Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2011 в 13:55, реферат
1. Жизненный путь ученого
2. Интеллектуальные истоки дюркгеймовской социологии
3. “ Социологизм ” как философское обоснование социологии
Необходимо уточнить, что критика психологизма осуществлялась Дюркгеймом по существу с позиций зарождавшейся тогда социальной психологии. “Когда мы говорим просто "психология", - писал Дюркгейм, - мы имеем в виду индивидуальную психологию, и стоило бы для ясности в обсуждениях ограничить таким образом смысл слова. Коллективная психология - это вся социология целиком: почему же не пользоваться только последним выражением?” . Трактовка же самих социопсихических сущностей, таких, как “коллективное сознание” , “коллективные представления” . “коллективные чувства” , “коллективное внимание” и т. и., у него была сугубо “социологистской” : последние рассматривались как надындивидуальные сущности, не сводимые к соответствующим фактам и состояниям индивидуальной психики. Этим “социологистская” социальная психология Дюркгейма существенно отличалась от “психологистской” социальной психологии его постоянного оппонента Г. Тарда, сводившего социально-психологические закономерности к индивидуально-психологическим.
Под влиянием трудностей методологического характера и критики со стороны других направлений Дюркгейм со временем смягчил ригоризм своих первоначальных “социологистских” и антипсихологистских формулировок. Многие интерпретаторы Дюркгейма характеризовали эволюцию его идей как движение в сторону все большего спиритуализма, но это вряд ли правомерно, хотя бы потому, что уже в самом начале своей научной деятельности он усиленно подчеркивал духовный характер всех социальных явлений (включая экономические) . Вообще эволюция его мысли происходила в иной плоскости, нежели движение от материализма к спиритуализму. Это движение явилось результатом изменения методологической ситуации в социальной науке и постепенного осознания недостаточности и неадекватности механистического детерминизма в подходе к проблемам человеческого поведения.
Вначале Дюркгейм
подчеркивал внешний и
Эта смена понятийных приоритетов выражает частичное осознание Дюркгеймом того факта, что социальные нормы (и, шире, социальные факторы в целом) влияют на индивидуальное поведение не непосредственно, а через определенные механизмы их интериоризации, что внешняя детерминация осуществляется через ценностные ориентации индивидов, что действенность социальных регуляторов определяется не только их принудительностью, но и желательностью для индивидов. Отсюда рост интереса Дюркгейма к собственно ценностной проблематике в конце жизни.
В дальнейшем в трудах последователей Дюркгейма антипсихологизм уступает место установке на активное сотрудничество социологии и психологии.
Итак, необходимость и возможность социологии как самостоятельной науки получили метатеоретическое обоснование. Оставалось этим обоснованием воспользоваться применительно к определенным социальным явлениям, к предмету и методу новой науки.
Предмет социологии, согласно Дюркгейму, - социальные факты, которые, как уже отмечалось, характеризуются двумя основными признаками: они существуют вне индивидов и оказывают на них принудительное воздействие . Впоследствии он доложил это истолкование предмета еще одним, определив социологию как и науку об институтах. их генезисе и функционировании-” .
Представление Дюркгейма об основных разделах и отраслях социологии в определенной мере отражает его взгляд на значение тех или иных сфер социальной жизни. В соответствии с этими делениями располагался материал в дюркгеймовском “Социологическом ежегоднике” . В целом социология делилась на три основные отрасли: социальную морфологию, социальную физиологию и общую социологию.
Социальная морфология аналогична анатомии; она исследует “субстрат” общества, его структуру, материальную форму. В ее сферу входит изучение, во-первых, географической основы жизни народов в связи с социальной организацией, во-вторых. народонаселения, его объема, плотности, распределения по территории.
Социальная физиология исследует “жизненные проявления обществ” и охватывает ряд частных социальных наук. Она включает в себя: 1) социологию религии; 2) социологию морали; 3) юридическую социологию; 4) экономическую социологию; 5) лингвистическую социологию; 6) эстетическую социологию.
Общая
социология, подобно общей биологии,
осуществляет теоретический синтез и
устанавливает наиболее общие законы;
это философская сторона науки.
Литература
1. Эспинас А. Социальная жизнь животных. СПб., 1882.
2. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М„1991.
3. Вундт В. Проблемы психологии народов. М., 1912.
4. Ярошевский М. Г. Психология в XX столетии. М., 1974.
5 . Durkheim E. Sociologie et philosophie. P., 1924.
6. Дюркгеим Э. Ценностные и “реальные” суждения // Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995.
7. Дюркгейм Э. Социология и социальные науки // Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995.
8. Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд. СПб., 1912.
9. Дюркгейм Э. и Мосс М. О некоторых первобытных формах классификации. К исследованию коллективных представлений.// Мосс М. Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии. М., 1996.
10. Социология
сегодня. Проблемы и
ВТОРАЯ ЧАСТЬ.
Тема 6. Социальные институты: сущность, происхождение, формы. Институт семьи и брака.
Задание №1. Дать определения следующим понятиям.
Социа́льный институ́т или общественный институт (от лат. institutum - установление, учреждение) - исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых - удовлетворение социальных потребностей.
Дисфункция института. Нарушение нормативного взаимодействия с социальной средой, в качестве которой выступает общество или сообщество, называется дисфункцией социального института.
Латентная функция. Латентными называют функции (дисфункции), последствия деятельности которые не осознаются участниками и носят ненамеренный характер. Латентные функции, таким образом, выступают в качестве побочного эффекта деятельности социального института. Они могут быть как позитивными, так и негативными, то есть дисфункциями.
Социальньная потребность - это потребность в определенном образе жизни, определенных условиях и характере труда, общении с другими людьми, самоутверждении, развитии интеллекта.
Семья́ - социальная группа, обладающая исторически определённой организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.
Брак - регулируемая обществом (в том числе государством) постоянная связь, как правило, между мужчиной и женщиной, как правило, основанная на личных чувствах и сексуальных отношениях, преследующая цель создания семьи.
Моногамия - брак, единобрачие, историческая форма брака и семьи, при которой в брачном союзе находятся два представителя противоположных полов. Противопоставляется полигамии, в рамках которой представитель одного пола имеет более одного брачного партнёра противоположного пола.
Полига́мия - многобрачие, при котором брачный партнёр одного пола имеет более одного брачного партнёра противоположного пола. Имеет две формы - полигиния и полиандрия.
Нуклеа́рная семья́ - семья, состоящая из родителей (родителя) и детей, либо только из супругов, на первый план выдвигаются при этом отношения между супругами, а не с детьми. Противопоставляется расширенной (или сложной) семье, в состав которой входит несколько супружеских пар или, как минимум, несколько поколений взрослых людей. Переход от сложной семьи к нуклеарной идёт при переходе от традиционного к современному обществу.
Матриарха́т (греч. μήτηρ, μάτηρ, «мать» и ἀρχή, «господство, начало, власть») - (или гинекократия) является такой формой общества, в котором лидирующая роль принадлежит женщинам в особенности матерям семейств этого общества.
Матриархатом иногда также называют форму правительства, сформированного исключительно из женщин или в котором доминируют женщины.
Патриархат - общество, в котором мужчины являются «доминантным элементом» в общественно-политических делах. Это явление также известно под именем андрархии или андрократии.
Родство есть
связь всех членов семьи мужеского и женского
пола, от одного общего родоначальника
происходящих, хотя бы не все из них носили
его имя и прозвание.
Задание №2. Тест.
1. Что такое социальный институт?
А. институт, где обучают на социологов;
Б. высшее учебное заведение;
В. комплекс научно-технических зданий;
Г. совокупность норм, статусов, служащих для удовлетворения потребностей;
2. Какие
отношения в рамках семьи
А. недоброкачественные и недружелюбные;
Б. связывающие родителей и детей;
В. связывающие супругов правами и обязанностями;
Г. объединяющие всех членов семьи?
3.Чем
характеризуется полигамный
А. объединением в одной семье нескольких поколений;
Б. наличием большого количества детей;
В.
предварительной
Г. наличием у человека нескольких супругов / супруг?
3. Какие
функции семья не должна
А. экономические;
Б. политические;
В. воспитательные;
Г. репродуктивные?
4. Что
не является социальным
А. авторитет;
Б. религия;
В. семья;
Г. образование?
5. Какую семью называют нуклеарной:
А. состоящую из однополых партнёров;
Б. молодожёнов, живущих отдельно от родителей;
В. включающую только родителей и детей;
Г. соединяющую физиков-ядерщиков;
6. Религиозным институтом является:
А. верования;
Б. храмовый комплекс;
В. церковь;
Информация о работе Теория социального реализма и научный метод в социологии Э.Дюркгейма