Технологии социального обслуживания пожилых граждан в сельской местности

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 23:12, курсовая работа

Описание работы

Для того чтобы работать с пожилыми людьми, нужно знать их социальное положение (в прошлом и настоящем), особенности психики, материальные и духовные потребности, и в этой работе опираться на науку, данные социологических, социально-психологических и других видов исследований.

Содержание

1. Социальные проблемы пожилых людей
1.1 Социальный статус человека в старости
1.2. Качество жизни пожилых людей как социальная проблема
2. Технологии социальной реабилитации лиц пожилого возраста в сельской местности
2.1. Медико-социальная реабилитация пожилых людей
2.2. Роль реабилитационных центров
3. Необходимость внедрения новых технологий в практику социального обслуживания населения пожилого возраста
3.1. Региональная инновационная модель организации социального обслуживания пожилых людей
3.2.Новые технологии социального обслуживания граждан пожилого возраста в сельской местности

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 131.00 Кб (Скачать)

     Основной  задачей деятельности таких отделений является помощь пожилым людям в преодолении одиночества, замкнутого образа жизни, наполнение существования новым смыслом, формирование активного образа жизни, частично утраченного в связи с выходом на пенсию.

     В отделение зачисляются пенсионеры и инвалиды независимо от их семейного положения, сохранившие способность к самообслуживанию и активному передвижению, на основании личного заявления и справки из медицинского учреждения об отсутствии противопоказаний к принятию в отделение. Отбор нетрудоспособных граждан в эти отделения проводится с помощью социальных работников, ветеранских организаций, по личному обращению нетрудоспособных граждан. В ряде территорий такие отделения функционируют только в осенне-зимний период, когда в них собираются одинокие старушки из близлежащих деревень, чтобы провести зиму в тепле и сытости, а весной вернуться к своим огородам. В таких отделениях может быть предусмотрено оказание доврачебной и врачебной медицинской помощи, организация содержательного досуга, психологическая помощь. Эта форма социального обслуживания еще не получила широкого распространения, однако положительный опыт функционирования таких отделений говорит о том, что они нужны и их дальнейшее развитие имеет перспективу.

     Таким образом, рассмотренные вопросы создания и развития в России службы социальной помощи нетрудоспособным гражданам дают основание прогнозировать дальнейшее их совершенствование, в котором действенное участие будут принимать новые кадры специалистов по социальной работе, подготовке которых в настоящее время уделяется самое серьезное внимание. 

ГЛАВА 3. НЕОБХОДИМОСТЬ  ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ  ТЕХНОЛОГИЙ В ПРАКТИКУ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА 

     3.1. Региональная инновационная  модель организации  социального обслуживания пожилых людей 

     На  первый план выходит задача повышения  качества предоставляемых социальных услуг, что связывается с преодолением различий качественных показателей  социального обслуживания, характерных  для отдельных регионов, населенных мест, для города и села.

     Одновременно  не прекращается поиск новых подходов к обеспечению высокого качества социального обслуживания, новых форм предоставления услуг, организации деятельности учреждений социального обслуживания.

     Благодаря активной политике в области социального обслуживания населения пожилого возраста создаются основы для инициативных действий и использования новых социальных технологий, в том числе проверенных на опыте других стран, с целью ускорения развития и повышения эффективности деятельности учреждений социального обслуживания.

     Внедрение инноваций оправдывается, если служит достижению конкретных приоритетных целей. В трансформирующемся обществе инновационный  процесс способствует достижению практических результатов по таким приоритетам, как:

     - соблюдение прав и обеспечение безопасных условий для пожилых людей;

     - повышение качества жизни и сохранение самостоятельности в пожилом возрасте через предоставление социальных услуг;

     - оказание эффективной поддержки семьям, предоставляющим пожилым людям семейный уход;

     - налаживание партнерства на всех уровнях.

     Применение  новых технологий социального обслуживания граждан пожилого возраста получает все более широкое распространение  в связи с утверждающимся единым нравственно-этическим стандартом отношения к пожилому человеку, основанному на уважении к нему.

     Четко формулируется и становится всеобщим достоянием базовый принцип современного социального обслуживания – ориентация на индивидуальную оценку потребностей клиента, более совершенный механизм предоставления социальных услуг на основе индивидуальных планов, участие самих пожилых людей в планировании деятельности социальных служб.

     В регионах рационализирована деятельность социальных работников. Внедряется, и притом весьма успешно, новая система командной работы по осуществлению ухода на дому. Предоставляемые услуги в большей степени соответствуют индивидуальным потребностям человека, стали более разнообразными и эффективными.

     Если  раньше значительная часть времени  социальных работников уходила на то, чтобы доставлять клиентам продукты, то теперь они работают бригадами и предоставляют различные виды социальных услуг. Во всех модельных центрах работают курсы для социальных работников, где они повышают свою квалификацию и приобретают профессиональные знания.

     Регулярно проводятся опросы с помощью анкет, которые дают информацию о том, насколько клиенты удовлетворены переменами в обслуживании и как оценивают его эффективность.  

     3.2. Новые технологии социального обслуживания граждан пожилого возраста 

     Минтруд России и органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации активно постоянно  работают над укреплением существующих и развитием инновационных форм социального обслуживания граждан  пожилого возраста и инвалидов: включая  геронтологические, геронтопсихиатрические, реабилитационные центры, дома (отделения) милосердия, учреждения социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий, специализированные отделения социально-медицинского обслуживания на дому, социально-оздоровительные центры, специальные жилые дома для одиноких престарелых, социальные квартиры.

     Геронтологические центры – новый тип учреждений социального обслуживания для граждан пожилого возраста, где предоставляется гериатрическая помощь. Необходимость их создания вызвана ростом численности граждан престарелого возраста и долгожителей, нуждающихся в усиленном медицинском уходе.

     Основной  задачей таких центров является разработка новых технологий в работе с людьми старшего поколения, оказание организационно-методической помощи учреждениям социального обслуживания пожилых граждан.

     В настоящее время в целях совершенствования  деятельности геронтологических центров  Департамент по делам ветеранов, пожилых людей и приема населения  Минтруда России, обеспечивая организационно-методическую работу и поддержку в укреплении материально-технической база этих учреждений, подготавливает для органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации методические рекомендации по организации деятельности названных центров. В развивающиеся центры комплексно поставляется современное медицинское, технологическое и реабилитационное оборудование по федеральной целевой программе «Старшее поколение».

     Все большую роль в оказании помощи пенсионерам  играют центры социального обслуживания. В настоящее время таких центров насчитывается свыше 1,9 тысяч. По сравнению с начальной стадией развития этих учреждений, новых для периода 80-х годов, бурный количественный рост их прекратился. В последние годы ежегодно открывается 40-50 новых центров. 1

     Однако  в результате совершенствования  системы видов и форм социального  обслуживания, включающих комплекс услуг (медицинских, коммунальных, торговых и других), предоставляемых гражданам  пожилого возраста, характерной чертой центров стала их многопрофильность.

     Вводятся  новые формы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов – социально-консультативные пункты по работе с гражданами по месту жительства, создаются бригады социальных работников по выращиванию огородной продукции. Центр социального обслуживания населения заключает соглашения с гражданами, состоящими на надомном обслуживании, на выращивание на их земельных приусадебных участках огородной продукции. Часть собранного урожая выдается малообеспеченным гражданам в качестве материальной помощи, а часть реализовывается предприятиям общественного питания. Средства, вырученные от продажи, также направляются на оказание материальной помощи малообеспеченным пенсионерам.

     Все большую роль в поддержке одиноких пожилых граждан играют специальные дома для одиноких престарелых с комплексом служб социально-бытового назначения, которые являются перспективной моделью структуры жизнеобеспечения пожилых людей в условиях нарастания численности пожилого населения.

     Учитывая  необходимость предоставления адресной, оперативной помощи, максимально приближенной гражданам, которые проживают в удаленных сельских населенных пунктах, органы социальной защиты населения активно развивают разнообразные модели мобильной социальной службы. Целесообразность такой формы социального обслуживания все более подтверждается на практике. Для многих ветеранов и инвалидов крайне затруднено обращение в лечебные, правоохранительные и другие социально значимые учреждения, в том числе предоставляющие бытовые и торговые услуги населению. Обслуживание мобильной социальной службой обходится людям как минимум вдвое дешевле, чем по сложившимся тарифам на транспортные и другие услуги в данной местности.

     Практически во всех субъектах Российской Федерации  созданы учреждения и отделения социальной помощи для лиц без определенного места жительства, в которых находятся граждане пожилого возраста и инвалиды без определенного места жительства, частично или полностью утратившие способность к самообслуживанию и добровольно согласившиеся проживать в стационарных учреждениях социального обслуживания.

     Под особым контролем у краевого правительства  находится обеспечение жильем  участников Великой Отечественной войны. В целом сложившаяся социальная политика в крае направлена на улучшение медицинского, бытового, транспортного обслуживания пожилых граждан, улучшение их жилищных условий, обеспечение социальных услуг и гарантий, создание условий для их общественной и творческой деятельности.  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     . В ходе работы было изучено  много литературы и исходя из этого анализ результатов позволяет сделать следующие выводы:

  1. социально-демографическую категорию пожилых людей, анализ их проблем теоретики и практики социальной работы определяют с разных точек зрения – хронологической, социологической, биологической, психологической, функциональной и тому подобное;
  2. из исследования видно, что наиболее острой проблемой является ограничение жизнедеятельности пожилых людей и инвалидов;
  3. в ходе исследования было установлено, что отделения дневного пребывания пользуются большой популярностью у людей пенсионного возраста;
  4. в работе была исследована структура системы учреждений социального обслуживания. Важнейшей задачей которой является поддерживание уровня жизни пожилых людей и инвалидов в экстремальных ситуациях, содействие их адаптации к условиям рыночной экономики;
  5. главной целью обслуживания людей является создание ориентированных на конкретного человека мобильных структур, при этом социальный работник организует предоставление услуг независимыми, добровольными и государственными организациями, он так же ответственен за сотрудничество с медицинскими учреждениями и агентствами разного рода;
  6. установлено, что долгожитель и его семья – одна из актуальнейших  

     проблем и нашего общества в целом, и социальной медицины в  

     частности. Проблема эта кажется не разрешаемой  ни  

     общественными, ни правительственными мерами направленными на   

     укрепление  социальной защиты народонаселения; еще  в меньшей 

     степени - медицинскими путями;

  1. выявлено, что для качественного обслуживания пожилых граждан, необходима высокая подготовка персонала в области психологии, социологии, педагогики, а так же социальных работников.

     Таким образом, мы выделили основные социально-психологические  проблемы пожилых людей и рассмотрели  их причины, а также наметили возможные  пути их решения.

     Можно выделить следующие направления деятельности центров социального обслуживания населения по оказанию помощи в реализации законных прав и интересов пожилых людей: организация и контроль соблюдения прав и обеспечения социальных гарантий; обеспечение консультационно-правовой помощи; создание и управление инфраструктурой социального обслуживания населения; предоставление социально-бытового обслуживания; реализация адресных программ; консультационно-коммуникативная деятельность.

Информация о работе Технологии социального обслуживания пожилых граждан в сельской местности