Технология деятельности специалиста по социальной работе

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 22:27, курсовая работа

Описание работы

Основная цель нашего исследования – это рассмотреть проблемное поле одиноких пожилых граждан, просмотреть содержание форм и методов социального обслуживания, проанализировать нормативную базу, международный и отечественный опыт социального обслуживания пожилых граждан на дому.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2
Глава 1. Теоретический аспект социального обслуживания пожилых граждан на дому.
1.1 Социальное обслуживание пожилых граждан: понятия, направления, принципы……………………………………………………………………4
1.2 Этапы становления социального обслуживания на дому……………….9
1.3 Содержание форм и методов социального обслуживания пожилых граждан на дому…………………………………………………………….12
Глава 2. Организация социального обслуживания пожилых граждан на дому.
2.1 Отечественный опыт социального обслуживания пожилых граждан на дому……………………………………………………………………………...17
2.2 Организация социального обслуживания пожилых граждан на дому в ТОГКУ СОН «КЦСОН по Сосновскому району»……………………………23
Заключение………………………………………………………………………27
Список литературы……………………………………………………………..28

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.docx

— 53.58 Кб (Скачать)

Существуют две группы функций системы социального обслуживания:

    • Сущностно-деятельные функции (профилактическая, социально-реабилитационная, адаптационная, охранно-защитная, социальный патронаж);
    • Нравственно-гуманистические функции (личностно-гуманистическая, социально-гуманистическая).[10/c.35]

      Практическая реализация этих функций неразрывно связана с 
оптимальным уровнем функционирования всех подсистем и эле 
ментов социального обслуживания. Функции социального обслуживания проявляются на макро- и микроуровнях и отражают сущность социального обслуживания. Свойства социальных служб различаются в зависимости от их целевой предназначенности, сферысуществования и, конечно, специфики контингентов клиентов социальных служб. 
        Социальное обслуживание населения включает в себя виды, типы методы, организационные формы, процедуры, технологии, субъекты и объекты социального обслуживания, результат предоставления социальных услуг. 
        Основу критериев социального обслуживания составляют степень сложности и продолжительности социальных услуг, их адекватности социальным потребностям и нуждам различных категорий населения. С точки зрения управления социальным обслуживанием важно учитывать уровень развития социальных служб, комплексность и интегративность учреждений социального обслуживания, их автономность и управляемость, самоуправляемость и адаптивность к изменяющейся ситуации в стране. Другие критерии позволяют оценить результативность социального обслуживания с точки зрения полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и по уровням иерархии подсистем социального обслуживания.[18/c.43] 
       Понятие «становление» - это особая незавершенная форма существования предметов, явлений окружающей действительности, начальный этап развития всякого нового, которое уже появилось, но еще не полностью сформировалось. Эта характеристика в полной мере относится к современному состоянию системы социального обслуживания населения как важнейшему направлению системы социальной защиты населения. 
Важнейший признак становления системы социального обслуживания населения - ее динамично развивающаяся инфраструктура. В Российской Федерации социальные услуги предоставляют более 12 тыс. учреждений - стационарных, полустационарных и нестационарных.[5/c.75] 
        Активно развивается сеть учреждений социального обслуживания семьи, женщин, детей, граждан пожилого возраста и инвалидов. 
        Сегодня значительная часть центров социального обслуживания - это многопрофильные учреждения, способные предоставить семье, детям, престарелым и инвалидам разнообразные по видам и формам услуги: социально-медицинские, психолого-педагогические, социально-бытовые и торговые - оказывать реальную помощь людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.[5/c.79]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Содержание форм и методов социального обслуживания пожилых граждан на дому.

Стационарное  социальное обслуживание осуществляется в стационарных учреждениях социального обслуживания (дома-интернаты, пансионаты, и др.) путем предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе. Стационарное социальное обслуживание обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.[20/c.7]

Нестационарное  социальное обслуживание включает в себя:

а) социальное обслуживание на дому;

б) социально-медицинское  обслуживание на дому;

в) срочное социальное обслуживание;

г) социально-консультативная  помощь. 

 

а) социальное обслуживание на дому

Социальное обслуживание на дому является одной из основных форм социального обслуживания, направленной на максимально возможное продление  пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в привычной социальной среде в целях поддержания их социального статуса, а также на защиту их прав и законных интересов.

Осуществляется  путем предоставления гражданам, нуждающимся  в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании, частично утратившим способность к самообслуживанию помощи на дому в виде социально-бытовых, социально-медицинских услуг и  иной помощи.

К числу надомных социальных услуг, предусматриваемых  перечнем гарантированных государством социальных услуг, относятся:

1)  организация питания, включая доставку продуктов на дом;

2) помощь в приобретении  медикаментов, продовольственных и  промышленных товаров первой  необходимости;

3) содействие в  получении медицинской помощи, в  том числе сопровождение в  медицинские учреждения;

4) поддержание условий  проживания в соответствии с  гигиеническими требованиями;

5) содействие в  организации юридической помощи  и иных правовых услуг;

6) содействие в  организации ритуальных услуг;

7) другие надомные  социальные услуги.

Кроме надомных социальных услуг, предусмотренных перечнями  гарантированных государством социальных услуг, гражданам пожилого возраста и инвалидам могут быть предоставлены  дополнительные услуги на условиях полной или частичной оплаты.  

 

б) социально-медицинское  обслуживание на дому

Социально-медицинское  обслуживание на дому осуществляется в отношении нуждающихся в  надомных социальных услугах граждан  пожилого возраста и инвалидов, страдающих психическими расстройствами (в стадии ремиссии), туберкулезом (за исключением  активной формы), тяжелыми заболеваниями (в том числе онкологическими) в поздних стадиях, за исключением  заболеваний, требующих лечения  в специализированных учреждениях  здравоохранения.  

 

в) срочное  социальное обслуживание

Срочное социальное обслуживание осуществляется в целях  оказания неотложной помощи разового характера гражданам и инвалидам, остро нуждающимся в социальной поддержке.

Срочное социальное обслуживание может включать следующие  социальные услуги:

1) разовое обеспечение  остро нуждающихся бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами;

2) обеспечение одеждой,  обувью и другими предметами  первой необходимости;

3) разовое оказание  материальной помощи;

4) содействие в  получении временного жилого  помещения;

5) организацию юридической  помощи в целях защиты прав  обслуживаемых лиц;

6) организацию экстренной  медико-психологической помощи с  привлечением для этой работы  психологов и священнослужителей  и выделением для этих целей  дополнительных телефонных номеров; 

7) иные срочные  социальные услуги. 

 

г) социально-консультативная  помощь

Социально-консультативная  помощь гражданам и инвалидам  направлена на их адаптацию в обществе, ослабление социальной напряженности, создание благоприятных отношений  в семье, а также на обеспечение  взаимодействия личности, семьи, общества и государства.

Социально-консультативная  помощь гражданам и инвалидам  ориентирована на их психологическую  поддержку, активизацию усилий в  решении собственных проблем  и предусматривает:

1) выявление лиц,  нуждающихся в социально-консультативной  помощи;

2) профилактику  различного рода социально-психологических  отклонений;

3) работу с семьями,  в которых живут граждане пожилого  возраста и инвалиды, организацию  их досуга;

4) консультативную  помощь в обучении, профессиональной  ориентации и трудоустройстве  инвалидов;

5) обеспечение координации  деятельности государственных учреждений  и общественных объединений для  решения проблем граждан пожилого  возраста и инвалидов; 

6) правовую помощь  в пределах компетенции органов  социального обслуживания;

7) иные меры по  формированию здоровых взаимоотношений  и созданию благоприятной социальной  среды для граждан пожилого  возраста и инвалидов.[20/c.8]

 

Полустационарное социальное обслуживание включает социально-бытовое, медицинское и культурное обслуживание граждан и инвалидов, организацию их питания, отдыха, обеспечение их участия в посильной трудовой деятельности и поддержание активного образа жизни в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания.

На полустационарное социальное обслуживание принимаются нуждающиеся в нем граждане и инвалиды, сохранившие способность к самообслуживанию и активному передвижению, не имеющие медицинских противопоказаний к зачислению на социальное обслуживание.

Порядок и условия  полустационарного социального обслуживания определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Порядок и условия  предоставления бесплатного надомного, полустационарного и стационарного социального обслуживания, а также на условиях полной или частичной оплаты устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.[20/c.12]

 

 

 

 

 

Вывод по первой главе:

Социальное обслуживание    представляет    собой    деятельность  социальных     служб     по     социальной    поддержке,    оказанию  социально-бытовых,      социально-медицинских,      психолого-педагогических,  социально-правовых  услуг  и  материальной  помощи,  проведению социальной адаптации и реабилитации  граждан, находящихся  в трудной жизненной ситуации.

      Социальное  обслуживание - это разновидность специфической социальной деятельности, направленной на удовлетворение социальных потребностей различных категорий населения, но не только тех, которые попали в трудную жизненную- ситуацию или находятся в социально опасном положении, а всех людей  - от рождения до конца жизни, на различных этапах их развития.

       Активно развивается сеть учреждений социального обслуживания семьи, женщин, детей, граждан пожилого возраста и инвалидов. 
        Сегодня значительная часть центров социального обслуживания - это многопрофильные учреждения, способные предоставить семье, детям, престарелым и инвалидам разнообразные по видам и формам услуги: социально-медицинские, психолого-педагогические, социально-бытовые и торговые - оказывать реальную помощь людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Организация социального обслуживания пожилых граждан на дому.

2.1 Отечественный опыт социального обслуживания пожилых граждан на дому.

В 1995 году в России были приняты  два федеральных закона, регламентирующих общие принципы предоставления социальных услуг и социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов. С формально-правовой точки зрения они не уступают аналогичным западным законам. В них подчеркивается необходимость  обеспечения равных возможностей в  получении социальных услуг для  пожилых людей, ориентация обслуживания на индивидуальные потребности и  приоритет мер по социальной адаптации  пожилых.

Развитие социального обслуживания пожилых - важное достижение государства за последние годы. Ведь при социализме были пенсии и стационары (Дома престарелых), но с потерей способности к самообслуживанию пожилой человек уже не мог оставаться дома, если ему не помогали родственники или знакомые. Более того, случалось и до сих пор случается, что именно родственники инициируют переезд в стационар. Но сегодня у одиноких пожилых людей существует возможность получать социально-бытовые услуги на дому, как правило, два раза в неделю (покупка продуктов питания и лекарств, помощь в приготовлении пищи, помощь в уборке квартиры и т. д.). Если пожилой человек нездоров, его может в дополнение к социальному работнику обслуживать медицинская сестра, так что посещения могут быть ежедневными. Существуют социальные столовые и парикмахерские, оказывается натуральная помощь продуктами, одеждой и т. п. Во многих местах открылись отделения дневного пребывания, где пожилые люди получают комплексное обслуживание, от двухразового питания до концертов. Управление и координацию деятельности по предоставлению социальных услуг осуществляют Центры социального обслуживания населения (ЦСОН), которые есть в настоящее время в каждом районном центре, а в крупных городах - в каждом районе. [19/c.9]

Целью обслуживания на дому является создание условий, чтобы любой  человек мог жить самостоятельно и независимо, в привычном социальном окружении. В основании такого определения  легко просматриваются принципы самопомощи и взаимопомощи, уход от социалистического патернализма в  сторону коммунитарной идеологии. На Западе считается, что всякая изоляция и создание «специальных мест проживания», даже с самыми благими намерениями, вo-первых, ограничивают права и свободы человека; во-вторых, закрывают возможности для развития и жизни в «обычном» обществе. Поэтому любой, самый комфортный Дом престарелых может рассматриваться как средство социального исключения. Но в России сами пожилые зачастую считают иначе, есть те, кто стремится попасть в стационар, поскольку там «буду жить на всем готовом, меня будут обслуживать». Конечно, в России, особенно провинциальной, много неблагоустроенного жилого фонда, и пожилым людям, особенно зимой, трудно справляться с хозяйством. Однако присутствует и явное предпочтение зависимой и пассивной позиции. Ей сопутствует и экстернальная направленность личности пожилого человека, склонного, как правило, возлагать ответственность за происходящее с ним на внешние факторы (окружающую среду, судьбу или случай). [11/c.12]

Информация о работе Технология деятельности специалиста по социальной работе