию, и стоило бы для ясности  в обсуждениях ограничить таким образом смысл слова. Коллективная психология - это вся социология целиком: почему же не пользоваться только последним выражением?” . Трактовка же самих социопсихических сущностей, таких, как “коллективное сознание” , “коллективные представления” . “коллективные чувства” , “коллективное внимание” и т. и., у него была сугубо “социологистской” : последние рассматривались как надындивидуальные сущности, не сводимые к соответствующим фактам и состояниям индивидуальной психики. Этим “социологистская” социальная психология Дюркгейма существенно отличалась от “психологистской” социальной психологии его постоянного оппонента Г. Тарда, сводившего социально-психологические закономерности к индивидуально-психологическим.

Под влиянием трудностей методологического характера и  критики со стороны других направлений  Дюркгейм со временем смягчил ригоризм своих первоначальных “социологистских” и антипсихологистских формулировок. Многие интерпретаторы Дюркгейма характеризовали эволюцию его идей как движение в сторону все большего спиритуализма, но это вряд ли правомерно, хотя бы потому, что уже в самом начале своей научной деятельности он усиленно подчеркивал духовный характер всех социальных явлений (включая экономические) . Вообще эволюция его мысли происходила в иной плоскости, нежели движение от материализма к спиритуализму. Это движение явилось результатом изменения методологической ситуации в социальной науке и постепенного осознания недостаточности и неадекватности механистического детерминизма в подходе к проблемам человеческого поведения.

Вначале Дюркгейм подчеркивал внешний и принудительный характер социальных фактов. При объяснении социальных явлений он часто апеллировал  к демографическим и социально-психологическим  факторам (объем и плотность населения, структура и степень сложности  социальных групп и т.п.) , к “социальной среде” и социальным условиям” (не очень ясно определяемым) . Впоследствии же он вес чаще обращается к понятиям “чувства долга” , “морального авторитета” общества и другим психологическим и символическим посредникам между обществом и индивидом.

Эта смена понятийных приоритетов выражает частичное  осознание Дюркгеймом того факта, что  социальные нормы (и, шире, социальные факторы в целом) влияют на индивидуальное поведение не непосредственно, а  через определенные механизмы их интериоризации, что внешняя детерминация осуществляется через ценностные ориентации индивидов, что действенность социальных регуляторов определяется не только их принудительностью, но и желательностью для индивидов. Отсюда рост интереса Дюркгейма к собственно ценностной проблематике в конце жизни.

В дальнейшем в  трудах последователей Дюркгейма антипсихологизм уступает место установке на активное сотрудничество социологии и психологии.

Итак, необходимость  и возможность социологии как  самостоятельной науки получили метатеоретическое обоснование. Оставалось этим обоснованием воспользоваться применительно к определенным социальным явлениям, к предмету и методу новой науки.

Предмет социологии, согласно Дюркгейму, - социальные факты, которые, как уже отмечалось, характеризуются двумя основными признаками: они существуют вне индивидов и оказывают на них принудительное воздействие . Впоследствии он доложил это истолкование предмета еще одним, определив социологию как и науку об институтах. их генезисе и функционировании-” .

Представление Дюркгейма об основных разделах и  отраслях социологии в определенной мере отражает его взгляд на значение тех или иных сфер социальной жизни. В соответствии с этими делениями  располагался материал в дюркгеймовском “Социологическом ежегоднике” . В целом социология делилась на три основные отрасли: социальную морфологию, социальную физиологию и общую социологию.

Социальная  морфология аналогична анатомии; она исследует “субстрат” общества, его структуру, материальную форму. В ее сферу входит изучение, во-первых, географической основы жизни народов в связи с социальной организацией, во-вторых. народонаселения, его объема, плотности, распределения по территории.

Социальная  физиология исследует “жизненные проявления обществ” и охватывает ряд частных социальных наук. Она включает в себя: 1) социологию религии; 2) социологию морали; 3) юридическую социологию; 4) экономическую социологию; 5) лингвистическую социологию; 6) эстетическую социологию.

Общая социология, подобно общей биологии, осуществляет теоретический синтез и устанавливает наиболее общие законы; это философская сторона науки.  
 
 
 

Литература 

1. Эспинас А. Социальная жизнь животных. СПб., 1882.

2. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М„1991.

3. Вундт В. Проблемы психологии народов. М., 1912.

4. Ярошевский М. Г. Психология в XX столетии. М., 1974.

5 . Durkheim E. Sociologie et philosophie. P., 1924.

6. Дюркгеим Э. Ценностные и “реальные” суждения // Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995.

7. Дюркгейм Э. Социология и социальные науки // Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995.

8. Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд. СПб., 1912.

9. Дюркгейм Э. и Мосс М. О некоторых первобытных формах классификации. К исследованию коллективных представлений.// Мосс М. Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии. М., 1996.

10. Социология  сегодня. Проблемы и перспективы.  М., 1965.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВТОРАЯ  ЧАСТЬ.

Тема 6. Социальные институты: сущность, происхождение, формы. Институт семьи и брака.

Задание №1. Дать определения  следующим понятиям.

Социа́льный институ́т или общественный институт (от лат. institutum - установление, учреждение) - исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых - удовлетворение социальных потребностей.

Дисфункция  института. Нарушение нормативного взаимодействия с социальной средой, в качестве которой выступает общество или сообщество, называется дисфункцией социального института.

Латентная функция. Латентными называют функции (дисфункции), последствия деятельности которые не осознаются участниками и носят ненамеренный характер. Латентные функции, таким образом, выступают в качестве побочного эффекта деятельности социального института. Они могут быть как позитивными, так и негативными, то есть дисфункциями.

Социальньная потребность - это потребность в определенном образе жизни, определенных условиях и характере труда, общении с другими людьми, самоутверждении, развитии интеллекта.

Семья́ - социальная группа, обладающая исторически определённой организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Брак - регулируемая обществом (в том числе государством) постоянная связь, как правило, между мужчиной и женщиной, как правило, основанная на личных чувствах и сексуальных отношениях, преследующая цель создания семьи.

Моногамия - брак, единобрачие, историческая форма брака и семьи, при которой в брачном союзе находятся два представителя противоположных полов. Противопоставляется полигамии, в рамках которой представитель одного пола имеет более одного брачного партнёра противоположного пола.

Полига́мия - многобрачие, при котором брачный партнёр одного пола имеет более одного брачного партнёра противоположного пола. Имеет две формы - полигиния и полиандрия.

Нуклеа́рная семья́ - семья, состоящая из родителей (родителя) и детей, либо только из супругов, на первый план выдвигаются при этом отношения между супругами, а не с детьми. Противопоставляется расширенной (или сложной) семье, в состав которой входит несколько супружеских пар или, как минимум, несколько поколений взрослых людей. Переход от сложной семьи к нуклеарной идёт при переходе от традиционного к современному обществу.

Матриарха́т (греч. μήτηρ, μάτηρ, «мать» и ρχή, «господство, начало, власть») - (или гинекократия) является такой формой общества, в котором лидирующая роль принадлежит женщинам в особенности матерям семейств этого общества.

Матриархатом  иногда также называют форму правительства, сформированного исключительно из женщин или в котором доминируют женщины.

Патриархат - общество, в котором мужчины являются «доминантным элементом» в общественно-политических делах. Это явление также известно под именем андрархии или андрократии.

Родство есть связь всех членов семьи мужеского и женского пола, от одного общего родоначальника происходящих, хотя бы не все из них носили его имя и прозвание. 

Задание №2. Тест.

1. Что такое социальный институт?

          А. институт, где обучают на социологов;

          Б. высшее учебное заведение;

          В. комплекс научно-технических зданий;

          Г. совокупность норм, статусов, служащих для удовлетворения потребностей;

2. Какие  отношения в рамках семьи называют "браком":

      А. недоброкачественные и недружелюбные;

      Б. связывающие родителей и детей;

      В. связывающие супругов правами и обязанностями;

      Г. объединяющие всех членов семьи?

3.Чем  характеризуется полигамный брак:

      А. объединением в одной семье нескольких поколений;

      Б. наличием большого количества детей;

      В. предварительной договорённостью  родителей супругов;

      Г. наличием у человека нескольких супругов / супруг?

3.  Какие  функции семья не должна выполнять  как особый социальный институт:

      А. экономические;

      Б. политические;

      В. воспитательные;

      Г. репродуктивные?

4. Что  не является социальным институтом:

      А. авторитет;

      Б. религия;

      В. семья;

      Г. образование?

5. Какую  семью называют нуклеарной:

      А. состоящую из однополых партнёров;

      Б. молодожёнов, живущих отдельно от родителей;

      В. включающую только родителей и детей;

      Г. соединяющую физиков-ядерщиков;

6. Религиозным  институтом является:

      А. верования;

      Б. храмовый комплекс;

      В. церковь;

Информация о работе Теория социального реализма и научный метод в социологии Э.Дюркгейма