Автор: a*********@me.com, 27 Ноября 2011 в 16:57, реферат
Анализируя теории элит Парето, Моски и Михельса можно придти к выводу, что в этой области гораздо более плодотворнее не абсолютизировать различия между классовым анализом и дихотомией элита - масса, и использовать понятие "политическая элита" не как альтернативу классовой дифференциации, а, напротив, для обозначения ее стороны и момента.
Самое крупное
сочинение В. Парето, в котором
представлены его социологические
теории, - «Трактат по общей социологии».
Автор писал его с
1907 по 1912 г. В итальянском оригинале «Трактат»
был впервые опубликован в
1916 г., во французском варианте, проверенном
и одобренном автором, он вышел в 1917-1919
гг. Это огромное и весьма громоздкое по
своей структуре сочинение написано в
нарочито наукообразном стиле; оно насчитывает
около 2 тыс. страниц текста большого формата,
13 глав, 2612 параграфов, не считая приложений.
Согласно Парето,
индивиды неравны между собой
в физическом, интеллектуальном, нравственном
отношениях. Поэтому и социальное
неравенство представляется ему
совершенно естественным, очевидным
и реальным фактом.
Люди, которые обладают наиболее высокими
показателями в той или иной области деятельности,
составляют элиту. В каждой сфере деятельности
существует своя элита.
Парето различает
два вида элиты: правящую, т. е. принимающую
участие в осуществлении
(«высший слой»), а остальную часть - основная
масса населения («низший слой») [23, §§
2034, 2047 и др.]. Элиты существуют во всех
обществах, независимо от формы правления.
В качестве синонимов
этого термина Парето использует
термины «правящий класс», «господствующий
класс», «аристократия», «высший слой»,
это просто объективно «лучшие» в
определенной области деятельности:
«Может быть аристократия святых или
аристократия разбойников, аристократия
ученых, аристократия преступников и
т.п.» [23, §103]. Проблема, однако, остается:
как определить «лучших», наиболее
компетентных и т.п.? Парето, по существу,
игнорировал относительность «
Парето стремится
к чисто описательной трактовке
термина «элита», не внося в него
оценочного элемента. Тем не менее
ему не удалось избежать известной
противоречивости в истолковании этого
понятия. С одной стороны, он характеризует
представителей элиты как наиболее
способных и квалифицированных
в определенном виде деятельности,
как своего рода результат естественного
отбора. С другой стороны, в «Трактате»
встречаются утверждения, что люди
могут носить «ярлык» элиты, не обладая
соответствующими качествами. Очевидно,
что вторая трактовка противоречит
первой. По-видимому, в первом случае
Парето имеет в виду общество с
открытой классовой структурой и
совершенной системой социальной мобильности,
основанное на принципе «естественного
отбора». В этом случае элитарные
качества и элитарный статус должны
совпасть, но подобная ситуация, разумеется,
в истории встречается нечасто.
И все-таки в целом у
Парето доминирует представление о том,
что элиты формируются из людей, действительно
обладающих соответствующими качествами
и достойных своего высшего положения
в обществе.
Характерные черты
представителей правящей элиты: высокая
степень самообладания; умение улавливать
и использовать для своих целей
слабые места других людей; способность
убеждать, опираясь на человеческие эмоции;
способность применять силу, когда
это необходимо. Последние две
способности носят
Как правило, между
элитой и остальной массой населения
постоянно происходит обмен: часть
элиты перемещается в низший слой,
а наиболее способная часть последнего
пополняет состав элиты. Процесс
обновления высшего слоя Парето называет
циркуляцией элит. Благодаря циркуляции
элита находится в состоянии
постепенной и непрерывной
Циркуляция элит функционально необходима для поддержания социального равновесия. Она обеспечивает правящую элиту необходимыми для управления качествами. Но если элита оказывается закрытой, т. е. циркуляция не происходит или происходит слишком медленно, это приводит к деградации элиты и ее упадку. В то же время в низшем слое растет число индиви-дов, обладающих необходимыми для управления чертами и способных применить насилие для захвата власти. Но и эта новая элита утрачивает способность к управлению, если она не обновляется за счет представителей низшего слоя.
Согласно теории
Парето, политические революции происходят
вследствие того, что либо из-за замедления
циркуляции элиты, либо по другой причине
элементы низкого качества накапливаются
в высших слоях. Революция выступает
как своего рода альтернатива, компенсация
и дополнение циркуляции элит. В
известном смысле сущность революции
и состоит в резкой и насильственной
смене состава правящей элиты. При
этом, как правило, в ходе революции
индивиды из низших слоев управляются
индивидами из высших, так как последние
обладают необходимыми для сражения
интеллектуальными качествами и
лишены тех качеств, которыми обладают
как раз индивиды из низших слоев
[23,
§§ 2057, 2058].
Итак, в историческом
развитии постоянно наблюдаются
циклы подъема и упадка элит. Их
чередование, смена - закон существования
человеческого общества. Но изменяются
не просто составы элит, их контингент;
сменяют друг друга, чередуются сами
типы элит. Причина этой смены состоит
в чередовании, точнее, в поочередном
преобладании в элитах «осадков»
первого и второго классов, т.
е. «инстинкта комбинаций» и «настойчивости
в сохранении агрегатов» [23, §§2178, 2227
и др.].Первый тип элиты, в котором
преобладает «инстинкт
«настойчивости в сохранении агрегатов».
Когда расхождение становится достаточно
значительным, происходит революция, и
к власти приходит другой тип элиты с преобладанием
«осадков» второго класса. Для этой категории
элиты характерны агрессивность, авторитарность,
упорство, непримиримость, подозрительность
к маневрированию и компромиссам.
Первый тип
правящей элиты Парето называет «лисами»,
второй - льва- ми»". В сфере экономики
этим двум типам соответствуют категории
"спекулянтов" и "рантье": в первой
из них преобладают «осадки» первого класса,
во второй - второго [там же, § 2235]. «Спекулянты»,
обладая хорошими способностями в области
экономических комбинаций, не довольствуются
фиксированным доходом, часто незначительным,
и стремятся заработать больше. Каждая
из двух категорий выполняет в обществе
особую полезную функцию. «Спекулянты»
часто «служат причиной изменений и экономического
и социального прогресса» [там же]. Рантье.
наоборот, составляют мощный фактор стабильности.
Общество, в котором почти исключительно
преобладают «рантье», остается неподвижным
и склонно к застою и загниванию; общество,
в котором доминируют «спекулянты», лишено
стабильности; оно находится в состоянии
неустойчивого равновесия, которое легко
может быть нарушено изнутри или извне.
Гаэтано Моска -
(1858—1941)—выдающийся итальянский политолог,
один из основателей элитологии, профессор
Туринского и Римского университетов.
Главная заслуга Моски — вычленение элиты
как специального объекта исследования,
анализ ее структуры, законов функционирования,
прихода к власти, причин вырождения и
упадка, смены ее контрэлитой. В 1896 г. вышла
его книга «Элементы политической науки»,
а в 1923 г.—ее дополненное издание. В 1939
г. эта книга была переведена на английский
язык и издана под названием «Правящий
класс», принеся автору мировую известность.
Понятию
«элита» Моска предпочитал термины «правящий
класс» и «политический класс», употребляя
их как синонимы. Впоследствии он вынужден
был внести коррективы, отметив, что политический
класс является как бы базой для правящего
класса.
Действительно, понятие «правящий класс»,
с одной стороны, более широкое, чем «политический
класс»: в него входят и другие, не политические
структурные элементы — экономическая,
культурная и прочие элиты. Однако в ином
отношении понятие «политический класс»
— более широкое, чем «правящий класс»:
оно включает не только властвующую группу,
но и оппозицию. Полито- логия для Моски
прежде всего наука об элитах, важнейший
инструмент выработки ими научной политики,
которая поможет им удержаться у власти.
Опасность для элит — их стремление превратиться
в наследственную, закрытую группу, что
неминуемо ведет к ее вырождению, замене
контрэлитой. По мнению
Моски, оптимальна такая политическая
система, которая, с одной стороны, не полностью
закрыта для мобильности в элиту, а с другой
— обеспечивает преемственность элиты
— главной гарантии устойчивости политической
системы.
Идеалом является формирование элиты
не на основе богатства и родовитости,
а на основе способностей, образования,
заслуг. Впоследствии эти идеи вылились
в теории мерито-кратии.
В 1896 г. в "Основах политической науки" Г.Моска сформулировал закон социально-политической дихотомии общества. Он состоит в том, что во всех обществах, начиная с самых среднеразвитых и едва достигших зачатков цивилизации и кончая просвещенными и мощными, существует два класса: класс управляющих и класс управляемых. Первый, всегда более малочисленный, осуществляет все политические функции, монополизирует власть и пользуется присущими ему преимуществами. Второй, более многочисленный, управляется и регулируется первым и поставляет ему материальные средства поддержки, необходимые для жизнеспособности политического организма. (8)
Моска проанализировал проблему формирования (рекрутирования) политической элиты и ее специфических качеств. Он считал, что важнейшим критерием формирования политического класса является способность к управлению другими людьми, то есть организаторские способности, а также материальное, моральное и интеллектуальное превосходство. Хотя в целом этот класс наиболее способен к управлению, однако, не всем его представителям присущи передовые, более высокие по отношению к остальной части населения качества.
В ходе своей
эволюции политический класс постепенно
меняется.
Существуют две тенденции в его развитии:
аристократическая и демократическая.
Первая из них - аристократическая - проявляется
в стремлении политического класса стать
наследственным если не юридически, то
фактически. Вторая - демократическая
- состоит в обновлении политического
класса за счет наиболее способных к управлению
слоев, в том числе и низших.
Становление мировоззрения
Гаэтано Моски. Влияние позитивизма.
Отношение к другим направлениям социально-политической
мысли. Понимание предмета и метода политической
науки
Распространение
позитивизма среди итальянских
интеллектуалов, для которых этот
термин стал синонимом научного знания,
началось с середины 60- х годов прошлого
века. Популярность, какую имело это направление
в Италии, была связана с особенностями
итальянской философской мысли, которая
еще с конца XVIII в. проявила повышенный
интерес к французскому Просвещению.
Вовсе не случайно у ряда итальянских
философов — еще до проникновения в
Италию учений О. Конта и Г. Спенсера —
наметился, под влиянием французских историков
П. Кабаниса и Дестют де Траси, определенный
психолого- физиологический уклон в рассмотрении
социальных явлений. Наиболее сильное
и устойчивое воздействие позитивизм
оказал на представителей естественных
наук и социальных исследователей, близких
к конкретной политико-правовой сфере.
Ко времени
появления «Элементов» Моска (1895)
влияние позитивизма все еще ощущалось,
хотя усиливали свои позиции итальянские
геогегельянцы, приобрели популярность
идеи неокантианцев, Ф. Ницше и А. Бергсона.
Моска проявил двойственное отношение
к позитивизму, так как наряду с критикой
некоторых представителей этой школы
он сохранил верность ее общей парадигме.
При рассмотрении учения Конта итальянский
социолог не выдвигал возражений против
используемых им понятий теологической,
метафизической и позитивной стадий. Но
он возражал именно против закона последовательной
смены этих стадий, считая, что все три
стадии сосуществуют на каждом этапе развития
человечества. Итальянский социолог замечал,
что у человека
«позитивной стадии» его научные знания
вовсе не исключают потребности в религии,
«а там, где она ослабевает, развиваются
еще более гнусные суеверия и метафизические
абсурды социал-демократии» [1, стр. 219].
Он не нашел в истории подтвержденных
фактами параллелей Конта между тремя
интеллектуальными стадиями и сменяющими
друг друга формами политической организации,
из которых первая означала бы детство,
вторая — отрочество, а третья — зрелость
человечества.
В учении Герберта
Спенсера Моска обратил внимание на различение
двух типов обществ: военного (основанного
на принуждении) и индустриального
(основанного на свободном договоре). Подобную
классификацию Моска считал принятой
«априорно» и потому — неприемлемой. «Всякая
политическая организация одновременно
и добровольная, и принудительная. Она
добровольная, поскольку исходит из природы
человека, что было замечено, начиная с
Аристотеля, и в то же время она принудительная,
так как... человек не смог бы жить иначе.
Это естественно и спонтанно, и в то же
время неизбежно, что там, где есть люди,
будет и общество, а там, где есть общество,
будет также и государство, т. е. правящее
меньшинство и управляемое им большинство»
[1, стр. 230]. Общая черта всех общественных
систем, которую не увидел Спенсер,— наличие
определенного слоя людей, осуществляющих
господство над большинством.
Социальная дифференциация
с позиций географического
Так, опровергая распространенную среди
итальянских криминалистов XIX в. точку
зрения о детерминации преступности природными
условиями, определяющими темперамент
личности, он объяснял региональные различия
в криминальной статистике социально-экономическими
факторами.