Автор: Алина Россошанская, 18 Июля 2010 в 17:23, курсовая работа
Пытаясь открыть законы общества, дать дефиницию человека и выяснить законы, по которым он живет и развивается, социология не может не интересоваться и отношением, существующим между обществом и индивидом. И вполне можно утверждать, что всякая социологическая теория, объясняя общество и элементы, из которых оно состоит, стремится определить так же отношения общества и индивида, объясняя это отношение в соответствии со своим пониманием сущности общества.
Введение. 3.
Понятие социального контроля. 4.
Элементы социального контроля. 5.
Механизмы действия социального контроля. 7.
Самоконтроль. 8.
Заключение. 9.
Список литературы. 10.
План.
Стр.
Введение. 3.
Понятие социального контроля. 4.
Элементы социального контроля. 5.
Механизмы действия социального контроля. 7.
Самоконтроль. 8.
Заключение. 9.
Список
литературы. 10.
Введение.
Пытаясь открыть законы общества, дать дефиницию человека и выяснить законы, по которым он живет и развивается, социология не может не интересоваться и отношением, существующим между обществом и индивидом. И вполне можно утверждать, что всякая социологическая теория, объясняя общество и элементы, из которых оно состоит, стремится определить так же отношения общества и индивида, объясняя это отношение в соответствии со своим пониманием сущности общества.
Темой данной контрольной работы является социальный контроль (далее СК). Можно смело сказать, что пока будет существовать цивилизованное демократичное общество, будет существовать и понятие социального контроля. Именно этот фактор придает данной теме безусловную актуальность и делает её интересной для исследователей. Человек, являясь боисоциальным существом, находится в постоянном взаимодействии с обществом. Он оказывает влияние на последние, но и сам находится в непрерывном взаимодействии с окружающими людьми. С течением времени, в результате различных биологических и социальных процессов индивид поднимается на более высокий духовный уровень, и становиться личностью. Однако не каждый индивид проходит процесс социализации, и становиться личностью. Требуется длительный период времени и непрерывный процесс самовоспитания. Относительно вопросов самовоспитания и самоконтроля говорить достаточно сложно, так как контролировать их течение и развитие может лишь сам индивид, а не окружающие его общество. Выделяя индивидуальные качества, которые необходимы человеку для его гармоничного развития как личности, следует отметить духовность, стремление к самосовершенствованию, целеустремленность и многие другие. Перечислить все достаточно сложно, при этом необходимо учитывать и тот факт, что каждый человек рождается с разным набором личностных качеств, у одного их может быть меньше, а у другого больше. Однако в вопросах относящихся к общественным факторам воздействия общества на индивида имеется возможность более четкого представления о том, каким должен быть социум, для того чтобы индивид стал личностью. Одним из таких (общественных) факторов является социальный контроль.
Таким
образом, исходя из темы данной контрольной
работы, можно выявить основные задачи,
стоящие перед автором. Ими
являются:
Предлагаемая
контрольная работа не претендует на
исчерпывающее изучение всего комплекса
вопросов, касающихся теории социального
контроля. В ней лишь предпринимается
попытка путем изучения различной
литературы исследовать основные вопросы,
касающиеся понятия социального контроля,
его элементов и механизмов действия.
Понятие социального контроля.
Для детального рассмотрения понятия «социальный контроль» необходимо отметить, что существуют различные теории, которые сводят общество к индивидам или рассматривают индивида как всего лишь часть, «молекулу» общества. Имеется так же и представление, будто индивид и общество – это два отдельных и независимых друг от друга явления, которые имеют собственные отдельные и независимые законы своего возникновения и развития. Однако, данное утверждения не является верным, человек и общество диалектически взаимосвязаны. Они не могут рассматриваться изолированно, отдельно друг от друга. Отношение между обществом и человеком является сложным. Эта сложность воздействие человека на общество и общества на человека проистекает из того, что человек как отдельный индивид появляется на свет с определенными психическими склонностями, которые лишь в обществе, в продолжение жизни в общественном коллективе, развиваются и через развитие которых индивид становится личностью. Личность, как единство особенностей, свойств, формируется в результате взаимодействия организма и общественной среды. Важнейшими свойствами личности являются ее творческая способность (которая проявляется в способности изменить внешний мир, а так же во внутренней потребности в творчестве), социальность (которая отражает включенность в социальный коллектив и общественный характер человеческой природы), субъективность (выражение своеобразной индивидуальности) и целостность (в которой выражается взаимосвязанная организация со всеми психосоциальными характеристиками и которая обеспечивает относительное единство поведения в различных ситуациях). Люди устанавливают взаимоотношения и согласуют между собой свое поведение как личности, и в этом взаимосвязанном поведении проявляются личные качества индивида, такие, как совесть, характер, отношения к общественным ценностям и другие.
Таким образом, то, что отдельные люди представляют собой как личности, имеет большое значение для характера отношений, которые они устанавливают в обществе своим взаимосвязанным поведением.
С другой стороны, и общество, оказывает влияние на индивида, то есть на формирование личности. Именно в обществе развертывается процесс превращения биологического индивида в личность. Этот процесс называется социализацией. Социализация есть процесс неорганизованного и организованного воздействия общества на индивида с целью формирования личности, которая отвечает потребностям данного общества. Это может быть воздействием на индивида определенных социальных групп и общественных ситуаций, в которых индивиды оказываются как члены общества или как более или менее активные участники. В таких случаях от индивида требуется, чтобы он усвоил определенные правила и нормы поведения и поступал в соответствии с ними. Но общество может воздействовать на индивида еще и посредством различных видов и уровней образования и воспитания, влияя на его человеческие и индивидуальные способности. Социализация касается, прежде всего, индивида. Это индивидуальный процесс. Но он протекает всегда под бдительным оком общества, окружающих его людей. Они не только обучают детей, но и контролируют правильность усвоенных образцов поведения. Если контроль осуществляется отдельным человеком, то он носит индивидуальный характер, а если целым коллективом – семьей, группой друзей, учреждением или социальным институтом, то приобретает общественный характер и называется социальным контролем.
Основная задача социального контроля – создание условий для устойчивости той или иной социальной системы, сохранение социальной стабильности и в то же время для позитивных изменений. Это требует от контроля большой гибкости, способности распознавать отклонения от социальных норм деятельности: дисфункциональные, приносящие обществу вред, и необходимые для его развития, которые следует поощрять.
Социальный прогресс в развитии общества основан на изменениях, инновациях, внесениях нового, однако он невозможен без сохранения старого, если это старое заслуживает быть сохраненным для потомства. Самое важное в этом старом – это нравственные законы, нормы, правила поведения, обычаи, которые составляют содержание культуры и без которых невозможна практика социальных отношений, жизнедеятельность общества. Переселяясь на другое, новое место народ переносит с собой не памятники материальной культуры, а обычаи, нормы и традиции. Таким образом, социализация, формируя наши привычки, желания и обычаи, является одним из основных факторов социального контроля и установление порядка в обществе. Она облегчает трудности при принятии решений, подсказывая, как одеваться, как вести себя, как действовать в той или иной жизненной ситуации. При этом любое решение, идущее вразрез с тем, которое принимается и усваивается в ходе реализации, кажется нам неуместным, незаконным и опасным. Именно таким путем осуществляется значительная часть внутреннего контроля личности за своим поведением.
Элементы социального контроля.
Социальный контроль помогает сохранить живую ткань социальных отношений и представляет собой особый механизм поддержания общественного порядка и включает два главных элемента – нормы и санкции.
Социальные нормы – это предписания о том, как правильно надо себя вести в обществе. Социальные санкции – средства поощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы.
Социальные нормы различаются масштабом. Одни нормы возникают и существуют только в малых группах – компании друзей, рабочие коллективы, семьи, спортивные команды. Другие нормы возникают и существуют в больших группах или в обществе в целом и называются «общими правилами», а не «групповыми привычками». К «общим правилам» относятся: обычаи, традиции, нравы, законы, этикет, манеры поведения характерные для определенной социальной группы.
Все социальные нормы можно классифицировать в зависимости от того, насколько строго соблюдается их исполнение. За нарушение одних норм следует очень слабое наказание неодобрение, ухмылка, недоброжелательный взгляд. За нарушение других норм следуют очень сильные санкции – изгнание из страны, смертная казнь, тюремное заключение. Строже всего карается нарушение табу и юридических законов (например, убийство человека, разглашение государственной тайны), мягче всего – отдельные виды групповых привычек, в частности семейные (например, отказ выключать свет или закрывать входную дверь). Однако существуют групповые привычки, которые ценятся очень высоко и за нарушение которых следуют строгие санкции. Нормы связывают людей в единую общность, в коллектив. Подобное происходит следующим образом. Во-первых, нормы – это еще и ожидание: от соблюдающего данную норму человека окружающие ждут вполне однозначного поведения. Когда одни пешеходы движутся по правой стороне улицы, а те, кто идет на встречу, передвигаются по левой, возникает упорядоченное, организованное взаимодействие. При нарушении правила возникают столкновения и беспорядок. Значит, нормы формируют систему социального взаимодействия, которая включает мотивы, цели субъектов действия, само действие, ожидание, оценку и средства. Таким образом, нормы выполняют определенные функции в зависимости от того, в каком виде они себя проявляют – как стандарты поведения (обязанности, правила) или как ожидание поведения (реакции, поведение других людей). Защита чести и достоинства членов семьи представляет собой обязанность каждого мужчины. Здесь речь идет о норме как стандарте должного поведения. Этому стандарту соответствует вполне конкретные ожидания членов семьи, надежда на то, что их честь и достоинство будут защищены. Почему люди стремятся соблюдать нормы, а общество строго следит за этим? Нормы стражники ценностей. Честь и достоинство семьи – одна из важнейших ценностей человеческого общества с древнейших времен. А обществом ценится то, что способствует его стабильности и процветанию. Семья – основная ячейка общества, и забота о ней – его первейшая обязанность. Социальные нормы – действительно стражники порядка и хранители ценностей. Даже простейшие нормы поведения олицетворяют собой то, что ценится группой или обществом. Различие между нормой и ценностью выражается в следующем, нормы это правила поведения, ценности – абстрактные понятия о том, что такое добро и зло, правильное и неправильное, и так далее. Социальные санкции – охранники норм. Наряду с ценностями они отвечают за то, почему люди стремятся выполнять нормы. Нормы защищены с двух сторон – со стороны ценностей и со стороны санкций.
Социальные санкции – разветвленная система «вознаграждений» за невыполнение норм, то есть за девиантное поведение. Выделяют четыре типа санкций: позитивные и негативные, формальные и неформальные. Они дают четыре типа сочетаний, которые можно изобразить в виде логического квадрата.
|
Формальные позитивные санкции – публичное одобрение со стороны официальных организаций (правительство, учреждения): правительственные награды, ученые степени, вручение почетных грамот и так далее.
Позитивные неформальные санкции – публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций: дружеская похвала, комплименты, аплодисменты, улыбка и так далее. Формальные негативные санкции – наказания, предусмотренные юридическими законами, правительственными указами, предписаниями, распоряжениями: лишение гражданских прав, тюремное заключение, арест, увольнение, штраф, конфискация имущества. Негативные неформальные санкции – наказания, не предусмотренные официальными инстанциями, инструкциями: порицание, замечание, насмешка, злая шутка, пренебрежение и так далее.
Механизм действия социального контроля.
В системе социального контроля ключевую роль выполняют санкции. Вместе с ценностями и нормами они составляют его механизм. Сами по себе нормы ничего не контролируют. Поведение людей контролируют другие люди на основе норм, которые как ожидается, будут соблюдаться всеми. Соблюдение общепринятых норм делает наше поведение предсказуемым. Санкции так же предсказуемы и общеприняты. Каждый из нас знает, что за выдающиеся научное открытие ожидает официальная награда, а за тяжкое преступление – тюремное заключение. Санкции также вносят в поведение элементы предсказуемости. Когда мы ожидаем от другого человека определенного поступка, то надеемся, что он знает, не только норму, но и следующую за ним санкцию. Таким образом, нормы и санкции соединены в единое целое. Если у какой – то нормы отсутствует сопровождающая его санкция, то она перестает регулировать реальное поведение. Она становится лозунгом, призывом, воззванием, но она перестает быть элементом социального контроля.