Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 18:36, контрольная работа
Одно из влиятельных направлений в западной социологии, рассматривающее обмен как основу социальных взаимодействий, на которой строится вся общественная жизнь, является Теория социального обмена разработанная в трудах Джорджа Каспера Хоманса, Питера Михаэля Блау и Ральфа Уолдо Эмерсона. В моем реферате пойдет речь о взглядах Дж. Хоманса и П. Блау.
1.Теория социального обмена и бихевиористская социология: Джордж Хомансаи Питер Блау…………………………………………………….………3
2. Социальная мобильность……………………………………………………..11
Список используемой литературы……………………………………………...18
Развитие типичного статусного
поведения. Ориентированная на вертикальную
мобильность личность не будет принята
в более высокий социально-
15
для себя среде. Образцы одежды, словесные обороты, проведение досуга, манера общаться все подвергается пересмотру и должно стать привычным и единственно возможным типом поведения. Детей часто готовят специально к усвоению поведения, характерного для высокого социальноклассового слоя, обучая их музыке, танцам и хорошим манерам. Правда, не все аспекты субкультуры социального слоя или группы могут быть освоены в результате преднамеренного обучения и сознательной имитации, но такие усилия могут ускорить процесс принятия индивидом субкультуры более высокого социального слоя.
Изменение социального окружения.
Этот способ основан на налаживании
контактов с индивидами и ассоциациями
(социальными группами, социальными
кругами) того статусного слоя, в который
социализируется мобильный
Индивид и социальная мобильность.
Убеждение в том, что социальная
мобильность полезна и
Быстрота изменения общества, разумеется, требует от лидера большего, нежели способность механически исполнять определенные ритуалы. Кроме того, для технических достижений в обществе необходимо больше высокоинтеллигентных, высокообразованных профессионалов, исполнителей, экспертов. Такое общество не способно обойтись без постоянного притока на ключевые позиции "мозгов", поступающих из всех социальных слоев общества. Из этого следует, что открытая классовая система это необходимость для современного общества. Однако культивирование и развитие открытой системы может иметь неприятные последствия для некоторых из входящих в нее индивидов. Рассмотрим
16
несколько случаев существования в современном обществе индивидов с высокой мобильностью.
Статусная нестабильность. Средневековый сапожник имел мало шансов подняться по социальной лестнице, но для него практически не существовало и опасности опуститься ниже своего статуса. Он чувствовал себя спокойно, занимаясь сапожным ремеслом и будучи свободным от честолюбивых амбиций и страха перед неудачей. Он мог работать, не ощущая стыда или унижения достоинства, либо находить удовольствие в своем скромном комфорте, не испытывая жажды в роскошной жизни.
Общество с открытыми границами между социальными группами дает человеку шанс подняться, но оно же порождает в нем страх социального падения. Он не может порицать общество за свой низкий статус, но берет всю ответственность за низкое положение на себя.
Напряжение при принятии новых социальных ролей. Восходящая вертикальная социальная мобильность приводит не только к получению новых благ и привилегий, но и к появлению большей ответственности и к новым ограничениям. Случается, что некоторые люди отклоняют предложенное повышение статуса потому, что при занятии новой должности возникают добавочная напряженность и новые обязанности, увеличивающие неудовлетворенность. Нервная дрожь и стрессы среди вновь назначенных на более высокие должности далеко не исключение. Кроме того, напряжение возникает из-за достаточно трудного процесса обучения образцам новой для индивида субкультуры: новым манерам, этикету, типам взаимоотношений. Процесс приспособления к новой субкультуре бывает очень сложным. Это иногда проявляется так сильно, что грозит нервными расстройствами и резким снижением мотивации исполнения своей роли.
Разрыв связей в первичных группах. Многие люди ориентированы на вертикальную мобильность и достигают значительно более высоких статусов, чем их родители. Если, например, родители индивида принадлежат к рабочему классу, а он сам "выбился" в слой творческой интеллигенции и занимает там достаточно высокую позицию, то очевидно, что индивид и его родители должны вращаться в разных субкультурах, в двух различных социальных и интеллектуальных сферах. Общаясь со своими родителями, этот индивид будет находить все меньше точек соприкосновения, общих тем для беседы, общих взглядов на окружающую действительность. Таким образом, родители, столько сделавшие для того, чтобы их сын или дочь поднялись наверх, убеждаются в том, что между ними и детьми появилась пропасть. Для обеих сторон это очень болезненно.
17
Многие первичные группы
распадаются по причине социальной
мобильности. Если в дружеском кругу
рабочих один из них становится мастером
или старшим мастером и начинает
руководить действиями своих друзей,
дружеские связи почти
В целом социальная мобильность общества противоречивый процесс. Если сложное общество позволяет индивидам относительно свободно миновать барьеры между социальными классами и слоями, то это вовсе не означает, что всякий индивид, обладающий талантами и мотивацией, может безболезненно и легко двигаться по ступеням лестницы социального восхождения. Мобильность всегда трудно переносится всеми индивидами, так как им приходится адаптироваться в новой субкультуре, налаживать новые связи и бороться со страхом потерять свой новый статус. Вместе с тем для сложного общества открытый путь наверх, большое число достигаемых статусов единственный путь развития, ибо в противном случае возникают социальное напряжение и конфликты.
Список использованной литературы: 18
1) «Социология» В.Н. Лавриненкo, Москва 2002г. 407с.
2) «Социология. Основы общей теории» Г.В. Осипов, Москва 2003г. 912с.
3) www.mirslovarei.com
4) www.wikipedia.org
5) Романенко Л.М. Гражданское общество (социологический словарь-
справочник). М.,
6) СмелзерН.Дж. Социология. М., 1994.
7) Голенкова З.Т., Виктюк В.В., Гридчин Ю.В., Черных А.И., Романенко Л.М.
8) Фролов С.С. Социология. Учебник для высших учебных заведений. – М.:
Наука, 1994.
Содержание: 2
1.Теория социального обмена и бихевиористская социология: Джордж Хомансаи Питер Блау…………………………………………………….………3
2. Социальная мобильность……………………
Список используемой литературы……………………………………………...