Автор: a*********@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 19:28, статья
Изменения, происходящие на современном этапе в России в различных сферах жизни, экологические, экономические неблагополучия, социальная нестабильность, неблагоприятные семейно–бытовые отношения, чрезмерная занятость родителей негативно отразились на преобладающей части подростков. В данных условиях возникают серьезные предпосылки зарождения у подростков девиантного поведения.
А.М. Горшкова
Технология социальной профилактики девиантного поведения в подростковом возрасте
Научный
руководитель - Живолупова
Н. А.
Изменения, происходящие на
По данным социологических исследований на 2010-2011 год, в России более 500 тыс. подростков с алкогольной зависимостью, 80-85% из них школьники, в том числе 3,8% употребляют алкоголь систематически, 18% — умеренно, 27% — эпизодически [1, 56].
В фокусе внимания
Существующая на сегодняшний
день система профилактики
Для разрешения, сложившейся негативной
ситуации нами была
Содержание социально-
- диагностика
причин девиантного поведения
конкретного ученика или
- проектирование программ коррекционной работы, как на индивидуальном, так и на групповом уровне;
- содержательная
деятельность в рамках
- реализация разрабатываемых программ на уровне школы;
- информирование
учащихся и их родителей о
тех видах помощи, которую могут
получить школьники и их
Индивидуальная помощь
Таким образом, работа по предупреждению девиантного поведения должна проводиться комплексно, целостно как с самим ребенком, так и с его семьей и педагогами.
В рамках нашей
Всего было опрошено два 8-х
класса общее число детей
В рамках исследования была
проведена беседа с социальным
педагогом данной школы, в
ходе которой выяснилось, что
в школе имеется
По итогам диагностического
Первый этап представляет собой разработку и проведение лекций с родителями с целью предупреждения возможных нарушений в семейном воспитании, повышение коммуникативной компетентности во взаимодействии с подростками.
Информационно-просветительская работа с родителями представляет собой три лекции, которые будут проводиться на родительских собраниях.
Второй этап представляет собой разработку и проведение лекций с педагогами, работающими с подростками. Целью данной работы является информирование об индивидуально-психологических особенностях личности подростка с девиантным поведением и повышения уровня эффективности приемов педагогического воздействия с этими детьми. Информационно-просветительская работа с педагогами представляет собой 3 лекции, которые будут прочитаны на педагогических совещаниях.
Третий этап представляет собой социально – педагогическое сопровождение подростка в процессе профилактических мероприятий. Сопровождение при этом понимается как предоставление подростку совокупности средств, направленных на успешную социализацию. Одним их таких средств является социально - психологический тренинг с детьми девиантного поведения. Его целью является развитие навыков взаимодействия с другими людьми на основе самопринятия, самораскрытия. В процессе тренинга будут решаться следующие задачи:
- развивать ответственность детей за свои поступки;
- предоставлять
возможности моделировать и
- научить давать и получать адекватную обратную связь.
Социальный педагог должен
Одним из основных средств социального педагога, занятого в профилактике девиантного поведения подростков, состоит в том, чтобы руководствуясь доступной информацией, помочь всем участникам взаимодействия создать работающую социальную систему путем согласования взаимных обязанностей и приоритетов.
Приобщение детей и подростков к участию в позитивных общественных центрах, организациях является важным средством воспитательной работы по профилактике девиантности. Такие центры созданы во многих городах нашей страны. Они привлекают подростков во внеучебное время и своей деятельностью активно способствуют развитию у них здоровых интересов. Иными словами, занятость как средство профилактики девиантного поведения подростка.
В профилактической работе важно лишь одно: не опоздать, воспрепятствовать окончательной деградации, не упустить момент, пока асоциальная сторона жизни подростка целиком и полностью не превратилась бы в его суть, образ жизни и мыслей, не стала бы отвечать его возрастным и индивидуальным потребностям. Проблема повышения эффективности социальной профилактики должна решаться по двум основным направлениям:
Примечания
1.
Андрияхина И. В. Система
2. Думов С. Б. Проблемы организации профилактической работы с несовершеннолетними подростками с отклоняющимся поведением. // Известие ВГПУ. Серия педагогические науки – 2005 - №1 с. 38 – 43.
3.
Курносова Л. И. Опыт работы
с неблагополучными семьями и
подростками с девиантным
Информация о работе Технология социальной профилактики девиантного поведения в подростковом возрасте