Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 00:05, лекция
Свадебная обрядность – один из наиболее устойчивых компонентов традиционно-бытовой культуры. Она вбирает в себя фрагменты разных эпох – от верований и магических действий прошлого до образцов церемониального поведения, выработанных в новейшее время. Социальная сущность брака определяется господствующими в обществе отношениями.
Свадьба в СССР: трансформации обрядности
12/05/2009
Свадебная обрядность – один из наиболее устойчивых компонентов традиционно-бытовой культуры. Она вбирает в себя фрагменты разных эпох – от верований и магических действий прошлого до образцов церемониального поведения, выработанных в новейшее время. Социальная сущность брака определяется господствующими в обществе отношениями.
В предреволюционные
годы российское семейное законодательство
было объектом серьезной критики
со стороны общества. Регистрация
актов гражданского состояния находилась
в ведении религиозных
Мероприятия новой
власти по реформированию семьи были
продиктованы коммунистической идеологией,
объявлявшей "буржуазную" семью
виновной в моральной и социальной
патологии старого общества. Одними
из первых советских законов были
декреты от 18-20 декабря 1917 г. о расторжении
брака и о гражданском браке
как акте, устанавливающем гражданское
и моральное равенство
Новый уклад внёс изменения в символику и обрядность брака и семьи. В их основе лежали идеологические установки правящей партии, нацеленные на утверждение советского образа жизни, поведения и норм.
В противовес церковному венчанию в 1920-х гг. стали практиковаться т. н. "красные свадьбы". Они рассматривалась прежде всего не как семейное, а как общественно-политическое событие, как повод для антирелигиозной агитации, и как массовое явление просуществовали до первой половины 30-х. Первой красной свадьбой была свадьба наркомов Александры Коллонтай и Павла Дыбенко (брак просуществовал с середины марта 1918 года по 1923 год).
19 ноября 1926 года
был принят Кодекс РСФСР о
браке, семье и опеке (вступил
в действие 1 января 1927 года). По этому
кодексу церковный брак стал "частным
делом брачащихся", а совместная
жизнь супругов без
В художественной
литературе и кинематографе 20-х годов
нет описаний свадебного церемониала,
и это неслучайно. Советская семья
не была самоценностью (часть большевиков
ратовали за ликвидацию института семьи
как такового), а воспринималась
как часть коллектива единомышленников
– строителей нового общества, а
основная ответственность за воспитание
подрастающего поколения
Тем не менее, уже
к 1930-м годам большевики оказались
вынуждены отказаться от радикализма
в темах семьи и отношений
полов. Здесь важно отметить: сложность
разговора о советском
20 марта 1933 года
в дополнение к Кодексу была
принята Инструкция о порядке
регистрации актов
Угроза депопуляционной
катастрофы, ставшая очевидной в
годы Великой Отечественной войне,
предопределила принятие законов, направленных
на укрепление брачно-семейных отношений.
Так, 8 сентября 1943 года Указом Президиума
Верховного Совета СССР стало возможным
записывать усыновлённых детей как
родных с сохранением тайны
Середина 1950-х годов была ознаменована двумя эпохальными событиями в области семьи и брака.
Во-первых, вновь были легализованы аборты (указом Президиума ВС от 5 августа 1954 года было прекращено уголовное и административное преследование женщин, а указом от 23 ноября 1955 года аборты, проводимые по желанию женщины и исключительно в медицинских учреждениях, были вновь разрешены).
Во-вторых, в 1956
году состоялась передача органов ЗАГС
из подчинения МВД в ведение местных
Советов депутатов. Ранее размещавшиеся
в отделениях милиции органы ЗАГС
получили отдельные помещения и
были укомплектованы более квалифицированным
контингентом сотрудников (большинство
делопроизводителей имели полное среднее
образование; тогда как прежде у
сотрудников в основном были за плечами
начальная школа или семилетка)
В ЗАГСах крупных городов было выделено специальное время для регистрации рождения и браков: эти акты регистрировали с 15 до 19 часов во все дни недели, кроме среды, а остальные акты (смерть, разводы, исправления в документах и т.д.) – с 10 до 14 часов.
Торжественность
регистрации бракосочетания обеспечивали
районные Советы народных депутатов
и их органы записи актов гражданского
состояния. В населенных пунктах, где
отсутствовали органы ЗАГС, проведение
гражданских обрядов
Что касается Москвы, то здесь стали практиковаться выездные регистрации брака: в 1959 году в Доме культуры Горбунова была произведена массовая единовременная регистрация браков (80 пар).
15 декабря 1960
года по решению исполкома
Моссовета в столице был
Общее методическое руководство органами ЗАГС в 1956-1971 годах осуществляли специальные юридические комиссии.
В конце 1950-х
– начале 1960-х годов в процедуру
регистрации брака были вновь
внесены изменения направленные
на "внедрение в быт советских
людей новых гражданских
Отошли в прошлое годы, когда вступающие в брак праздновали свадьбу только в скромной семейной обстановке, – теперь для них работали фирма "Весна", Ювелирторг, Цветторг, управление автомобильного транспорта, фабрики фоторабот и т.д. Свадебный обряд стал индустрией.
Свадьбы, как правило, стали играть с приглашением большого количества людей. При этом значительное распространение получили обряды, имитирующие вековые народные традиции. К ним относились, в частности, родительское благословение, украшение свадебного кортежа (машина оформлялась лентами, на бампер сажали игрушечных медведей, а позже – кукол в костюмах жениха и невесты), комсомольские напутствия, а также полулегальные гадания на счастливую жизнь (ставшие популярными на рубеже 1970-х -80-х годов астрологические прогнозы).
В 1960-80-е годы
в процедуру свадьбы был введён
ряд обязательных ритуальных элементов:
поездка по "местам памяти" (посещение
памятника вождю мирового пролетариата
В.И. Ленину, монумента или братской
могилы павших воинов и возложение
цветов), символическое напутствие
молодым (чтение "Обета верности",
вручение "ключа" от семейного
счастья, "Летописи семьи", медали
"Совет да любовь"), посадка "деревца
семьи" или участие в создании
"аллеи молодоженов"…
В 80-х годах в обряд бракосочетания стали вводиться народные элементы: так, при встрече жениха и невесты исполнялись величальные песни, на вышитом полотенце преподносился хлеб-соль. В те же годы уделялось большое внимание серебряным и золотым свадьбам, брачным юбилеям.
Кроме того, при проведении свадебных торжеств нередко учитывались актуальные социально значимые мероприятия и кампании. Например, во время активной борьбы с пьянством и алкоголизмом проводились свадьбы, исключающие употребление алкогольных напитков.
В 1968 году были приняты Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье, на основании которых в республиках были разработаны Кодексы о браке и семье (КОБИС).
В 1977 году семейные
нормы впервые вошли в
Во второй половине
80-х советский брачный
Информация о работе Свадьба в СССР: трансформации обрядности