Сущность, виды концепций социальных изменений

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 00:50, доклад

Описание работы

Изменения — это различия между тем, что представляла система в прошлом, и тем, что стало с ней через определенный период времени. Изменения присущи всему живому и неживому миру. Они происходят каждую минуту: «все течет, все изменяется». Человек рождается, стареет, умирает. Этот же путь проходят его дети. Распадаются старые и возникают новые общества.

Работа содержит 1 файл

социальные изменения.docx

— 28.08 Кб (Скачать)

Сущность, виды концепций социальных изменений

 

Изменения — это различия между тем, что представляла система в прошлом, и тем, что стало с ней через определенный период времени. Изменения присущи всему живому и неживому миру. Они происходят каждую минуту: «все течет, все изменяется». Человек рождается, стареет, умирает. Этот же путь проходят его дети. Распадаются старые и возникают новые общества.

В социологии под социальными изменениями понимают преобразования, происходящие с течением времени в организацииструктуре общества, образцах мышления, культуре и социальном поведении.

Факторами, причиной социальных изменений выступают многообразные обстоятельства, такие, как :

изменение среды обитания,

  динамика численности  и социальной структуры  населения, 

уровень напряженности и  борьбы за ресурсы (особенно в современных  условиях),

открытия  и изобретения,

аккультурация (усвоение элементов  других культур при  взаимодействии).

Тема социальных изменений была одной из центральных  в социологии XIX и XX вв. Это объяснялось  естественным интересом социологии к проблемам социального развития и социального прогресса, первые попытки научного объяснения которых  принадлежат О. Конту и Г. Спенсеру.

Социологические теории социальных изменений  принято разделять  на две главных  ветви — теории социальной эволюции и теории социальной революции, которые рассматриваются преимущественно в рамках парадигмы социального конфликта.

 

Социальная  эволюция

Теории социальной эволюции определяли социальные изменения как переход от одних стадий развития общества к более сложным. Предшественники эволюционистских теорий :

А. Сен-Симона.

Идея жизни общества как равновесии он дополнил положением о неуклонном последовательном продвижении общества к более высоким уровням развития.

О. Конт связал процессы развития общества, человеческого знания и культуры. Все общества проходят три стадии: примитивнуюпромежуточную и научную, которым соответствуют формы человеческого знания (теологического, метафизического и позитивного)

Эволюция  общества для него — это рост функциональной специализации структур и улучшение адаптации частей к обществу как целостному организму.

Виднейший представитель  эволюционизма Г. Спенсер представлял эволюцию как восходящее движение, переход от простого к сложному, не имеющий линейного и однонаправленного характера.

Любая эволюция состоит из двух взаимосвязанных процессов: дифференциации структур и их интеграции на более высоком уровне. В результате общества распределяются на расходящиеся и разветвляющиеся группы.

 

Социальные  эволюционные изменения, кроме фундаментального, могут протекать  в подвидах реформ, модернизации, трансформации, кризисов.

 

1. Реформы в социальных системах — преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни или всей социальной системы. Реформы, в отличие от революций, предполагают постепенные изменения тех или иных социальных институтов, сфер жизнедеятельности или системы в целом. Они проводятся с помощью новых законодательных актов и направлены на совершенствование существующей системы без ее качественных изменений.

Под реформами обычно понимают медленные эволюционные изменения, не приводящие к массовому насилию, быстрой смене политических элит, быстрым и радикальным изменениям в социальной структуре и ценностных ориентациях.

2. Социальная модернизация — прогрессивные социальные изменения, в результате которых социальная система(подсистема) улучшает параметры своего функционирования. Процесс превращения традиционного общества в индустриальное принято называть модернизацией. Социальная модернизация имеет две разновидности:

  • органическую — развитие на собственной основе;
  • неорганическую — ответ на внешний вызов, с целью преодолеть отсталость (инициируется «сверху»).

3. Социальная трансформация — превращения, происходящие в обществе в результате определенных социальных изменений, как целенаправленных, так и хаотичных.

 

Под социальной трансформацией обычно понимаются следующие  изменения:

  • Изменение политической и государственной системы, отказ от монополии одной партии, создание парламентской республики западного типа, общая демократизация общественных отношений.
  • Обновление экономических основ общественной системы, отход от так называемой центральной плановой экономики с ее распределительными функциями, ориентация на экономику рыночного типа, в интересах которой:
    • проводится разгосударствление собственности и широкая программа приватизации;
    • создается новый правовой механизм экономических и финансовых отношений, допускающий многоукладность форм экономической жизни и создающий инфраструктуру для развития частной собственности;
    • вводятся свободные цены.

В социологии социальных изменений существует значительное количество концепций, теорий и направлений. Рассмотрим наиболее исследованные: эволюционистскую, неоэволюционистскую и теорию циклических изменений.

Эволюцизм исходит из того, что общество развивается по восходящей линии — от низших форм к высшим. Это движение постоянно и необратимо. Представителями классического эволюционизма : Ч. Дарвин, О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм.

Классический  эволюционизм рассматривает изменения  как строго линейные, восходящие и  развивающиеся по единому сценарию. Эта теория неоднократно подвергалась обоснованной критике со стороны  ее противников.

 

В качестве аргументов выдвигались следующие  доводы:

  • многие исторические события имеют ограниченный и случайный характер;
  • рост многообразия человеческих популяций (племен, культур, цивилизаций) не дает оснований говорить о едином эволюционном процессе;
  • нарастающая конфликтогенность социальных систем не соответствует эволюционным взглядам на изменения;
  • имеющиеся в истории человечества случаи отступлений, провалов и гибели государств, этносов, цивилизаций не дают оснований говорить о едином эволюционном сценарии.

Эволюционистский  постулат (утверждение) о неизбежной последовательности развития подвергается сомнению тем историческим фактом, что в ходе развития одни стадии могут быть пропущены, а прохождение других — ускорено.

Нельзя  отождествлять эволюцию с прогрессом, так как многие общества в результате социальных изменений оказываются в кризисном состоянии и/или деградируют.

Классический  эволюционизм, по сути, исключает человеческий фактор в социальных изменениях, внушая людям неизбежность восходящего развития.

Неоэволюционизм.

Такие ученые, как Г. Ленски, Дж. Стюарт, Т. Парсонс .

Основные  положения неоэволюционизма

Если классический эволюционизм исходит из того, что  все общества проходят один и тот  же путь развития от низших форм к высшим, то представители неоэволюционизма приходят к выводу, что каждая культура, каждое общество наряду с общими тенденциями имеют свою логику эволюционного развития. Основное внимание направляется не на последовательность необходимых стадий, а на причинный механизм изменений.

При анализе изменений неоэволюционисты стараются избегать оценок и аналогий с прогрессом. Основные взгляды формируются в виде гипотез и предположений, а не в виде прямых утверждений.

Эволюционные  процессы протекают не равномерно по восходящей прямой линии, а скачкообразно и носят многолинейный характер. На каждой новой ступени общественного развития ведущей может стать одна из линий, игравших даже второстепенную роль на предыдущей стадии.

Теории  циклических измененийЦикличность различных природных, биологических и социальных явлений была известна уже в глубокой древности. Например, древнегреческие философы ПлатонАристотель и другие разработали учение о цикличности политических режимов власти.

В Средние  века арабский ученый и поэт Ибн Хальдун (1332-1406) сравнивал циклы цивилизации с жизненными циклами живых организмов: рост — зрелость — старость.

Теория  жизненных циклов цивилизаций нашла свое развитие в трудах английского историка А. Тойнби (1889-1975),который считал, что всемирная история представляет собой возникновение, развитие и упадок относительно замкнутых дискретных (прерывистых) цивилизаций. Цивилизации возникают и развиваются как ответ на вызов окружающей природной и социальной среды (неблагоприятные природные уcловия, нападение иноземцев, гонение предшествующих цивилизаций). Как только найден ответ, следует новый вызов и новый ответ.

 

Социальная  революция

Вторым видом  социальных изменений являются революционные.

Революция представляет собой быстрые, фундаментальные, социально-экономические и политические изменения, осуществляемые, как правило, насильственным путемРеволюция - это переворот снизу. Она сметает правящую элиту, доказавшую свою неспособность управлять обществом, и создает новую политическую и социальную структуру, новые политические, экономические и социальные отношения. В результате революции происходят базовые преобразования в социально-классовой структуре общества, в ценностях и поведении людей.

Революция вовлекает в активную политическую деятельность большие массы народа. Активность, энтузиазм, оптимизм, надежда на светлое будущее мобилизуют людей на ратные подвиги, безвозмездный труд и социальное творчество. В период революции массовая активность достигает своего апогея, а социальные изменения — невиданных темпов и глубины. К. Маркс называл революции «локомотивами истории».

По К. Марксу, революция — это качественный скачок, результат разрешения коренных противоречий в базисе общественно-экономической  формации между отсталыми производственными  отношениями и перерастающими их рамки производительными силами. Непосредственным выражением этих противоречий выступает классовый конфликт. В  капиталистическом обществе это  неустранимый антагонистический конфликт между эксплуататорами и эксплуатируемыми. Для выполнения своей исторической миссии передовой класс (для капиталистической  формации, по Марксу, — пролетариат, рабочий класс) должен осознать свое угнетенное положение, выработать классовое  сознание и сплотиться в борьбе против капитализма. Помощь в получении  необходимых знаний пролетариату оказывают  наиболее дальновидные прогрессивные  представители отживающего класса. Пролетариат же должен быть готов  решать проблему завоевания власти насильственным путем. По марксистской логике, социалистические революции должны были произойти  в наиболее развитых странах, поскольку  они более созрели для этого.

Последователь и ученик К. Маркса Э. Бернштейн в  конце  
XIX в., опираясь на статистические данные о развитии капитализма в индустриальных странах, усомнился в неизбежности революции в ближайшее время и предположил, что переход к социализму может быть относительно мирным и займет сравнительно долгий исторический период. В. И. Ленин модернизировал теорию социалистической революции, настаивая на том, что она должна произойти в наиболее слабом звене капиталистической системы и послужить «запалом» для мировой революции.

История XX в. показала, что и Бернштейн, и Ленин  оказались по-своему правы. Социалистических революций в экономически развитых странах не произошло, они были в  проблемных регионах Азии и Латинской  Америки. Социологи, в частности  французский ученый Ален Турен, считают, что основной причиной отсутствия революций  в развитых странах является институционализация  основного конфликта — конфликта  между трудом и капиталом. В них  действуют законодательные регуляторы взаимодействия между работодателями и наемными работниками, а государство  выступает в качестве социального  арбитра. Помимо этого, пролетариат  раннекапиталистического общества, которое изучал К. Маркс, был абсолютно  бесправен, и ему нечего было терять, кроме своих цепей. Сейчас положение  изменилось: в ведущих индустриальных государствах действуют и строго соблюдаются демократические процедуры  в политической сфере, а большая  часть пролетариата составляет средний  класс, которому есть что терять. Современные  последователи марксизма подчеркивают также роль мощного идеологического  аппарата капиталистических государств в сдерживании возможных революционных выступлений.

Информация о работе Сущность, виды концепций социальных изменений