Теория социального действия М. Вебера

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 17:17, реферат

Описание работы

Исследование проведено на основе изучения и анализа работ известных российских и зарубежных ученых, указанных в библиографическом списке.
Теория социального действия Вебера призывает задуматься над тем, чему мы отдаем предпочтение в конкретной ситуации, во взаимоотношениях с людьми, в жизни. Ведь все, что нас влечет и тревожит, как показывают современные психофизиологические исследования, запечатлевается в нас даже на клеточном, нейрональном уровне. Она наделяет научное творчество огромной воспитательной силой. Призыв Вебера "помнить о последствиях своих действий" иначе чем суждением морально-практического характера назвать трудно.

Содержание

Введение
1. Теоретико-методологические основы социального действия Вебера-Парсонса
1.1 Теория социального действия М. Вебера
1.2 Разработка теории социального действия Т. Парсонсом
Заключение
Литература
Введение

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 14.96 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

1. Теоретико-методологические  основы социального действия  Вебера-Парсонса

1.1 Теория социального  действия М. Вебера

1.2 Разработка теории социального  действия Т. Парсонсом

Заключение

Литература

Введение

 

 

Актуальность темы исследования.

Теория социального действия Вебера призывает задуматься над  тем, чему мы отдаем предпочтение в  конкретной ситуации, во взаимоотношениях с людьми, в жизни. Ведь все, что  нас влечет и тревожит, как показывают современные психофизиологические исследования, запечатлевается в  нас даже на клеточном, нейрональном уровне. Она наделяет научное творчество огромной воспитательной силой. Призыв Вебера "помнить о последствиях своих действий" иначе чем суждением  морально-практического характера  назвать трудно.

Рано или поздно все  мы обнаруживаем коренное противоречие социального действия, веберовскую  антиномию между "этикой ответственности" (в духе Макиавелли) и "этикой убеждения" (в духе Канта). Деятель, ведомый этикой ответственности - ответственности  за последствия - готов прибегнуть к  любым средствам, включая насильственные, во имя общего дела даже в ущерб  спасению собственной души. Деятель, ведомый этикой убеждения, отстаивает свои идеи вне зависимости от того, каковыми окажутся последствия его  действий. Он хочет быть чист, прежде всего, перед самим собой. Конечно, считает Вебер, этика ответственности  и этика убеждения - не абсолютные противоположности, а взаимодополнения. В обществе "гений или демон  политики живет во внутреннем напряжении с богом любви", но это напряжение "в любой момент может разразиться  непримиримым конфликтом" Антипов  Г.А., Кочергин А.Н. Проблемы методологии  исследования общества как целостной  системы. - Новосибирск, 1986. -С. 84.. По сути дела перед нами - обертон все  того же проникновения ценностно-рационального  действия в целерациональное, столь  близких друг другу в реальной жизни. Что мы предпочтем - компромисс или выбор - дело нашей совести. Данная работа поможет нам более полно  разобраться в данном вопросе.

Теоретическая основа исследования. Исследование проведено на основе изучения и анализа работ известных  российских и зарубежных ученых, указанных  в библиографическом списке.

Объект исследования. Теория социального воздействия Вебера-Парсонса.

 

1. Теоретико-методологические  основы социального действия  Вебера-Парсонса

 

1.1 Теория социального  действия М. Вебера

Родоначальником современных  учений о социальном действии считается  Макс Вебер. Сама социология, по его  глубокому убеждению, "есть наука, стремящаяся, истолковывая, понять социальное действие и тем самым каузально  объяснить его процесс и воздействие" Вебер М. Избранное. М, 2004. - С. 123.. Вебер  определяет действие (независимо от того, проявляется ли оно вовне, например, в форме агрессии, или сокрыто  внутри субъективного мира личности, подобно претерпеванию) как такое  поведение, с которым действующий  индивид или индивиды связывают  субъективно полагаемый смысл. ""Социальным" действие становится только в том  случае, если по предполагаемому действующим  лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него" Указ. Соч. - С. 127..

Осознанность, осмысленность - ключ к теории социального действия Макса Вебера. Но что означает "придать  действиям смысл"? Придать смысл - значит осознать себя в своей соотнесенности с миром. В акте, сообщающим смысл, в процессе смыслонаделения человек  ставит некоторый объект (материальный или идеальный, одушевленный или  неодушевленный) в связь со своим  микрокосмом. С другой стороны, имеет  смысл то, что не оставляет людей  равнодушными, что так или иначе  влияет на нашу жизнь, т. е. значимо. Незначимые, не соотнесенные с потребностями  и интересами вещи, события остаются вне сферы нашего внимания и не имеют для нас никакой ценности. Сообщение смысла, таким образом, есть одновременно и придание ценности.

Ценность, по Веберу, - это  форма человеческого мышления, способ умозаключений. Ее нельзя охарактеризовать в категориях "положительная - отрицательная", "относительная - абсолютная", объективное - субъективное" и т. п. Ценность, или  значимость, есть также соотношение, соотнесенность человека с миром  вещей, людей и духовных явлений. Она не связана напрямую с утилитарным  назначением этих вещей и событий, практической пользой, хотя и может  быть сведена к последней. Носителем  ценностей является личность, постигающая  их в опыте внутреннего принятия или отталкивания. Они необходимы ей для различения целей, которые  ставит перед собой воля человека. Их место в мотивации действий гораздо глубже целей и интересов. Именно отнесение к ценности как  придание смысла, на основе которого формулируется  цель, указывает нам самое главное, что определяет поведение человека. Соответственно, как полагал Вебер, если нам удастся понять, какова та ценность, на которую ориентировано  действие человека, мы поймем само это  действие, и миссия социолога будет  выполнена.

Вернувшись к определению  социального действия, нетрудно заметить, что Вебер подчеркивает субъективный характер смыслополагания. Стало быть, предполагается, что каким-то образом  стороннему наблюдателю возможно проникнуть в сознание непосредственного исполнителя  действия. Но ведь сам Вебер, казалось бы, лишает нас этой возможности. Он резонно пишет, что "высочайшие "цели" и "ценности", на которые, как показывает опыт, может быть ориентировано поведение  человека, мы часто полностью понять не можем, хотя в ряде случаев способны постигнуть его интеллектуально; чем  больше эти ценности отличаются от наших собственных, важнейших для  нас ценностей, тем труднее нам  понять их в сопереживании посредством  вчувствования, силою воображения" Вебер М. Избранное. М, 2004. -С. 132..

Выход из создавшейся ситуации Вебер находит благодаря двум допущениям. Первое из них разводит обыденное сознание (или пристрастное отношение человека к тому, что  является для него жизненно важным, практически полезным) и науку (или  беспристрастное, объективное отношение  исследователя к предмету анализа). Исследователь культуры, коим и называется у Вебера социолог, работает со вторым. Он выделяет "не общее для всех (изучаемых объектов), а значимое для всех (изучающих субъектов)". Таким образом, придание смысла как  отнесение к ценности у Вебера находится вне сферы психологии, индивидуального переживания. Мы понимаем не самого действующего человека, а  смысл его действия так, как его  выявляет нам процедура отнесения  к ценности.

Второе допущение касается самой точки отсчета, или ценности, благодаря которой мы можем определить смысл человеческого поведения  и вынести общезначимое (для действующего субъекта, для ученого-аналитика  и для научного сообщества в целом) суждение. Веберовское отнесение  к ценности - это сопоставление  смысла действия с "установкой" современной  ему исторической эпохи, свойственным данной эпохе "направлением интереса". Вебер видит в ценности лишь историческое образование, не имеющее ничего общего с вечными истинами, этическими заповедями, хотя и принадлежащее сфере культуры.


Информация о работе Теория социального действия М. Вебера