Теория борьбы за существование Г. Ратценхофера

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 04:29, реферат

Описание работы

Густав Ратценхофер (1842-1904) –австрийский философ и социолог. Не имел высшего образования, философию изучал самостоятельно. Испытал влияние Г. Спенсера, Л. Гумпловича, А. Бастиана, Р. Ёринга. После армии служил в качестве президента военного суда в Вене. Свою весьма эклектическую философию называл «монистическим позитивизмом». Социологию рассматривал как часть философии. Основным фактором общественной жизни считал, в духе социального дарвинизма, борьбу за существование. Борьба для него — основной процесс в жизни общества. Представители направления социального дарвинизма проводили параллели между теорией биологической эволюции, разработанной Чарльзом Дарвином, и социальной жизнью.

Работа содержит 1 файл

Rattsenkhofer.docx

— 29.48 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ  
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Кафедра экономической социологии 
 
 
РЕФЕРАТ

по дисциплине: Социология 
на тему: Теория борьбы за существование Г. Ратценхофера

 

 

Студентка  
ФФБД, 1-й курс, ДФН-2                  _________                 С.А.Дробышевская      

______

 

Проверила                                          ________                   Л.И.Подгайская

______  

 

 

МИНСК 2013

Содержание:

1. Введение 2

2. Теория борьбы за существование 2

3. Заключение 3

Список  литературы 4

 

 

 

  1. Введение

Густав Ратценхофер (1842-1904) –австрийский философ и социолог. Не имел высшего образования, философию изучал самостоятельно. Испытал влияние Г. Спенсера, Л. Гумпловича, А. Бастиана, Р. Ёринга. После армии служил в качестве президента военного суда в Вене. Свою весьма эклектическую философию называл «монистическим позитивизмом». Социологию рассматривал как часть философии. Основным фактором общественной жизни считал, в духе социального дарвинизма, борьбу за существование. Борьба для него — основной процесс в жизни общества. Представители направления социального дарвинизма проводили параллели между теорией биологической эволюции, разработанной Чарльзом Дарвином, и социальной жизнью.

Ратценхофер  рассматривает социальную группу как продукт межиндивидуального взаимодействия, как организацию индивидов для борьбы за существование. Социологические закономерности близки к химическим и, особенно, к биологическим. К главным социальным явлениям и процессам он относил следующие: самосохранение и размножение индивидов, изменение индивидуального и социального типов, борьбу за существование, враждебность рас, расовую дифференциацию, пространственное расположение, господство и подчинение, чередование индивидуализации и социализации структур, изменение интересов, государство, глобальное общество.

Среди социальных процессов  Ратценхофер особо выделял конфликт, а главной социальной категорией считал интерес. Интерес - это основной принцип, управляющий социальными процессами. Согласно Ратценхоферу, существует пять главных типов интересов: прокреативные (стимулирующие продолжение рода), физиологические (связанные с питанием), индивидуальные (связанные со стремлением к самоутверждению), социальные (родственные и групповые) и трансцендентные (религиозные). Интересы, по Ратценхоферу, — это осознание прирожденных биологических потребностей и импульсов, которые обусловливают борьбу за существование.

Его учение – один из источников идеологии фашизма.

 

  1. Теория борьбы за существование

Главной темой политических и социологических трудов Ратценхофера была эволюция типов человеческих ассоциаций. Существенно важным моментом социологических  изысканий Ратценхофера явилась  систематическая разработке им теории борьбы за существование. В ее контексте  Ратценхофер довел антидемократическую  направленность собственного учения до попытки доказательства того, что  идеи равенства, интернационализма  и свободы являются фантомами, социальными  иллюзиями. Социальные феномены он сводил к физическим, химическим и биологическим  процессам, утверждал биологическую  природу фундаментальных человеческих инстинктов. Согласно Ратценхоферу, любое  человеческое существо действует благодаря  двум основным инстинктам — самосохранения и секса. Вследствие этого во всех человеческих сообществах царит  «абсолютная враждебность». Конфликт — нормальное отношение между  первобытными ордами. Завоевание и  последующая эксплуатация пленных  составляют экономический и социальный базис возникающего государства. Культурные контакты между государствами ограничивают абсолютный контроль государства над  индивидами, а длительный процесс  ограничения контроля приводит к  созданию цивилизации. Однако все государственные  институты всегда служат целям войны, лишь постепенно приспосабливаясь к  служению мирным целям. По Ратценхоферу, война прогрессивна, поскольку остается фактором, усиливающим государственную  структуру. Также Ратценхофер объявлял войну "формой развития человеческого общества" , подчеркивал "социальную ценность" насилия, подчинения. Вслед за Гумпловичем, оказавшим на него большое влияние, Ратценхофер рассматривал историю общества как борьбу рас, с ее помощью он пытался объяснить и возникновение классов и государсва.

Сторонник идеологии элиты, он заявлял, что "процветание народа" зависит от его способности "привести к руководству его нравственную и интеллектуальную аристократию". И борьба за существование, и абсолютная враждебность рас входят, по его мнению, в число основных процессов и явлений социальной жизни, а базовым законом социологии должно быть «приведение во взаимное соответствие индивидуальных и социальных интересов».

 

  1. Заключение

Благодаря работам Г. Ратценхофера и других представителей социал-дарвинистской школы(Л. Гумпловича,  У. Самнера, А. Смолла и др.) конец XIX – начало XX века иногда считается начальным периодом в изучении конфликтов, заложившим основы школы социального конфликта в социологии (Беккер, Босков, 1961). В соответствии с представлениями этой школы конфликт отождествляется с борьбой, которая, в свою очередь, рассматривается как форма (и возможно, основная) социального взаимодействия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

http://socioline.ru/_seminar/library/gofman/lection_05.php

http://bibliofond.ru/view.aspx?id=13741

http://plutarch.ru/r/rattsenchofer

http://www.sociodone.ru/codos-101-1.html

http://www.psyoffice.ru/6-879-ratcenhofer-gustav.htm

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Теория борьбы за существование Г. Ратценхофера