Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 23:12, курсовая работа
Для того чтобы работать с пожилыми людьми, нужно знать их социальное положение (в прошлом и настоящем), особенности психики, материальные и духовные потребности, и в этой работе опираться на науку, данные социологических, социально-психологических и других видов исследований.
1. Социальные проблемы пожилых людей
1.1 Социальный статус человека в старости
1.2. Качество жизни пожилых людей как социальная проблема
2. Технологии социальной реабилитации лиц пожилого возраста в сельской местности
2.1. Медико-социальная реабилитация пожилых людей
2.2. Роль реабилитационных центров
3. Необходимость внедрения новых технологий в практику социального обслуживания населения пожилого возраста
3.1. Региональная инновационная модель организации социального обслуживания пожилых людей
3.2.Новые технологии социального обслуживания граждан пожилого возраста в сельской местности
Основной задачей деятельности таких отделений является помощь пожилым людям в преодолении одиночества, замкнутого образа жизни, наполнение существования новым смыслом, формирование активного образа жизни, частично утраченного в связи с выходом на пенсию.
В отделение зачисляются пенсионеры и инвалиды независимо от их семейного положения, сохранившие способность к самообслуживанию и активному передвижению, на основании личного заявления и справки из медицинского учреждения об отсутствии противопоказаний к принятию в отделение. Отбор нетрудоспособных граждан в эти отделения проводится с помощью социальных работников, ветеранских организаций, по личному обращению нетрудоспособных граждан. В ряде территорий такие отделения функционируют только в осенне-зимний период, когда в них собираются одинокие старушки из близлежащих деревень, чтобы провести зиму в тепле и сытости, а весной вернуться к своим огородам. В таких отделениях может быть предусмотрено оказание доврачебной и врачебной медицинской помощи, организация содержательного досуга, психологическая помощь. Эта форма социального обслуживания еще не получила широкого распространения, однако положительный опыт функционирования таких отделений говорит о том, что они нужны и их дальнейшее развитие имеет перспективу.
Таким
образом, рассмотренные вопросы создания
и развития в России службы социальной
помощи нетрудоспособным гражданам дают основание
прогнозировать дальнейшее их совершенствование,
в котором действенное участие будут принимать
новые кадры специалистов по социальной
работе, подготовке которых в настоящее
время уделяется самое серьезное внимание.
ГЛАВА
3. НЕОБХОДИМОСТЬ
ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ В ПРАКТИКУ
СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
НАСЕЛЕНИЯ ПОЖИЛОГО
ВОЗРАСТА
3.1.
Региональная инновационная
модель организации
социального обслуживания
пожилых людей
На первый план выходит задача повышения качества предоставляемых социальных услуг, что связывается с преодолением различий качественных показателей социального обслуживания, характерных для отдельных регионов, населенных мест, для города и села.
Одновременно не прекращается поиск новых подходов к обеспечению высокого качества социального обслуживания, новых форм предоставления услуг, организации деятельности учреждений социального обслуживания.
Благодаря активной политике в области социального обслуживания населения пожилого возраста создаются основы для инициативных действий и использования новых социальных технологий, в том числе проверенных на опыте других стран, с целью ускорения развития и повышения эффективности деятельности учреждений социального обслуживания.
Внедрение инноваций оправдывается, если служит достижению конкретных приоритетных целей. В трансформирующемся обществе инновационный процесс способствует достижению практических результатов по таким приоритетам, как:
- соблюдение прав и обеспечение безопасных условий для пожилых людей;
- повышение качества жизни и сохранение самостоятельности в пожилом возрасте через предоставление социальных услуг;
- оказание эффективной поддержки семьям, предоставляющим пожилым людям семейный уход;
- налаживание партнерства на всех уровнях.
Применение
новых технологий социального обслуживания
граждан пожилого возраста получает
все более широкое
Четко формулируется и становится всеобщим достоянием базовый принцип современного социального обслуживания – ориентация на индивидуальную оценку потребностей клиента, более совершенный механизм предоставления социальных услуг на основе индивидуальных планов, участие самих пожилых людей в планировании деятельности социальных служб.
В регионах рационализирована деятельность социальных работников. Внедряется, и притом весьма успешно, новая система командной работы по осуществлению ухода на дому. Предоставляемые услуги в большей степени соответствуют индивидуальным потребностям человека, стали более разнообразными и эффективными.
Если раньше значительная часть времени социальных работников уходила на то, чтобы доставлять клиентам продукты, то теперь они работают бригадами и предоставляют различные виды социальных услуг. Во всех модельных центрах работают курсы для социальных работников, где они повышают свою квалификацию и приобретают профессиональные знания.
Регулярно
проводятся опросы с
помощью анкет, которые
дают информацию о том,
насколько клиенты удовлетворены
переменами в обслуживании
и как оценивают его
эффективность.
3.2.
Новые технологии социального
обслуживания граждан
пожилого возраста
Минтруд России и органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации активно постоянно работают над укреплением существующих и развитием инновационных форм социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов: включая геронтологические, геронтопсихиатрические, реабилитационные центры, дома (отделения) милосердия, учреждения социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий, специализированные отделения социально-медицинского обслуживания на дому, социально-оздоровительные центры, специальные жилые дома для одиноких престарелых, социальные квартиры.
Геронтологические центры – новый тип учреждений социального обслуживания для граждан пожилого возраста, где предоставляется гериатрическая помощь. Необходимость их создания вызвана ростом численности граждан престарелого возраста и долгожителей, нуждающихся в усиленном медицинском уходе.
Основной задачей таких центров является разработка новых технологий в работе с людьми старшего поколения, оказание организационно-методической помощи учреждениям социального обслуживания пожилых граждан.
В
настоящее время в целях
Все большую роль в оказании помощи пенсионерам играют центры социального обслуживания. В настоящее время таких центров насчитывается свыше 1,9 тысяч. По сравнению с начальной стадией развития этих учреждений, новых для периода 80-х годов, бурный количественный рост их прекратился. В последние годы ежегодно открывается 40-50 новых центров. 1
Однако в результате совершенствования системы видов и форм социального обслуживания, включающих комплекс услуг (медицинских, коммунальных, торговых и других), предоставляемых гражданам пожилого возраста, характерной чертой центров стала их многопрофильность.
Вводятся новые формы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов – социально-консультативные пункты по работе с гражданами по месту жительства, создаются бригады социальных работников по выращиванию огородной продукции. Центр социального обслуживания населения заключает соглашения с гражданами, состоящими на надомном обслуживании, на выращивание на их земельных приусадебных участках огородной продукции. Часть собранного урожая выдается малообеспеченным гражданам в качестве материальной помощи, а часть реализовывается предприятиям общественного питания. Средства, вырученные от продажи, также направляются на оказание материальной помощи малообеспеченным пенсионерам.
Все большую роль в поддержке одиноких пожилых граждан играют специальные дома для одиноких престарелых с комплексом служб социально-бытового назначения, которые являются перспективной моделью структуры жизнеобеспечения пожилых людей в условиях нарастания численности пожилого населения.
Учитывая необходимость предоставления адресной, оперативной помощи, максимально приближенной гражданам, которые проживают в удаленных сельских населенных пунктах, органы социальной защиты населения активно развивают разнообразные модели мобильной социальной службы. Целесообразность такой формы социального обслуживания все более подтверждается на практике. Для многих ветеранов и инвалидов крайне затруднено обращение в лечебные, правоохранительные и другие социально значимые учреждения, в том числе предоставляющие бытовые и торговые услуги населению. Обслуживание мобильной социальной службой обходится людям как минимум вдвое дешевле, чем по сложившимся тарифам на транспортные и другие услуги в данной местности.
Практически во всех субъектах Российской Федерации созданы учреждения и отделения социальной помощи для лиц без определенного места жительства, в которых находятся граждане пожилого возраста и инвалиды без определенного места жительства, частично или полностью утратившие способность к самообслуживанию и добровольно согласившиеся проживать в стационарных учреждениях социального обслуживания.
Под
особым контролем у краевого правительства
находится обеспечение жильем участников
Великой Отечественной войны. В целом
сложившаяся социальная политика в крае
направлена на улучшение медицинского,
бытового, транспортного обслуживания
пожилых граждан, улучшение их жилищных
условий, обеспечение социальных услуг
и гарантий, создание условий для их общественной
и творческой деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
. В ходе работы было изучено много литературы и исходя из этого анализ результатов позволяет сделать следующие выводы:
проблем и нашего общества в целом, и социальной медицины в
частности. Проблема эта кажется не разрешаемой ни
общественными, ни правительственными мерами направленными на
укрепление социальной защиты народонаселения; еще в меньшей
степени - медицинскими путями;
Таким образом, мы выделили основные социально-психологические проблемы пожилых людей и рассмотрели их причины, а также наметили возможные пути их решения.
Можно
выделить следующие направления деятельности
центров социального обслуживания населения
по оказанию помощи в реализации законных
прав и интересов пожилых людей: организация
и контроль соблюдения прав и обеспечения
социальных гарантий; обеспечение консультационно-правовой
помощи; создание и управление инфраструктурой
социального обслуживания населения;
предоставление социально-бытового обслуживания;
реализация адресных программ; консультационно-
Информация о работе Технологии социального обслуживания пожилых граждан в сельской местности