Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 13:10, доклад
Теория социального обмена – направление в современной социологии, рассматривающее обмен различными социальными благами (в широком смысле слова) как фундаментальную основу общественных отношений, на которой вырастают различные структурные образования (власть, статус и др.). Ее яркими представителями являются Джордж Хоманс и Питер Блау.
Теория социального
обмена.
Теория социального
обмена – направление в современной
социологии, рассматривающее обмен различными
социальными благами (в широком смысле
слова) как фундаментальную основу общественных
отношений, на которой вырастают различные
структурные образования (власть, статус
и др.). Ее яркими представителями являются Джордж
Хоманс и Питер Блау.
Корни теории обмена
лежат в теоретическом направлении, которое
называется бихевиоризм (от англ. behaviour-
поведение). Это направление, возникшее
в американской социологии и психологии,
явилось одним из оснований формирования
так называемой « поведенческой» парадигмы
в социологии. В основе бихевиористких
теорий лежит понимание поведения как
совокупности реакций (ответов) на воздействие
внешней среды (стимулов). Поэтому схема
поведения выглядит в нем достаточно жестко: стимул
— реакция. Человек стремится к максимальным
наградам при минимальных затратах. Подобный
подход приводит к возможности трактовать
поведение человека как определенную
реакцию на действие того или иного стимулирующего
фактора.
Дж.Хоманс (1910—1989) провозгласил лозунг: “Вернуть человека в социологию”. Согласно его взглядам, социология явилась результатом естественного развития психологии. Существенным элементом этого направления стала теория социального поведения, которое интерпретировалось как обмен. Сущность данной теории состоит в том, что люди взаимодействуют друг с другом на основе своего опыта, взвешивая возможные вознаграждения и затраты. Поведение человека обусловлено тем, вознаграждались ли его поступки в прошлом. Такой подход к объяснению социального взаимодействия еще называют бихевиористским.
Хоманс развил пять общих положений, касающихся соц. поведения и обмена ресурсами. Первое положение гласит: «В отношении любых действий, выполняемых людьми, чем чаще человек вознаграждается за конкретное действие, тем чаще этот человек будет выполнять такое действие».
Второе положение связано с признанием роли прошлого опыта: «Если в прошлом появление конкретного стимула или набора стимулов создавало ситуацию, в которой действие человека вознаграждалось, то чем больше теперешние стимулы похожи на эти прошлые стимулы, тем чаще этот человек будет выполнять такое же или похожее на него действие в настоящем».
Однако, третье положение гласит, что «когда за свои действия человек не получает ожидаемого вознаграждения или получает неожидаемое наказание, он приходит в ярость и может вести себя агрессивно».
По существу, четвертое положение гласит, что «чем больше выгоды человек получает в результате своих действий, тем вероятнее, что он будет вести себя таким образом». В терминах Хоманса, выгода (profit) является суммарным результатом выигрышей или вознаграждений, получаемых в ходе взаимодействия, за вычетом связанных с ним затрат.
Последнее положение отражает экономическое понятие снижающейся предельной полезности. Хоманс утверждает, что «чем чаще в недавнем прошлом человек получал конкретное вознаграждение, тем менее ценной для него становится любая последующая единица этого вознаграждения». Идея заключается в том, что можно пресытиться любым определенным благом, так что дополнительные его единицы больше не вызывают желания или сохраняют ту же самую ценность, которой они обладали изначально.